Черкассы: выборы и вирусная шизофрения
Вот уже четыре года, со времен переворота в Приднепровской райраде, Черкассы абсолютно безнаказанно демонстрируют всей стране одну из самых эффективных технологий в ходе выборов — петинциарную. Правда, слава Богу, в 2006-м году обошлось уже без главных по жизни «петинциариев» — простых уголовников. Теперь нужный результат достигается поинтеллигентней — только при помощи судей и избирательных комиссий как в одном флаконе, так и по отдельности. Яркой иллюстрацией этого стали мартовские выборы и июньские перевыборы мэра Черкасс. И те, и другие, как известно, не состоялись. «На тебя готов, милок, фицияльный некролог.
Нам осталось лишь решить, как тебя нам порешить…
Канделябром оглушить иль подушкой придушить»
(Л. Филатов, «Сказка про Федота стрельца»)
Вот уже четыре года, со времен переворота в Приднепровской райраде, Черкассы абсолютно безнаказанно демонстрируют всей стране одну из самых эффективных технологий в ходе выборов — петинциарную. Правда, слава Богу, в 2006-м году обошлось уже без главных по жизни «петинциариев» — простых уголовников. Теперь нужный результат достигается поинтеллигентней — только при помощи судей и избирательных комиссий как в одном флаконе, так и по отдельности. Яркой иллюстрацией этого стали мартовские выборы и июньские перевыборы мэра Черкасс. И те, и другие, как известно, не состоялись.
О срыве повторных выборов в Черкассах начали говорить еще до назначения даты их проведения. Причем все без исключения рейтинговые кандидаты. Только к концу мая двое из них (сначала Одарич, потом Райков) стали активно вести реальную избирательную кампанию. Как шутили в Черкассах, — за Черкасскую ТЭЦ, за которую, по слухам, идет борьба между патронами кандидатов Бродским и Салыгиным. Один из фаворитов мартовских выборов Владимир Космина, казалось, полностью самоустранился от участия в выборах. Виктор Билоусов в силу ограниченности финансовых ресурсов особо не светился в СМИ, но старался принимать участие во всех проводимых общественными организациями мероприятиях. Кстати, рейтинг Виктора Федоровича, по мнению наблюдателей, возрастал. В соцопросах, проводимых политическими партиями в конце мая, Билоусов шел почти на равных с лидером рейтингов Райковым. Хотя эти опросы нельзя назвать репрезентативными, но результаты их мало разнились. Во всех случаях было опрошено по 1000 респондентов, третья часть из каждой тысячи конкретно заявляла, что в день выборов на участки не придет. Правда, уже в июне, по заявлениям кандидата в мэры Сергея Одарича и социологической службы Социс, явка избирателей обещала быть высокой, а лидером кампании уже стал якобы Сергей Одарич. Электорат по-прежнему продолжали стращать угрозой срыва выборов.
Честно говоря, все потуги испугать черкасских обывателей тем, что некая сила (а точнее Владимир Олейник) лишит их возможности воспользоваться своим конституционным правом и выполнить свой гражданский долг, заставляют вспомнить старый анекдот. Эксгибиционист у лифта подкараулил пожилую женщину и неожиданно распахнул перед нею свое пальто, под которым и фигового листочка не было. Женщина с сумками в руках задумчиво посмотрела на его мужское достоинство и говорит: «А яйца я и забыла купить».
Черкасский обыватель давно уже уяснил, чем у нас являются выборы, и понял, что на них решаются отнюдь не проблемы рядовых избирателей. Июньские выборы не стали исключением. В ходе выборов безуспешно пытались решить, во-первых, проблему смены элит, во-вторых, утрясти взаимоотношения между властью и крупным бизнесом. Электорату же отдельные кандидаты своими программами устроили тест на олигофрению.
Бесспорно, самая яркая предвыборная кампания была у Сергея Одарича. Однако этот реформаторский азарт оказался ничем не подстрахован. Программа его была слишком революционна и абсолютно финансово не обеспечена. Это дало повод однопартийцам раскритиковать ее в пух и прах.
