«Темник» от МИД Украины: настучи на мужа, пока муж не настучал на тебя!
…Сотрудники МИД при встречах с сотрудниками других ведомств «один на один» с удовольствием разговаривают по-русски. Но стоит подойти коллеге-дипломату, следует мгновенный переход на державну мову. Как же нужно было запугать людей требованием «стучать» на «сознательно игнорирующих», что они стали бояться друг друга?Хочу начать свою статью с двух цитат.
1. «Хотел бы обозначить, что в обновлённой Украине, какой она стала после «оранжевой революции» и победы украинского народа, украинской демократии, не будет места для серой, невыразительной дипломатии – дипломатии, зависимой от чиновничьих интриг и византийских хитростей. В нашем государстве настало новое время – время обновления всех сфер внутренней политической деятельности, в том числе и внешней политики. Это время яркой, активной и наступательной демократии. В её авангарде я вижу молодых, талантливых, энергичных профессионалов. «Формула нового Тарасюка» – это стимулирование творческих поисков, креативности, ставка на профессионализм, порядочность и патриотизм в соединении с высокими знаниями, энергией обновлённого молодого лидерства в нашей системе»*
2. «Мы считаем, что расширение демократических ценностей, обеспечение верховенства права, защита прав человека, свободы слова, повышение благосостояния наших граждан и укрепление региональной и мировой безопасности является задачами нашего государства».**
Такие слова мог написать только тот, кто всей душой радеет за демократию, права и свободы человека. Тот, кто действительно хочет переродить, обновить, улучшить состояние украинской демократии.
Простите, я не представил вам автора.
Борис Иванович Тарасюк. Родился в 1949 году в городе Дзержинске Житомирской области Украины. В 1975 году закончил факультет международных отношений и международного права Киевского университета имени Тараса Шевченко. В 1975-1981 годах – атташе, 3-й секретарь, 2-й секретарь, 1-й секретарь МИД УССР. С 1981 по 1986 год – 2-й секретарь, 1-й секретарь Постоянного Представительства Украины при ООН в Нью-Йорке. В 1986-1987 годах – 1-й секретарь отдела международных организаций МИД УССР. С 1987 по 1990 год – инструктор отдела зарубежных связей ЦК КПУ. В 1990-1991 годах – советник, заместитель начальника отдела главного советника МИД Украины. В 1991-1992 годах – глава секретариата МИД – начальник отдела политического анализа и координирования. С марта 1992 года – заместитель министра иностранных дел Украины, глава Национального комитета Украины по вопросам разоружения, глава Государственной межведомственной комиссии по вопросам вступления Украины в Совет Европы. С декабря 1994 по сентябрь 1995 года – первый заместитель министра иностранных дел Украины. С сентября 1995 по 1998 год – чрезвычайный и полномочный посол Украины в Королевстве Бельгия, в Королевстве Нидерланды и Великом Герцогстве Люксембург; глава Миссии Украины при НАТО. С 1998 по 2000 год – министр иностранных дел Украины. С 1993 года – член Украинско-американского консультативного комитета, член Совета директоров Института исследований Восток-Запад в Нью-Йорке. В мае 2003 года избран главой Народного Руха Украины (НРУ). С апреля 2002 года народный депутат Украины от блока Виктора Ющенко “Наша Украина”. До назначения Министром иностранных дел в сентябре 2005 г. возглавлял парламентский комитет по вопросам европейской интеграции. 27 сентября 2005 г. был назначен Министром иностранных дел Украины.
Основатель и директор Института Евро-Атлантического Сотрудничества. Член Национального совета по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Евросоюза. Дипломатический ранг – Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины (1992). Награждён орденами «За заслуги» III (08.1996) и II степени (01.1999), Почётным знаком Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины (1992). Владеет английским, французским языками. Увлекается работой по дереву. Женат, воспитал сына и двух дочерей.
