Полтора года назад, по решению команды Яценюка дыру на границе закрыли, отменив действие «беспошлинного» провоза с 1 января 2015 года.
Но поданный в Раду законопроект показал, что шаг назад, был сделан ради двух шагов вперед. Теперь Кабмин намерен закрепить «беспошлинное право» для дипломатов свежим законом, докладчиком по которому перед парламентом выступит министр иностранных дел Павел Климкин.
В заграничных представительствах Украины работает приблизительно 1500 чиновников с учетом технического персонала. Сколько они могут завезти машин в год?
«Главком» направил запрос в Государственную фискальную службу с просьбой предоставить эту информацию.
Из ответа следует, что в 2014 году (уже при новой власти) в страну заехало 465 беспошлинных «дипломатических» автомобилей.
В правительстве поясняют, что купить машину за границей – не прихоть а необходимость. «Реалии современного мира требуют от дипломатов за рубежом быть мобильными и оперативными не только в политической, экономической и коммуникационной плоскостях, но и быть мобильными физически, – сказано в пояснительной записке. – В большей степени это касается консульских сотрудников, которым часто приходится преодолевать сотни километров, чтобы добраться граждан Украины, которые оказались в трудной ситуации в государстве пребывания».
Более того, значительное сокращение расходов Министерства иностранных дел на финансирование зарубежных дипучреждений якобы повлекло ограничение автопарка посольств и генконсульств. Это привело «к значительным осложнениям с выполнением определенных функций иностранных дипломатических учреждений».
Однако грубый подсчет, учитывающий количество сотрудников в дипломатических учреждениях за рубежом (1500 человек) и средний срок заграничной командировки (три года), показывает, что чуть ли не каждый дипломат в 2014 году вернулся в Украину «на колесах». Такая автомания в МИДе может свидетельствовать о том, что речь идет не столько о собственных нуждах чиновников в автотранспорте, сколько о возможности выгодно перепродать автомобиль внутри Украины.
Кстати, в 2013-м году без уплаты пошлины в страну заехало заметно меньше машин дипломатических сотрудников – 330.
Таможенное оформление транспортных средств в 2013-2014 г. г. |
||
Код и название товарной позиции |
Количество, шт. |
|
2013 год |
2014 год |
|
Всего автомобилей легковых, |
173 193 |
62 628 |
в том числе в качестве гуманитарной помощи |
427 |
381 |
Всего грузовых автомобилей, |
124 940 |
82 137 |
в том числе в качестве гуманитарной помощи |
2 |
16 |
Легковые автомобили, ввезенные сотрудниками дипломатической службы, которые находились за границей в долгосрочной командировке илипроходили дипслужбу сроком не менее одного года и вернулись в Украину |
Количество, шт. |
|
2013 год |
2014 год |
|
330 |
465 |
Данные: Государственная фискальная служба
Марки и модели ввезенных машин в ответе фискальной службы на запрос «Главкома» не указывались. Но сложить представление о том, какими они могут быть, позволяют несколько судебных разбирательств, из которых следует: дипломаты завозят в Украину даже машины стоимостью до 100 тыс. долларов и выше.
Один из примеров можно найти в судебном споре, затеянном бывшим вице-консулом Украины в Малаге (Испания) год назад. Как следует из судебного разбирательства, размещенного в Едином реестре судебных решений, дипломат (его имя не указано) требовал провести таможенное оформление автомобиля Mercedes-Benz G350 Bluetec с освобождением от налогообложения.
На сайтах автопродаж, новые автомобили такой модели можно найти по цене 100 тыс. долларов и выше.
Из тяжбы выяснилось, что в конце декабря 2014 года киевские таможенники отказались проводить оформление автомобиля, привезенного украинским дипломатом из Испании. Они посчитали заниженной стоимость автомобиля, указанную консулом в таможенной декларации.
Чиновники просили дипломата откорректировать цену транспортного средства, основываясь на стоимости аналогичного Mercedes-Benz G350 Bluetec, оформленного накануне. Они аргументировали: документы, предоставленные консулом для оформления машины, содержали неполные сведения и разногласия. Например, как источник справочной цены аналогичного автомобиля декларант указал сайт dat.de, где таможенники так и не смогли отыскать цену.
В конце концов, суд встал на сторону дипломата и обязал растаможить спорный товар.
Похожую машину привез на родину один из бывших сотрудников украинского посольства в Российской Федерации. Как можно выяснить из судебного спора между дипломатом и украинскими таможенниками, в заграничной командировке чиновник находился пять лет, начиная с 2009 года. Он вернулся домой не с пустыми руками – в конце 2014 года дипломат привез в Украину автомобиль Mercedes-Benz S500 4 Matic, купленный за границей за 93,5 тыс. долларов. Зарплата позволяла – за московский период представитель МИДа заработал свыше 240 тыс. долларов.
Благодаря действующей на тот момент норме о беспошлинном ввозе, дипломат сэкономил на растаможке 929 тыс. гривен, сказано в судебных материалах. Правда, таможенники выявили нарушения при заполнении таможенной декларации и попытались оштрафовать дипломата. Дело перешло в судебную плоскость.
Автор: Федор Орищук, «Главком»