МВД России на грани очередной реформы с переименованиями
Идея новой реформы созрела не внутри самого МВД, – её механизм предложили две общественные организации: фонд «Индем» Георгия Сатарова и Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. Скептики полагают: структуры гражданского общества не в состоянии реформировать такую косную и специфическую систему, как МВД. Но заказчиком проекта очередной реформы стало правительство России, а это в корне меняет дело.
Не успела закончиться одна милицейско-полицейская реформа, как ведомство снова оказалось на пороге преобразований. В первую очередь они могут коснуться структуры полиции, а также процедуры формирования её руководящего штата. Примечательно, что идея новой реформы созрела не внутри самого МВД, как в прошлый раз, – её механизм предложили две общественные организации: фонд «Индем» Георгия Сатарова и Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина.
Скептики полагают, что структуры гражданского общества не в состоянии реформировать такую косную и специфическую систему, как МВД. Да и захотят ли в министерстве прислушиваться к доводам общественников? Но говорят, что заказчиком проекта очередной реформы стало правительство России, а это в корне меняет дело.
Один из разработчиков новой концепции, Георгий Сатаров, назвал предыдущую реформу органов правопорядка «вульгарной имитацией» и заметил, что аналогичного мнения придерживается и председатель правительства Дмитрий Медведев.
«Переаттестация привела к обратному эффекту – из системы убрали самостоятельных и не участвовавших в коррупции людей как самых неудобных и опасных», – заявил премьер-министр. Реформирование системы изнутри выявило несостоятельность такого подхода. Нужно сделать ещё одну попытку, но сделать её нужно в тесном сотрудничестве со структурами гражданского общества.
Согласно новой концепции полицию предлагается разделить на две части – на муниципальную и федеральную, по американскому образцу. Федеральное ведомство – аналог ФБР США – займётся расследованиями опасных и особо опасных преступлений, а разная мелкая бытовуха останется в ведении муниципальных полицейских. Должность шерифа – начальника местной полиции – предлагается сделать выборной.
Выбирать шерифа будут раз в год из числа участковых полицейских прямым голосованием граждан. Содержать муниципальную полицию станут местные жители за счёт специальных отчислений. Что это будут за отчисления и по сколько придётся скинуться горожанам, авторы концепции не уточнили. Действия шерифа и его подчинённых станет контролировать специальный общественный совет – правда, с особенностями его формирования тоже нет никакой ясности, как, впрочем, и с финансированием муниципальной полиции.
По замыслу авторов концепции местная власть не сможет по своему усмотрению наделять шерифов теми или иными полномочиями – их станут оговаривать только на федеральном уровне. Зато на местах смогут адресовать муниципальным полицейским разнообразные дополнительные функции – от патрулирования мест общественного отдыха до участия в охране массовых мероприятий.
Надо ли говорить, что в МВД от новой концепции явно не в восторге: под шквал ведомственной критики попали почти все её положения. Муниципальная милиция в России уже создавалась и доказала свою неэффективность. Средств на содержание шерифов в местных бюджетах нет. Придётся либо залезать в пустые карманы горожан, либо переходить на содержание к региональному бизнесу. И то и другое ни к чему хорошему не приведёт. На выборах начальников ОВД неизбежны фальсификации: если бизнесмены возьмут на содержание муниципальные органы правопорядка, они попытаются купить и всё руководство.
В МВД поспешили дать «дружеский совет» Кудрину: дескать, занимайся финансами и не лезь в то, в чём не разбираешься. Но Кудрин кое-что понимает не только в финансах. Не зря разработку новой концепции доверили именно ему – Кудрин впервые предложил децентрализовать органы ещё в 2002 году. Проект реформы министерства, который предложил в 2004 году Дмитрий Козак, также строился на наработках Кудрина и предполагал полное разделение МВД на «федеральную» часть, занимающуюся организованной преступностью, и «региональную», в компетенцию которой вошло бы всё остальное.
Три года назад именно Кудрин, одним из первых в правительстве, предложил реформировать органы и даже представил концепцию этой реформы, созданную совместно с Институтом экономики РАН и Институтом экономики переходного периода. Кстати, по слухам, концепцию Кудрин разрабатывал по поручению тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. И не кто иной, как Кудрин, сопротивлялся прекращению финансирования органов региональными и муниципальными властями – полная федерализация милиции обошлась бы казне в астрономические 200 млрд рублей.
В целом критика предложений Кудрина и Сатарова звучит крайне резко, и понятно, чем обусловлен её тон. Дело в том, что реформа по американскому образцу – это конец МВД в его нынешнем виде. От всемогущего министерства с огромным бюджетом и раздутым штатом останется лишь федеральная служба, расследующая наиболее тяжкие и опасные преступления. А предыдущая реформа министерства ничего такого не подразумевала. Не по вкусу пришлась в министерстве и идея усилить инспекции по контролю за личным составом на местах. Сейчас они малочисленны – скажем, на весь Татарстан приходится всего 15 контролёров. Но если их численность доведут хотя бы до 100–200 человек, брать взятки и творить беззаконие, трактуя закон исходя из личной выгоды, станет невозможно.
Автор: Игорь Егоров, Наша Версия (№ 29)
Tweet