…Я родился и сформировался как личность во время существования Советского Союза. И твёрдо знаю, что глупых людей в дипломатических кругах не продвигали столь быстро по карьерной лестнице и не доверяли им ответственейшие государственные посты. А уж попасть в Постоянное Представительство при ООН в 32 года простой паренёк из провинциального городка мог только «за мозги». Ну и, конечно, при условии беззаветной преданности делу Ленина и коммунистической партии. О последнем говорит последующая должность Бориса Ивановича – инструктор ЦК КПУ. Убеждённый коммунист, прекрасно образованный, с отличными деловыми качествами, несгибаемый большевик – вот портрет любого сотрудника ЦК, попавшего в аппарат не «по блату». Умеющий вести за собой людей словом и делом.
Как получается у Б. Тарасюка вести за собой людей словом, читатель убедился в первых строках данного материала. А что же с делами? Так ли несгибаем в своём стремлении к свободам и общечеловеческим ценностям украинский вождь евроатлантической интеграции? Взглянем, что об этом говорит Б. Тарасюк не с трибуны электорату, а своим подчинённым, людям, которые от него полностью зависят. «По делам их узнаете их», сказано в Святом Писании. Если исходить из этого, то приведённый ниже документ – и есть истинное лицо поборника «европейских ценностей» Б. Тарасюка.
10.04. 2006 г. № 2/21-020-39
Руководителям дипломатических
представительств и консульских
учреждений Украины за рубежом
Руководителям структурных
подразделений центрального
аппарата МИД Украины
Вынужден наисерьёзнейшим образом обратить Ваше внимание на необходимость неукоснительного соблюдения статьи 10 Конституции Украины, которой обозначается, что «государственным языком в Украине является украинский язык».
Несоблюдение этого положения Конституции или сознательное игнорирование государственного языка в повседневной деятельности всех, без исключения, сотрудников дипломатического подразделения рассматривается как их несоответствие занимаемой должности. Работники центрального аппарата МИД и зарубежных дипломатических учреждений, как государственные служащие и представители Украинского государства, должны общаться исключительно на государственном языке, за исключением тех случаев, когда общение ведется украинским дипломатическим представительством с представителями страны пребывания или во время переговоров с иностранными делегациями.
Прошу провести соответствующую работу с коллективом подразделения, а руководителям заграничных учреждений – включительно с членами семьи работников диппредставительства. О случаях несоблюдения этого требования прошу безотлагательно информировать Департамент кадров. Ответственность за его выполнение возлагается персонально на руководителей учреждений и структурных подразделений.
Контроль за исполнением требования оставляю за собой.
Министр (подпись) Б.И.Тарасюк
Потрясающий документ! Потрясающий своим цинизмом – после громких слов о демократии, правах человека и стремлении к общечеловеческим ценностям.
Живо представляю картинку: в одном кабинете – два старых, умудрённых опытом еврея-аналитика обсуждают документ, и один из них, в силу образности мышления, вспоминает, как его отец говорил об аналогичных обсуждаемой ситуациях. Естественно, папа говорил на идиш. Открывается дверь, и на цитате из детства входит начальник. Готово! Служебное несоответствие. Или два крымских татарина в горячем споре друг с другом переходят на родной язык. А на них – стук-стук-стук в Департамент кадров. Со всех сторон. Ведь не настучишь ты – настучат другие, да ещё и попадёшь в список неблагонадёжных, не исполняющих распоряжение Министра. А ещё живее вижу, как ребёнок дипломата, заговоривший с мамой за рубежом на мове, отличной от государственной, становится причиной крушения папиной карьеры…
Скажете, 37-й год какой-то!? Ошибаетесь. В 37-м не требовали от руководителей диппредставительств, чтобы они ставили ультиматумы членам семей своего персонала с требованием не говорить на своём родном языке.
