Они должны всей Украине! Рейтинг скандальных должников
Этот рейтинг — попытка привлечь общественное внимание к проблеме, которая уже давно приобрела угрожающие масштабы. К сожалению, практически никого из «прогадавших» или проворовавшихся собственников и менеджеров проблемных банков, некоторые из которых фигурируют в этом рейтинге, компетентные органы пока так и не призвали к ответу.
А многие из этих бизнесменов, злоупотребив доверием вкладчиков, инвесторов, партнеров, кредиторов, продолжают занимать высокое общественное положение, пользуясь политическим и административным влиянием и ресурсом.
В отечественной финансовой системе образовался огромный тромб, закупоривший один из ключевых каналов ресурсной подпитки реального сектора экономики. Эта закупорка, увы, не рассасывается сама по себе. И через два года после начала кризиса проблемные займы продолжают накапливаться. Объемы только официально зафиксированных статистикой Национального банка просроченных кредитов, по опубликованным на нынешней неделе августовским данным, уже превысили 85 млрд. грн., увеличившись с начала 2009-го почти в пять раз.
Реальные объемы «проблемки», как свидетельствуют не только оценки рейтинговых агентств, могут оказаться большими в разы. Десятки миллиардов выданного Национальным банком на рубеже 2008—2009 годов и затем успешно пролонгированного стабилизационного рефинансирования, скорее всего, маскируют именно эту проблему.
Невозвратные кредиты тяжким грузом висят на балансах финансовых учреждений, но это проблема не только банкиров. Какие бы «теплые чувства» ни питал к финансистам каждый отдельно взятый гражданин, это проблема всего общества.
Первая причина, побудившая к составлению рейтинга, состоит в том, что, не вылечив банковскую систему, нечего рассчитывать на полноценное восстановление ее посреднических функций и, соответственно, качественный рост кредитования и инвестиций.
Опасаясь новых невозвратов, банкиры не только завышают кредитные ставки, но и дуют на холодное, предъявляя к потенциальным заемщикам мыслимые и немыслимые требования. Объемы кредитов в экономику по сравнению с началом нынешнего года по-прежнему в минусе, а их сроки составляют в основном несколько недель или месяцев, в лучшем случае — год.
Значит, будут дожидаться лучших времен проекты по открытию новых производств и созданию рабочих мест, не возрастет предпринимательская активность, а вместе с ней — зарплаты и налоговые поступления. В условиях скудного бюджета тщетно рассчитывать на дополнительные ресурсы не только для развития здравоохранения, образования или коммунальной сферы, но и для индексации социальной помощи, пенсий, зарплат, стипендий.
Такая вот очевидная цепочка, которая замыкается в порочный круг.
Вторая причина, повышающая общественную значимость проблемных кредитов, заключается в том, что львиная их доля — это средства вкладчиков, доверивших банкам свои сбережения. Так что проблемные 85 млрд. — это в основном их деньги.
Конечно, мы не собираемся идеализировать и представителей банковского цеха. Увы, в Украине слишком широко распространены так называемые банки-«пылесосы», пускавшие привлеченные деньги на финансирование бизнесов и проектов, принадлежащих собственникам (или связанным с ними лицам). Большая часть тех миллиардов, которые не смогли без помощи государства (а некоторые не могут до сих пор) вернуть «Надра», Укрпромбанк, Укргазбанк, «Родовид Банк», «Киев», Трансбанк и другие, были «оприходованы» своими для своих.
Уже проглотив десятки казенных миллиардов, рекапитализированные банки продолжают требовать новых бюджетных вливаний. Это тоже наши с вами деньги, деньги налогоплательщиков, которые могли бы пойти на детские дома и библиотеки, больницы и музеи, дороги и коммуналку. А еще — достойные зарплаты медикам, учителям, военным.
К сожалению, практически никого из «прогадавших» или проворовавшихся собственников и менеджеров проблемных банков, некоторые из которых фигурируют в нашем рейтинге, компетентные органы пока так и не призвали к ответу.
Многие из этих бизнесменов, злоупотребив доверием вкладчиков, инвесторов, партнеров, кредиторов, продолжают занимать высокое общественное положение, пользуясь политическим и административным влиянием и ресурсом. И в этом заключается еще одна, третья по счету, но не по значимости причина, по которой мы взялись за составление рейтинга скандальных должников.
Люди, банально не платящие по счетам, считают себя элитой, входят в партийные списки и предвыборные штабы, возглавляют общественные движения и делятся наполеоновскими планами с обложек журналов и телевизионных экранов. А общество слепо голосует за них и приютившие их политические силы.
Таким образом, мы сами виноваты в том, что в понимании нечистоплотного бизнесмена репутация — дело не столько наживное, сколько покупное.
