Забор еще не раз сломают: расходы на депутатские льготы в 100 раз выше, чем на «чернобыльские»

Если отобрать у «народных» депутатов льготы, а у МВД, Генпрокуратуры, СБУ и Гостаможни — бюджетную «прибавку», «чернобыльцам» денег хватит.

По подсчетам руководителя парламентского комитета по социальной политике Василия Хары, результатом плодотворной работы парламентариев на ниве взращивания все новых и новых категорий льготников стало то, что для выполнения всех принятых законов государству необходимо порядка 100 млрд гривен. Это чуть меньше трети всего государственного бюджета на 2012 год, плановые поступления в который составят 337,5 млрд гривен.

И хотя власти традиционно стараются не сокращать социальные программы накануне выборов (парламентские, как известно, назначены на следующий год), претензии

Депутат – пожизненный народный иждивенец

Где взять деньги на эти и другие запланированные государством расходы? Власть предержащие решили вынуть их из карманов простого народа. В данном случае – отобрать у льготников. Между тем, если бы правительство и парламент преследовали целью хотя бы формально соблюсти принцип социальной справедливости, то начинать компанию по отмене льгот им следовало бы с самих себя. Может быть, 100 миллиардов таким путем сэкономить и не удастся, но положительное впечатление на простой люд это могло бы справить.

— По закону «О государственной службе», чиновникам раз в году положена материальная помощь на оздоровление в размере зарплаты. При выходе на пенсию им начисляют единоразовую помощь в размере 10 окладов. Если госслужащий работает в прокуратуре или следственных органах других ведомств, он имеет право на первоочередное получение жилья от государства.

При покупке квартиры у местных органов власти такие чиновники имеют право на 50% скидку от стоимости имущества. Помимо того, они оплачивают 50% стоимости коммунальных услуг и телефонной связи, — рассказала специалист отдела кадров одной из государственных структур Анна Андрейченко.

Судьи получают зарплату размером в 6 минимальных зарплат (к 2015 году эта пропорция увеличится до 15 «минималок») и доплаты за выслугу лет, админдолжность, научную степень и работу с гостайнами размером от 10% до 80% оклада. Им предоставляется служебное жилье в районе их работы. Для судей и членов их семей предусмотрено право бесплатного пользования услугами ведомственных больниц.

Народные депутаты пользуются множеством льгот от избрания и до конца своих дней. Действующие парламентарии получают денежную компенсацию служебных трат в размере месячной зарплаты – более 20 тыс гривен. Имеют право бесплатно ездить в пассажирских поездах, автобусах, самолетах и в городском транспорте. Если депутат перемещается на собственном авто, ему обязаны безвозмездно предоставить место на парковке.

Ему положено бесплатное обслуживание в медицинских заведениях, каждый год выдаются путевки в лучшие санатории, в отпускной период депутат получает помощь на оздоровление в размере двойной месячной зарплаты – под 50 тысяч гривен. Государство покупает каждому народному избраннику квартиру в Киеве. Если тот в жилье не нуждается – выдает денежную компенсацию в размере полной стоимости положенных квадратных метров.

После окончания срока действия депутатских полномочий, народный избранник имеет право целый год нигде не работать и при этом получать полный свой парламентский оклад со всеми надбавками. При выходе на пенсию ему назначат содержание в размере 80% от уровня зарплаты действующих депутатов. До конца жизни экс-парламентарий сможет пользоваться бесплатным лечением в больницах и поликлиниках при органах государственной власти.

Президент, премьер-министр, председатель Верховной Рады и члены Кабмина находятся на полном государственном обеспечении, которое включает решение всех их бытовых проблем – от обеспечения питанием и одеждой, до служебных поездок и содержания резиденций. Для этого государство тратит немало средств на обширный штат охраны, поваров и прочей обслуги, закупку товарной номенклатуры и расходных материалов.

Милиция стране дороже, чем врачи

Красивая жизнь народных слуг на фоне бедствующего населения, 10% которого, согласно последним опросам, испытывают трудности даже с пропитанием, выглядит вызывающе. И пусть народных депутатов, судей, прокуроров и членов правительства в Украине сравнительно не много, каждый из них потребляет государственных ресурсов столько же, сколько нужно для удовлетворения потребностей сотни, а то и тысячи льготников. Кроме того, расходы на их обеспечение из года в год повышаются пропорционально росту числа госдеятелей-пенсионеров.