Будь эта директива распоряжением бригадира, скажем, строителей, я бы не удивился, насколько вопиюще его автор нарушает Основной Закон Украины. Но государственный чиновник высочайшего ранга, «лицо государства», представляющее страну за его рубежами… Может, Борис Иванович не читал Конституцию? Иначе, он заметил бы, что непосредственно за приведённой им цитатой из статьи 10 следует: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, иных языков национальных меньшинств Украины». Но Б. Тарасюку на это наплевать. Он решил, что «работники центрального аппарата МИД и зарубежных дипломатических учреждений, как государственные служащие и представители Украинского государства, должны общаться исключительно на государственном языке». Повседневно и везде. Даже в семье.
Думаете, это сказки? Давно отмечено, что сотрудники МИД при встречах с сотрудниками других ведомств «один на один» с удовольствием разговаривают по-русски. Но стоит подойти коллеге-дипломату, следует мгновенный переход на державну мову. Как же нужно было запугать людей требованием «стучать» на «сознательно игнорирующих», что они стали бояться друг друга? А ведь в той же Конституции статьёй 22 закреплено: «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть сокращены». И далее, в статье 64 указано: «Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме исключений, предусмотренных Конституцией Украины». В том числе, и свобода использования языка, предусмотренная статьёй 10 Основного Закона. А уж директива Министра никак не является составной частью Конституции.
Но Министр сказал, что применение иного, чем украинский, языка будет рассматриваться как несоответствие занимаемой должности, значит, так и будет! Подумаешь, статья 24 Конституции! «Не может существовать привилегий и ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, по языковым и иным признакам». Может! Если Министр сказал, значит может. А чем же, как не ограничением, является требование Министра никогда и нигде за границей не говорить на языке, отличном от украинского?
Громче всех ратующий за «общеевропейские ценности» Б. Тарасюк не может не знать, что одним из основополагающих прав человека является право на личную жизнь. Тем не менее, требует от руководителей зарубежных дипломатических учреждений провести соответствующее «внушение» членам семьи работников диппредставительства, дабы те тоже не вздумали повседневно общаться не на государственном языке. Не для «борца за права и свободы» украинских граждан статья 32 Конституции: «Никто не может пытаться вмешиваться в его (гражданина Украины – С.Г.) личную и семейную жизнь, кроме исключений, оговоренных Конституцией Украины».
Вот и спрашивается: Борис Иванович Тарасюк, Министр иностранных дел, один из лидеров «оранжевой революции», произошедшей под демократическими лозунгами, сознательно нарушает Конституцию или не знакомился с ней? Если второе, то грош цена такому государственному служащему, чьей прямой обязанностью является защита Конституции: незнание закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Если же Министр одним письмом нарушил сразу шесть статей Конституции сознательно, то ему прямая дорога на дачу показаний в прокуратуру.
Почему шесть статей, а не пять перечисленных? Потому что в Конституции Украины существует статья 68: «Каждый обязан неукоснительно придерживаться Конституции Украины и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей».
А вот посягать на честь, достоинство, права и свободы других людей, особенно если это его подчинённые, господину Министру не привыкать. Ещё в 1995-м г., когда Б.Тарасюка назначили руководителем посольства в Брюсселе, там началась безумная, ничем не оправданная ротация кадров. Чрезвычайный и Полномочный создал в коллективе жутчайшую атмосферу травли и издевательств. От людей требовалось изо дня в день работать в посольстве до 3-х часов ночи, а в 6 утра уже снова присутствовать на рабочем месте. Непокорные откомандировывались (что означает полный крах карьеры, если не немедленное увольнение) по представлению посла, не сумевшие выдержать уезжали сами (читай, увольнялись из МИДа). 2-3 недели – максимальный срок, на который хватало человека выдерживать непрерывные оскорбления посла и садистскую пытку бессонницей.