5 июня 2006 года в центральном офисе партии ВО «Батьківщина» состоялось совещание при участии народных депутатов и членов партии Н. Томенко, М. Бродского, П. Костенко, В. Олейника, О. Данилова, В. Греся и С. Одарича. На этом совещании приняли решение обязать Сергея Одарича скорректировать предвыборную программу, изъяв из нее пункты, которые невозможно выполнить и которые наносят ущерб авторитету партии ВО «Батьківщина» и ее лидера Тимошенко.
Владимир Олейник сообщил присутствующим, что подавляющее большинство депутатов фракции БЮТ в городском совете считают обязательства, взятые перед избирателями Сергеем Одаричем, противоречащими здравому смыслу и программе БЮТ. Сергей Одарич сознательно обманывает избирателей, используя репутацию и авторитет Юлии Тимошенко. Депутаты городской фракции БЮТ считают, что программа, которой оперирует перед избирателями Сергей Одарич, противоречит экономическому толку и не имеет под собою правовых основ.
Особенность положения, в котором оказался Одарич, состояла в том, что отозвать свою программу кандидата он не мог — это означало бы автоматическое снятие его с предвыборной гонки. Поэтому было решено встретиться с Сергеем Одаричем еще раз — 8 июня при участии фракции депутатов городского совета БЮТ для обсуждения этих вопросов. Однако Сергей Одарич в этот же день в 14.00 срочно созвал пресс-конференцию, на которой сделал достоянием гласности свое открытое письмо руководству БЮТ. Пресс-служба «Батьківщини» отмечает, что «в нем он изложил искаженные и неправдивые факты выгодным для себя образом и ни словом не вспомнил о настоящих причинах конфликта. Его целью было спровоцировать конфликт и скандал, лишь бы избегнуть нормального внутрипартийного разговора и отвлечь внимание от действительно важных вопросов».
Более того, пресс-служба отмечала, что Одарич фактически начал кампанию срыва выборов городского головы в Черкассах.
Открытое письмо Сергея Одарича содержало дерзкое требование исключить из рядов БЮТ трех народных депутатов Украины — Олейника, Губского и Ересько, депутата Черкасского горсовета Вышиваного и секретаря горсовета Каленчука. Один из них был обвинен во взяточничестве. Никаких доказательств должностного преступления письмо не содержало. Возможно, письмо должно было послужить какой-то тактической хитростью. Но на самом деле, выйдя за рамки приличий, оно скорее оттолкнуло избирателей и еще более усугубило раскол в городской организации БЮТ. Выгоден подобный раскол только «Нашей Украине» и губернатору Черкасщины. Еще бы! Бютовцы сами, собственными руками разожгли внутрипартийную войну и раскололись на два лагеря. Выгодно ли это было Одаричу? Как утверждают некоторые наблюдатели, только в случае перехода в «Нашу Украину». Скорее всего, это технологический просчет — неумение предугадать действия противника и правильно оценить ситуацию. В общем, политтехнологический ход команды Одарича потерпел сокрушительное поражение при столкновении с мастерством аппаратной игры Олейника. Смена элит в Черкассах не состоялась.
С этого момента события стали разворачиваться в жанре триллера.
В субботу, 10 июня, на заседании областной организации ВО «Батьківщина» Одарича исключают из партии. Президиум политсовета БЮТ приостанавливает это решение до выяснения всех обстоятельств. Во вторник, 13 июня, горизбирком выносит постановление о снятии с регистрации кандидата-бютовца Сергея Одарича в связи с внезапно обнаружившимся недостатком подписей избирателей в его поддержку и незаконным использованием символики БЮТ.
Сергей Одарич реагирует на это весьма резко. Выступая в эфире телекомпании «Антена+», он заявляет, что в горизбиркоме «действует организованная преступная группа в количестве девяти человек». В группу, по его словам, входят и «некоторые судьи» Сосновского районного суда Черкасс, принимающие незаконные решения, а также «некоторые депутаты», в том числе (и в основном) из БЮТ.