Но ведь закон сохранения материи не может отменить ни одна взятка. И для того, чтобы деньги появились в маленьких карманах, кто-то должен достать положенное из большого и вернуть.
Базой для составления нашего рейтинга стали данные о наличии конфликта между кредитором и заемщиком из открытых источников.
Мы анализировали информацию:
— официальных баз данных (в том числе и судебных решений);
— не опровергавшихся публикаций о конфликтах в СМИ;
— официальных сообщений государственных
органов и коммерческих организаций;
— данные банков-кредиторов.
Рейтинг рассчитан по четырем основным параметрам:
1. Общественный статус (публичность персоны).
2. Объем предъявляемых должнику претензий.
3. Оценка состояния должника.
4. Публичность и рыночные позиции бизнеса должника.
1. Публичность персоны:
— человек, занимающийся общественной
и/или публичной деятельностью (общественный или профсоюзный деятель), чиновник местного (районного или городского) уровня, член политической партии — 1 балл;
— известный бизнесмен, уделяющий большое значение формированию собственного имиджа, неоднократно упоминавшийся в публикациях СМИ, — 2 балла;
— элита областного уровня: главы и члены областных советов и советов крупных городов, мэры и кандидаты в мэры крупных городов — 3 балла;
— депутаты и их окружение: члены парламентских фракций, приближенные к власти бизнесмены, способные влиять на принимаемые высшими чиновниками и органами государственной власти решения, — 4 балла;
— «золотая тридцатка» Украины (руководители правительства и ключевых министерств, Верховной Рады, администрации президента) — 5 баллов.
2. Объем предъявляемых должнику претензий.
Сумма задолженности стала отправной точкой при формировании первоначального списка. Также мы посчитали целесообразным придать этому компоненту вдвое больший, по сравнению с остальными, удельный вес.
Минимальным («проходным») порогом для включения должника в рейтинг был определен долг в 1 млн. в долларовом эквиваленте. В зависимости от размеров проблемного долга должникам присваивались:
— от 1 до 9,99 млн. долл. — 2 балла;
— от 10 до 49,99 млн. — 4 балла;
— от 50 до 99,99 млн. — 6 баллов;
— от 100 до 499,99 млн. — 8 баллов;
— 500 млн. долл. и выше — 10 баллов.
3. Оценка состояния должника.
Мы исходили из ранее публиковавшихся публичных оценок состояния должника, т.е. стоимости поддающихся оценке активов, задекларированных ранее
и выведенных из тени и имеющих статус цивилизованного бизнеса. При оценке состояния от 1 до 9,999 млн. должнику присваивался 1 балл;
— от 10 до 49,999 млн. долл. — 2 балла;
— от 50 до 99,999 млн. долл. — 3 балла;
— от 100 до 499,999 млн. долл. — 4 балла;
— 500 млн. долл. и выше — 5 баллов.
При отсутствии публичной оценки/данных
о состоянии должника — 0 баллов.
4. Публичность и рыночные позиции бизнеса должника.
Второй по значимости компонент, который мы определяли по следующим критериям:
4.1. Форма собственности, публичность обязательств:
— собственник или соучредитель бизнеса в форме ООО — 1 балл;
— собственник или совладелец бизнеса в форме ЗАО (обязательна регистрация акций
и публикация годовой финансовой отчетности) — 2 балла;
— собственник или совладелец бизнеса в форме ОАО (подписка на акции осуществляется публично, регулярно публикуется годовая отчетность) — 3 балла;
— собственник или совладелец банка/финучреждения, управляющего средствами вкладчиков; предприятия, значимая доля акций которого принадлежит большому количеству миноритариев; компании, осуществившей эмиссию публичных долговых обязательств (облигаций) внутри Украины, — 4 балла;
— собственник или совладелец бизнеса, проведшего IPO или публичное размещение долговых обязательств на международных финансовых площадках, — 5 баллов.
4.2. Рыночные позиции.
Дополнительные баллы в категории начислялись компаниям — производителям, поставщикам товаров и услуг:
— с установленными объемами валовой годовой выручки от 10 до 100 млн. долл. или рыночной долей от 1 до 5% — 1 балл;
— с установленными объемами валовой годовой выручки от 100 до 500 млн. долл. или рыночной долей от 5 до 30% рынка (лидер в своем рыночном сегменте) — 2 балла;
— с установленными объемами валовой годовой выручки 500 млн. долл. и выше или долей рынка свыше 30% (монопольное положение) —
3 балла.
4.3. Известность, узнаваемость бренда
компании.
Дополнительные баллы начислялись при наличии у компании-должника торговой марки, узнаваемой в Киеве и/или областных центрах (1 балл), а также узнаваемой в общенациональных масштабах и/или осуществляющей поставки продукции под определенным брендом на внешние рынки (2 балла).
Александр Дубинский, Василий Пасочник, Юрий Сколотяный, Зеркало недели
Tweet