Поистине издевательство над подчинёнными – вообще характерная черта Б.Тарасюка. В комитете Верховной Рады по европейской интеграции, некогда возглавлявшемся нынешним Министром, до сих пор как страшный сон вспоминают измывательства «вождя евроинтеграции» над сотрудниками. Украинские дипломаты помнят, как во время визита в штаб-квартиру НАТО один из многолетних ближайших помощников Б.Тарасюка настолько вымотался под натиском его не в меру жёстких требований, что, чудом отпросившись на две минуты в туалет, уснул прямо на унитазе. Во время латиноамериканского турне Министра на приёме случился несчастный случай: неосторожный официант обварил кипятком спину одного из дипломатов. Но Б.Тарасюк в течение нескольких дней, пока продолжалось турне, не разрешал дипломату, спина которого от ожога покрылась огромными пузырями, оставить его даже для осмотра врачом, после чего ещё и объявил ему выговор за какие-то мнимые недочёты. Я не называю имён людей, пострадавших от садистских наклонностей Министра по единственной причине: многие из них, члены их семей, друзья, близкие, участники событий до сих пор являются подчинёнными Б. Тарасюка. Знают и молчат.
Знает и молчит весь МИД. Кроме нищенской зарплаты (от 100 долларов у атташе до 400 у начальника отдела), ради загранкомандировок, где они будут получать гроши в сравнении с гражданами страны пребывания, но в «твёрдой валюте», сотрудникам приходится терпеть ежедневные личные оскорбления. Отличительная черта украинского дипломата, по которой его можно безошибочно отличить в толпе коллег из других стран, – затравленный взгляд.
Бесправие людей, представляющих державу за рубежом, просто поражает. Уйти с рабочего места раньше 22 часов просто не реально: любое напоминание о законодательно установленном восьмичасовом рабочем дне парируется стандартным ответом – если хочешь работать 8 часов в день, тогда ищи другую работу. При том, что правилом является работа в выходные дни. Праздников же дипломаты, работающие за рубежом, не видят вообще. В праздничные дни, установленные страной пребывания, посольство работает в обычном режиме: это не украинские праздники. А в дни украинских праздников работают учреждения страны пребывания, и украинским дипломатам, чтобы не останавливать взаимодействие с ними, приказывают находиться на рабочих местах. Сопровождение делегаций, поручаемое дипломату, порой длится по 15-20 часов в сутки и не является оправданием для отсрочки в подготовке документов МИДа или посольства. Подавляющее большинство сотрудников зарубежных посольств, даже работающих в странах с опасными природными условиями, не обеспечено медицинскими страховками. Дипломат, заболевший во время загранкомандировки, просто высылается на Родину для лечения за свой счёт.
Несколько месяцев назад произошёл вопиющий случай. Семья погибшего в Германии во время служебной командировки дипломата потребовала от МИДа компенсацию за потерю кормильца, на что зам. главы Департамента кадров Г.Ильченко в присутствии Министра и сотрудников Кабмина заявил матери погибшего: «А вы сначала докажите, что Ваш сын погиб при исполнении служебных обязанностей». Думаете, одёрнул наглого чиновника Министр? Отнюдь.
Растоптанное постоянными унижениями достоинство, нищенская зарплата, хроническое недосыпание, нервное и физическое истощение – вот удел сотрудника МИД со дня прихода Б.Тарасюка на пост Министра в 1998-м году. Не удивительно, что за эти годы министерство растеряло почти всех квалифицированных дипломатов. Не удивительно, что стране катастрофически не хватает кадров для назначения послами. Не удивительно, что резко снизился уровень внешнеполитических инициатив Украины. Не удивительно, что украинский МИД последнее время проигрывает одно за одним все дипломатические сражения, включая столь любезную Б.Тарасюку евроатлантическую интеграцию. Борис Иванович взял курс на вытеснение строптивых и «зажравшихся» кадровых дипломатов безропотными новичками из депрессивных регионов: ради вожделенной загранкомандировки они годами будут терпеть любые измывательства. Ещё год назад сотрудник МИД, ярый сторонник УНА-УНСО, восхищался несгибаемостью Б. Тарасюка в отношении России. А сегодня он снова на Майдане, возмущаясь, что такой тирании, какую устроил в Министерстве Б. Тарасюк, «не было даже при коммуняках».
