Как богатеют за наш счёт: «Спасибо «дуракам»
Когда обычно говорят о «проблеме соседа», то имеется в виду, что проживающий на одной с вами лестничной площадке гражданин пьет, буянит, дебоширит, мусорит, устраивает притон, включает громко музыку, выкручивает общественную лампочку и вытворяет иные неприглядные вещи. Но у нас речь пойдет совершенно о другом. Представьте себе совершенно обычный подъезд совершенно обычной современной многоэтажки. Если не принимать во внимание некоторые исключения, то можно с уверенностью утверждать, что сегодня – да и в последние лет эдак десять – в таком доме квартиру себе могут приобрести только люди весьма обеспеченные. Но когда заветные документы получены, практически неизбежна вещь, которая довольно непопулярна в столице – знакомство с соседями. Ведь люди в Москве могут жить годами фактически рядом, но не только не знать имен друг друга, но и даже не здороваться, видя соседей почти ежедневно.
Хотя в последнее время всё же появилась как раз обратная тенденция, которая объясняется очень просто: мы узнали, что на Западе (о да, наш единственный, вечный и непререкаемый образец и пример!) принято здороваться с соседями. А этикет нынче в моде. Так что теперь мы говорим не о «мужике из квартире напротив, который пьет», а о «Вениамине Яковлевиче, у которого Лексус». Да, как смешно бы это не звучало, но мы порой знаем о соседе лишь как о владельце определенного автомобиля, стоящего в вашем дворе. Казалось бы: какие проблемы? Обеспеченный Вениамин Яковлевич не выкручивает по ночам лампочку с лестничной клетки, не орет благим матом в запое, не устраивает сборищ собутыльников с битьем стекол в подъезде и даже не заглядывает к вам «занять соточку до получки» (чтобы отдать через год, если вам повезет). Однако появляются проблемы совершенно иного рода, и там, где вы их совершенно не ждете.
Не хватает на Versace
Всё начинается еще на стадии ремонта (ну какой новосел без ремонта?). Тут оказывается, что некоторые наши люди проявляют поразительную наблюдательность, не хуже знаменитого Шерлока Холмса. Сосед заказал контейнер для вывоза строительного мусора? – Отлично, и мы туда свой свалим. Никто ж не заметит. И пару сотен долларов сэкономим, а то нам не хватает как раз на кафель Versace в ванную. Ваш сосед ставит «многосотдолларовую» входную дверь? Будьте уверены, что насчет общей двери на лестничной (или лифтовой) клетке придется договариваться вам, и не вздумайте купить что-то дорогое! Иначе вы будете год ходить за соседом с целью получить «паевой» взнос. Ему не нужно, у него ж всё надежно. Вениамина Яковлевича будет также мало заботить, какую вы повесите лампу в общем коридоре – пусть светит, главное, чтобы подешевле. А за «красоту» платите сами, он-то тут причем? Но когда покрашены стены и свет наконец-то загорелся, вдруг откуда ни возьмись в коридоре появится немалых размеров комод соседа – как раз на том месте, которое вы хотели украсить цветами. Цветы Яковлевичу не нужны, а вот обувь для улицы, коляску ребенка, стройный ряд пустых бутылок из-под выпитого и прочую ерунду, которой не место в престижно отремонтированной квартире, он наверняка выставит. И не удивлюсь я, если Вениамин втихаря будет вытирать ноги о ваш придверный коврик – зачем свой-то пачкать? Вдруг еще новый потом покупать придется…
Консьерж для бедных
После всех этих мелких неприятностей будьте уверены, что в вашем подъезде появится консьерж – во всяком случае, в более-менее приличном доме. Он следит за порядком в подъезде, за приходящими-выходящими гражданами. Вы довольны и платите порядка 10 долларов в месяц за эти маленькие, но приятные вещи. В подъезде появляются цветы, всегда чисто, даже в лифте. Но вот гремят тяжелые (и наверняка дорогие) ботинки, и из подъезда выплывают к своим джипам и «мерседесам» надменные сытые лица, на ходу покручивая ключи от престижного автомобиля. В сопровождении так же дорого (но, как правило, безвкусно) одетых матрон. И никто даже кивком не удостоит человека, сидящего в крохотной каморке. Мусор, не влезающий из-за размера в мусоропровод, такие «хозяева жизни» предпочитают оставить около подъезда – мол, рабочие уберут, их тут много ползает. Мы же, мол, платим за уборку ТБО (твердых бытовых отходов), вот и пусть шуршат. И будьте опять-таки уверены, что такие люди не сдают деньги «на консьержа» и не носят крупногабаритный мусор на находящуюся в пятидесяти метрах от подъезда помойку. Они выше этого.