В четверг, 15 июня, в Черкассы прибыли руководитель Главной службы региональной политики Секретариата Президента Анатолий Ткачук и руководитель правовой службы Секретариата Николай Полуденный. Приехали они по жалобе, одним из фигурантов которой являлся Владимир Олейник, якобы жаждущий в очередной раз сорвать выборы мэра в Черкасах. Представители Президента провели совещание с силовиками, встретились с судьями и председателем городской ТИК. О чем и поведали журналистам на пресс-конференции, нисколько не смущаясь тем, что все вышеозначенное — не что иное как циничное использование административного ресурса. Да еще на каком уровне! Вопросы журналистов: «Какая была необходимость собирать силовиков? С кем из судей вы встречались и зачем? Установлены ли факты прямого влияния Олейника на срыв выборов? Разве сейчас 1937-й год?» — конечно же, остались без ответа.
В это же время в Сосновском районном суде началось слушание дела по иску к горизбиркому снятого с регистрации кандидата Сергея Одарича. Суд удовлетворил иск Одарича, дав два дня на апелляцию и создав тем самым правовой нонсенс — получалось, что обжаловать решение можно еще в день проведения выборов.
Областная прокуратура 16 июня распространила в СМИ заявление следующего содержания (цитируем языком оригинала):
«Проведеною органами прокуратури Черкаської області перевіркою встановлено, що службові особи Черкаської міської територіальної виборчої комісії та Черкаського міськвиконкому, зловживаючи владою та службовим становищем, діючи умисно, в інтересах третіх осіб, з метою непроведення виборів міського голови м. Черкаси, належним чином не забезпечили фінансування підготовки та проведення виборів (з належних 827,9 тис. грн. профінансовано лише 57,5 тис. грн.). Цим завдано істотної шкоди громадським інтересам та інтересам держави.
У зв’язку з цим прокуратурою 16.06.2006 року порушено кримінальну справу щодо службових осіб Черкаської міської ТВК та Черкаського міськвиконкому за фактом зловживання ними владою та службовим становищем під час організації проведення повторних виборів міського голови м. Черкаси за ознаками злочину, передбаченого ст. 364 ч.1 КК України.
Розслідування кримінальної справи проводить прокуратура Черкаської області.»
Однако выяснилось, что никто никаких объяснений у вышеуказанных должностных лиц не требовалал и что это за лица неизвестно. Члены ТИК вполне справедливо усмотрели в этом давление со стороны прокуратуры.
В ночь на 16 июня, около 23 часов, члены теризбиркома приняли постановление № 79 «Об отмене п. 2 постановления № 77 от 20 апреля 2006 года». Этим пунктом повторные выборы мэра были назначены на 18 июня. Причины отмены выборов были названы следующие: Черкасский горсовет не обеспечил в полной мере финансирование повторных выборов в соответствии со сметой, что, в свою очередь, сделало невозможным соблюдение календарного плана основных организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов, до сих пор не сформированы некоторые участковые комиссии, плохо сохранились списки избирателей. Все это «нарушает права субъектов избирательного процесса», что в очередной раз может привести к признанию выборов недействительными .
В связи с этим горизбирком постановил пункт о проведении повторных выборов отменить, дату их проведения «согласовать с Черкасским горсоветом».
Сосновский суд признал неправомерным решение о переносе даты выборов, хотя это не помешало горизбиркому очередным решением снова отменить назначенные на 18 июня выборы.
В субботу, 17 июня, городская ТИК сообщила правоохранительным органам, что выборы не состоятся. Потом была ночь, полная страстей, и день несостоявшихся выборов.
Если говорить честно, то выборы и здравый смысл — у нас понятия взаимоисключающие. Когда начинаются выборы, здравый смысл уходит в отпуск. Ну а нам с вами остается только наблюдать и любоваться этой разворачивающейся во всей своей красе вакханалией бреда и дури. Живи Ламброзо в наше время, он написал бы не книгу «Гениальность и помешательство», а издал бы труд под названием «Выборы и вирусная шизофрения».
Новая дата выборов и уточненный список кандидатов покрыты мраком неизвестности, пока известны лишь точки зрения на произошедшее двух основных фигурантов мэрской эпопеи — Сергея Одарича и Владимира Олейника, которые они изложили журналистам 18 июня с. г.
Татьяна ДОНЧЕВА , «Антенна»
Tweet