Но дипломат – это не дворник, «мастерству» которого можно обучиться за пару месяцев. Чтобы дипломат начал трудиться с полной отдачей, ему нужно не менее 10 лет практики. Многие же сотрудники министерства, вернувшись из заграничной командировки и на своей шкуре почувствовав «формулу нового Тарасюка», увольняются из МИДа. Даже сам Министр признаётся: «С оглядкой на свой опыт работы, я могу сказать, что во все периоды (когда я был в руководстве МИД) всегда были и остаются две проблемы: это кадровый голод на сотрудников высокой квалификации и недостаток финансирования. Эти проблемы были, есть и пока остаются основными в развитии деятельности украинского внешнеполитического ведомства».***
Вы помните мои фантазии о последствиях того, как два еврея или два крымских татарина в здании МИД роняют фразы на родном языке? Сразу скажу, что эти зарисовки нереальны. Именно из-за своей фантастичности: и евреев, и крымских татар в Министерстве иностранных дел Украины – после прихода в его руководство Б.Тарасюка – нужно искать днём с огнём. Впрочем, «схидняков» и киевлян там тоже не густо. Зато число «национально-свидомых» выходцев из Львовской, Тернопольской, Черновецкой, Ивано-Франковской областей давно зашкаливает все разумные пределы. И становится ясно, против какого «негосударственного» языка направлено грозное письмо Министра.
Того самого, к носителям которого Борис Иванович питает такую ненависть, что держит в своём рабочем кабинете плакат «Кляти москали!». Как спрашивал еженедельник «Зеркало недели», можно ли представить себе, чтобы, например, у Кондолизы Райс в кабинете висел плакат «Проклятые арабы!»? А поборник демократических ценностей и сторонник профессионализма и порядочности в дипломатии Б.Тарасюк может себе такое позволить. Потому что он – не только Министр, назначенный на свою должность от партии, победившей в «оранжевой революции», а ещё и руководитель Народного Руха Украины.
Если лидер Народного Руха В.Чорновил умел сдерживать шовинистские порывы членов этой политической партии, оставаясь на позиции патриота Украины, то с избранием Б. Тарасюка завершился процесс скатывания Руха в число маргинальных ультранационалистических политических сил, начавшийся после гибели В. Чорновила. Б.Тарасюк предпочитает блокироваться только с теми, кто, как и он, ненавидит Россию и всё русское. Соответствует ли это интересам безопасности государства, о которой на словах так печётся со своего высокого государственного поста Б. Тарасюк, его не волнует. Так Министр и лидер Руха, яростно осуждающий – как составляющие угрозу национальной безопасности Украины – любые попытки обсуждения вопросов федерализации страны, подписал перед парламентскими выборами 26 марта 2006 года соглашение о совместной деятельности с непризнанным Меджлисом крымских татар, ставящим своей целью создание независимого крымскотатарского государства. И не помешала сему государственному деятелю ни забота о территориальной целостности Украины, ни неоднозначная репутация самого Меджлиса на международной арене.
Как и многие прочие современные мелкие тираны, рвущиеся к власти, Б.Тарасюк – продукт своей эпохи. Когда нужно было быть «благонадёжным» и «идейно-выдержанным» для успешной карьеры советского дипломата, он являл собой образец «идейно-выдержанного». Когда требовалась «преданность делу коммунистической партии», Борис Иванович успешно изображал «преданного» в ЦК КПУ. Заговорил Л.Кучма о необходимости интеграции в НАТО и ЕС – так не нашлось более яростного проводника курса на евроатлантическую интеграцию Украины, чем Б. Тарасюк. Как только оказался востребован украинский национализм, бывший сотрудник аппарата ЦК Компартии Украины Б.Тарасюк, много лет стоявший на принципах большевистского интернационализма, снова показывает пример и «кузькину мать» остальным, «несвідомим». Пришла к власти антикризисная коалиция, о сотрудничестве с которой Борис Иванович даже слышать не хотел, снова назначили его на пост Министра иностранных дел, и лидер Руха тут же заговорил о том, что он будет работать в коалиционном правительстве его непримиримых врагов. А 1 сентября нынешнего года, выступая перед слушателями Дипломатической академии, даже заявил, что у Украины с Россией должны быть дружеские отношения. Будто бы не было ни потоков хулы на северо-восточного соседа из его уст, ни попыток в нарушение «Большого договора» изгнать из Севастополя Черноморский флот, ни поисков «руки Москвы» по любому поводу, ни объявления персонами нон-грата российских парламентариев, ни создания антироссийского политического блока ГУАМ. В позднесоветское время это называлось «колебаться вместе с колебаниями линии патрии».