 

Расходы казны на содержание органов власти в минувшем, текущем и будущем году (тысяч гривен)
  Госуправление делами Кабинет министров Верховная Рада Судебная администрация Генпрокуратура Министерство внутренних дел
2012 1 437 566,4 255 227,7 865 071,2 3 945 243,0 2 477 532,8 14 434 644,2
2011 1 388 344,7 328 151,4
924 450,9
2 630 073,3 2 271 142,3 13 858 393,6
2010 946 724,1 311 845,5 822 152,5 2 469 445,6 1 217 656,3 11 806 584,3
 

 

Ассигнования государства на медобслуживание депутатов и высших должностных лиц в проекте бюджета 2012 года заложены в размере 465 млн гривен. Если вспомнить, что количество парламентариев в нашей стране – 450 человек и еще примерно столько же чиновников относится к категории высших должностных лиц, то получиться, что на здоровье каждого высокопоставленного «народного слуги» государство в следующем году потратит около полумиллиона гривен.

Материально-техническое и информационно-аналитическое обеспечение работы Администрации президента обойдется отечественным налогоплательщикам в 335 млн гривен. В текущем году эта статья расходов на 131 млн гривен меньше. Расходы на авиаперелеты президента, председателя Верховной Рады и премьер-министра составят 187 млн гривен. Столько же на эти цели отводится и в нынешнем году.

— Бюджет Госуправления делами в будущем году увеличится на 10.7 %. Финансирование МВД – на 10.6 %. В то же время Минздраву государство выделит всего на 1% средств больше, — подсчитала оппозиционный народный депутат Елена Шустик.

На фоне проблем с финансированием социальных проектов несвоевременными выглядят также ряд многомиллионных проектов, реализацию которых предлагается оплатить из казны следующего года. Например, на программу создания компьютерной системы «Электронное правительство», и «Единое окно» понадобится 134 млн гривен.

На проведение земельной реформы, против которой выступают многие общественные и политические организации, потратят 333 млн гривен. На строительство и покупку жилья для служащих госструктур – 90 млн гривен. Широко анонсированная программа установки тепловых счетчиков в жилых домах потянет на 350 млн гривен. Принесет ли это ожидаемый эффект в виде экономии газа – не известно, а вот денежки из казны в случае неудачи никто не вернет.

Активность правительства по созданию региональных оптовых сельхозрынков обойдется государству в 200 млн гривен. Строительство сети спортивных комплексов с искусственным льдом (тысячам недоедающих украинцев они, видимо, необходимы сейчас, как воздух), также отберет у льготников и прочих социально незащищенных 200 млн гривен. Усовершенствование системы соцпомощи населению выльется в 101 млн гривен затрат.

Неадекватность трат на содержание чиновничьего аппарата и несвоевременность ряда программ стала ясна не только общественным активистам а и отдельным депутатам. Народный депутат Игорь Рыбаков зарегистрировал предложение урезать общие затраты на содержание законодательной и исполнительной власти в Украине на 30% и ограничить некоторые льготы нардепов.

Депутат Ярослав Джоджик считает нужным уменьшить финансирование Госуправления делами более чем в 2 раза, определив бюджет этой структуры вместо 1,437 млрд гривен в 688 млн гривен.

Фракция «Наша Україна» выступила с предложением уменьшить количество средств для МВД в следующем году на 1,7 млрд гривен, Генпрокуратуры — на 1 млрд гривен, СБУ на – на 300 млн гривен, Минюста — на 1 млрд гривен, ГНСУ — на 1,5 млрд гривен.

Приняв все эти и ряд других предложения Верховная Рада могла бы сэкономить до 10 млрд гривен. Этих средств хватило бы на сохранение действующих льгот и афганцам, и наиболее заслуженным чернобыльцам. Однако нынешние власти ограничивать себя в средствах не привыкли. И даже бурное проявление народного недовольства, как показывают последние события, не способно заставить их поумерить аппетит.

Автор: Евгений Евсеев,  Финобзор

Читайте также: