Граждане зауважали честную полицию
Нечестное поведение стражей порядка влияет на то, как к ним относятся обычные люди, причем неподкупность полицейских для граждан важнее, чем эффективная работа или вежливость. Это выяснили ученые из Голландии и Великобритании, которые изучили, как жители развивающейся страны реагируют на поведение полицейских в различных ситуациях.
Статья опубликована в журнале Policing & Society.
Hot Fuzz / StudioCanal 2007
Согласно социологическим исследованиям, авторитет представителей полиции может повлиять на желание обычных граждан содействовать органам охраны правопорядка. Однако, помимо авторитета, на это также могут влиять другие, поведенческие факторы: например, манера беседы. Таким образом, для повышения качества работы полиции и готовности к совместной работе со стороны граждан, необходимо, в первую очередь, изучить, как личностные аспекты представителей закона влияют на восприятие их обычными людьми.
Авторы новой работы проверили, как различные факторы влияют на восприятие полицейских обычными людьми: в данном случае, они сосредоточились на изучении коррумпированности стражей порядка. Ученые предположили, что доступная информация о коррумпированности полицейского будет влиять на отношение к нему простых людей — даже в ситуации, когда он эффективно выполняет свою работу.
Для того, чтобы проверить поставленную гипотезу, ученые провели эксперимент, в ходе которого представили жителям столицы развивающейся страны (в данном случае — столицы Ганы, Аккры) несколько сценариев взаимодействия полицейских и обычных граждан и попросили их оценить их работу. Всего в эксперименте приняли участие 509 человек; исследователи собрали данные об их поле, возрасте, социальном заработке, статусе, а также об отношении к полиции до начала эксперимента. Все собранные данные учли при анализе.
Дизайн каждого сценария был построен по схеме 2×2×2: уважение/неуважение со стороны полицейского × эффективность/неэффективность его работы × наличие/отсутствие просьбы о взятке. Каждому из участников эксперимента предъявили по одному из вариантов сценария.
Первый вид сценария описывал ситуацию, в которой взаимодействие инициирует гражданин (экспериментаторы дали ему имя — Кофи). Кофи обращается в полицию, потому что у него украли магнитолу; в отделении полицейский либо общается с Кофи уважительно и обещает помочь, либо высмеивает его. Через две недели после обращения полицейский звонит, чтобы сообщить, что магнитолу нашли (эффективная работа) или не нашли (неэффективная работа). После этого Кофи приходит в отделение за найденной магнитолой, а полицейский, прежде чем отдать ее, просит или не просит у него взятку.
В сценариях второго вида взаимодействие инициировалось полицейским. В них Кофи ехал на такси в Аккру, и его водитель неоднократно нарушил правила. После этого полицейский останавливает автомобиль и просит водителя предъявить (по сценарию — фальшивые) права (вежливо или невежливо, повышая голос). Пока полицейский осматривает документ, водитель предлагает ему взятку, который тот либо принимает, либо отвергает. В конце инспекции полицейский либо замечает, что права фальшивые (эффективная работа), либо нет (неэффективная работа).
После каждого сценария участников просили отметить по шкале от одного до четырех, насколько бы, на месте Кофи, они были бы довольны работой полицейского.
Ученые выяснили, что на параметр оценки удовлетворения полицией больше всего повлияли параметры коррумпированности. Например, оценка работы полицейского, потребовавшего взятку, была на один из четырех пунктов ниже, чем оценка честного полицейского при одинаково эффективной работе, а при одинаковом уважении к гражданину — на 1,4 пункта ниже. Стоит также отметить, что неэффективная работа полицейских одинаково низко оценивалась людьми вне зависимости от того, были ли они честными или вежливыми.
Таким образом, ученые сделали вывод, что коррумпированность полицейских является основополагающим фактором, который влияет на их оценку со стороны простых людей.
Исследователи изучают различные поведенческие факторы, влияющие на эффективность работы полицейских.
Автор: Елизавета Ивтушок, N+1