«Оранжевая революция смогла произойти благодаря тому, что ценности и свободы демократии, олицетворением которых является Совет Европы, крепко закрепились в сознании украинского народа, который решительно выступил и отстоял своё право на свободные и честные выборы и свободу строить своё будущее».**** Мне интересно: Б. Тарасюк согласовывал написанное в своей директиве с теми ценностями и свободами демократии, олицетворением которых является Совет Европы? Будут ли приведённые в статье факты откровением для европейских политиков и правозащитных организаций? Сделает ли какие-то выводы относительно истинного лица украинского «лидера евро-атлантической интеграции» международный дипломатический корпус?
Кто только ни говорил Б. Тарасюку, что Украина не нужна в Объединённой Европе, – и французы, и испанцы, и немцы, и финны. И даже высший орган – Саммит глав государств Европейского Союза – заявлял, что больше никого не будет принимать в свои ряды – а всё твердит Борис Иванович, что нет никаких препятствий для вступления страны в ЕС. Уж кто только ни писал, что вступление Украины в НАТО обойдётся стране в десятки миллиардов долларов, взять которые неоткуда, а сама идея вступления пользуется поддержкой лишь незначительной части населения, а всё норовит Борис Иванович, не спрашивая мнения сограждан, втянуть страну в этот военный блок. Антикризисная коалиция предложила самый демократичный способ решения вопроса со вступлением Украины в НАТО – путём референдума. Но громче всего возмущался тем, что Премьер-министр В.Янукович не подал заявки на вступление в обход этой демократической процедуры, «воплощение украинской демократии на международной арене» Б.Тарасюк. Тот самый Б. Тарасюк, пытающийся выдать НАТО чуть ли не посиделками мирных бабушек-одуванчиков, которым просто нравится вместе проводить время. Ему ли, бывшему представителю Украины при штаб-квартире НАТО, не знать правды?
Вот слова Министра обороны Бельгии Ж.-А. Режибо из интервью газете «2000» (№ 32, 11-17 августа 2006 г.): «НАТО – в первую очередь военный альянс».
Вот они, те самые «византийские хитрости», которых, как обещал Министр, когда-нибудь (неужели только после отставки Б.Тарасюка?) не будет в украинской дипломатии.
Опыт показывает, что подавляющее большинство политиков на территории бывшего СССР после пары лет присутствия во власти «бронзовеет»: полностью отрывается от реальности, надежд и чаяний простых людей, живя в собственном виртуальном мирке и превращаясь в монументы самим себе. Б.Тарасюк, много лет курсирующий из руководства МИД в депутаты и обратно, – к сожалению, не исключение… Может, и Б. Тарасюк, сменивший министерское кресло на цивильный сюртук, когда-нибудь узнает, чего хотят «простые» соотечественники. И как относятся к идее вступления в НАТО его идейные товарищи – украинские националисты…
* Выступление Б. Тарасюка перед представителями СМИ. 8.01.2005.
** Интервью Б. Тарасюка газете «День» 8.12.2005.
*** Интервью Б. Тарасюка Интернет-изданию «Западная информационная корпорация», 17.01.2006.
**** Статья Б. Тарасюка «Путь Украины в ЕС и НАТО начался с Совета Европы», газета «День», 17.11.2005.
Семён Горобец
Tweet