Да, консьержи бывают разные. Есть бабули, которые спят в своей каморке за телевизором, но есть и такие – как правило, мужчины – которые вам и дверь подержат, и лифт вызовут, и какую-то ерунду за мелкий рубль уладят (ну, лампочку вкрутят в общем коридоре или общую опять-таки дверь маслом смажут, чтобы не скрипела). Но Вениамина Яковлевича это мало трогает. Он, экономя очередную сумму, не поставит себе домофон. А когда приедет к нему очередная мебель из магазина, скажет, что консьерж откроет дверь (за которого он не платит). А консьержа нет на месте – так просто скажет код двери. А потом некоторые будут удивляться, откуда в подъезде появились бомжи, да почему подростки на лестнице из совершенно другого дома сидят и пыхают косячок. А консьерж против таких нежеланных гостей если сам не справится, то позвонит куда следует. И эффект будет, сам убедился в этом, когда мне привозили однажды какую-то ерунду из интернет-магазина, а через минуту перезвонили из диспетчерской, чтобы убедиться, не зашел ли кто чужой.
Стоять до последнего
Если домоуправление (будем называть так, ибо что сейчас есть – ЖЭКи, РЭУ, ДЭЗы – уже совершенно непонятно) задумало лет так через 5-7 после заселения дома сделать у вас в подъезде косметический ремонт – будьте вновь уверены, что за него заплатите вы и такие же, как вы, сознательные соседи, но никак не те, кто не в состоянии донести мусор до помойки или раскошелиться на консьержа. Скажу вам больше: то же самое происходит во всяческих дачных подмосковных сообществах (или как их там официально называют). Когда приходит время сбора средств на проведение воды или электричества, прокладки нормальной асфальтовой дороги до любимых приусадебных – платят только те, для кого данные суммы хоть и не смертельны, но весьма ощутимы для семейного бюджета. Но они осознают, что это на их же благо, поэтому платят. Владельцы же наиболее солидных дачных домиков и недешевых иномарок (не менее одной на человека в семье) будут до последнего сопротивляться. Да может, и вообще им удастся не заплатить. Зато они будут пользоваться водопроводом, электричеством и хорошей асфальтовой дорогой, за которые платили совершенно другие люди.
Спасибо «дуракам»
Кто-то высказывал мысль о том, что человек только тогда может стать миллионером, когда будет экономить на самых малых мелочах. Да, наверное, так, иначе бы Вениамин Яковлевич никогда бы и не купил себе квартиру, дачу и машину. Там соточка, там две, там еще пять – вот и собрался капиталец. Поди плохо? А платят пусть дураки, у нас их полно. И что в дураках хорошо: они никогда не пойдут возмущаться, требовать денег. Будут сидеть тихо и радоваться своим «общественным» благам. А Яковлевич, приглашая в гости друзей, будет хвастаться, мол, смотрите какие у нас в подъезде цветы, да как всё у нас чисто, и посторонние не шляются. Ну и дачу к нему по свежеположенному асфальту разве плохо подъехать? Красотища! Умолчит Вениамин, что денег не платил, а, может, наоборот – расскажет, как в очередной раз лохов соседских кинул. А гости еще стопочку за это дело поднимут, дескать, настоящий ты бизнесмен, Яковлич, умеешь деньги считать.
Ой, звонок в дверь. Опять пришли на консьержа деньги собирать. Может, не открывать дверь? Сэкономлю рублей 500 за два месяца, а потом, глядишь, и джип куплю, как у Вениамина Яковлевича. Да и жене хватит уже пешком ходить…
Алексей ФЁДОРОВ, «Наше время»