Ахтунг! 96 000 шпионов!
За прошедший год в Германии было зарегистрировано 96 тысяч случаев промышленного шпионажа, что на 18% больше результатов прошлого года. Только доказанный ущерб по этим преступлениям превысил 4 миллиарда евро – таковы неутешительные итоги, подведенные немецкой федеральной службой криминальной полиции (BKA). Впрочем, официально доказанный ущерб составляет лишь малую часть от реальных убытков, понесенных экономикой страны, – по оценкам той же BKA, подлинные размеры урона, нанесенного промышленными шпионами немецким компаниям, составил около 20 млрд евро – это почти в два раза превышает расходы немецкого федерального бюджета на образование и сравнимо с федеральным оборонным бюджетом.
Согласно докладу работающей в сфере информационной безопасности компании Corporate Trust, с проблемой промышленного шпионажа сталкивается сегодня более 20% немецких компаний. «Причина катастрофического распространения случаев промышленного шпионажа заключается, с одной стороны, в том, что средства нелегального информационного проникновения становятся все более простыми и дешевыми – а значит, доступными, – говорит Карстен Бэк, руководитель консалтинговой компании Deutsche Risikoberatung, специализирующейся на вопросах безопасности бизнеса. – Кроме того, немецкие компании стали чаще предавать огласке случаи промышленного шпионажа, что тоже повлияло на резкий рост статистики. Раньше при незначительном ущербе компания старалась замять случай незаконного проникновения в свои информационные системы, считая, что огласка нанесет репутации фирмы больший ущерб, чем сам факт шпионажа».
Немцы действительно начинают привыкать к обыденности промышленного шпионажа. Сегодня информационные войны затрагивают не только высокотехнологичные компании, но и тех, кто весьма далек от сферы новых технологий. Например, немецкие правоохранители регистрируют случаи прослушивания компаниями-маклерами телефонов своих конкурентов – так недобросовестные бизнесмены пытаются вовремя перехватить данные о выгодных объектах недвижимости – еще несколько лет назад такие случаи были бы совершенно немыслимы. Вопросы информационной безопасности все чаще выносятся немецкими деловыми изданиями на первые полосы. Так, пару месяцев назад ведущий экономический еженедельник страны WirtschaftsWoche сделал темой номера проблему безопасности данных, находящихся на переносных компьютерах работников компаний. Оснащенные примитивными (и совершенно легально продающимися) приборами, журналисты WirtschaftsWoche без проблем взломали компьютеры менеджеров крупных компаний, беспечно пользовавшихся беспроводной связью в холле франкфуртского аэропорта, а также в вагоне скоростного поезда. На взломанных компьютерах журналистами были обнаружены не только данные, касавшиеся финансовой деятельности компаний, но и личная переписка топ-менеджеров, включая данные, проливавшие свет на внебрачные любовные похождения управленцев. Если бы такая информация попала в руки злоумышленников, компании понесли бы серьезные убытки.
Тем не менее лишь ничтожное меньшинство среди высокопоставленных сотрудников немецких компаний пользуются сегодня современными системами информационной безопасности. По мнению главы немецкой федеральной службы по информационной и технической безопасности (BSI) Удо Хельмбрехта, близорукое поведение многих немецких компаний, а также правительственных органов «нельзя назвать иначе, как опасной наивностью». Впрочем, даже повсеместная установка на компьютеры самых современных защитных программ не может помочь каждой пятой из пострадавших в ходе недружественного информационного проникновения компаний – ведь в 20% случаев промышленного шпионажа речь идет о прямом хищении данных собственным же сотрудником.
С ростом информационной агрессии все чаще сталкиваются сегодня не только частные немецкие компании, но и органы власти ФРГ. «Начиная с 2005 года мы регистрируем постоянный рост числа хакерских атак на веб-сайты немецких министерств и ведомств, – говорит заместитель главы немецкой контрразведки BfV Элмар Ремберг. – Эти атаки проводятся с необыкновенной интенсивностью, каждый день мы регистрируем от одной до двух попыток незаконного проникновения на правительственные серверы». Одна из самых громких хакерских атак на веб-ресурсы немецкого правительства произошла незадолго до сентябрьского визита в Китай федерального канцлера Германии Ангелы Меркель – тогда Меркель была настолько возмущена беспардонностью китайских хакеров, что подняла тему атак во время разговора с главой КНР.
Негодование немецкого канцлера вполне можно понять: нелегальная информационная активность китайцев в Германии достигла в последние годы неприличного уровня. Именно поэтому все чаще, говоря о промышленном шпионаже, немцы подразумевают именно китайский промышленный шпионаж. В августе уважаемый еженедельник Der Spiegel сделал китайский промышленный шпионаж главной темой номера: с обложки журнала на читателя в щель между полосками жалюзи пристально смотрела китаянка, а заголовок статьи призывал опасаться «желтых шпионов». «Китайцы собирают политическую, военную, финансовую и научную информацию по всему миру, – говорит замглавы BfV Элмар Ремберг. – Главной целью их шпионажа является сокращение технологического отрыва от стран Запада, и для ее достижения они используют любую возможность».
По мнению немецких чиновников, излюбленным методом китайских компаний и спецслужб, охотящихся за секретами Запада, является вербовка проходящих практику в зарубежных компаниях молодых китайцев – поэтому немецким компаниям рекомендуется трижды подумать перед тем, как приглашать на обучение гостей из Пекина. «Немецкая компания, приглашающая практикантов, должна отдавать себе отчет в том, что засылка шпионов под видом практикантов является стандартной стратегией недобросовестных конкурентов», – предупреждает немецких бизнесменов Аугуст Ханнинг, статс-секретарь министерства внутренних дел Германии и специалист по вопросам промышленного шпионажа.
Информационная деятельность китайских граждан уже дает обильные результаты. Если всего несколько лет назад китайские компании пытались подражать лишь продукции немецких производителей кастрюль или маркеров, то сегодня на рынок ими выпускаются автомобили, до боли напоминающие немецкие образцы. В ходе последнего франкфуртского автосалона дело дошло до настоящего скандала: китайский автопроизводитель автомобилей Shuanghuan выставил во Франкфурте свой внедорожник CEO, подозрительно похожий на BMW X3, – проигнорировав все протесты баварской компании. За несколько месяцев до этого Германию потряс другой случай: берлинский блоггер Рон Арон Хилльманн, разместивший в своем онлайн-дневнике критический текст относительно подозрительной схожести нового китайского автобуса Zhongwei с немецким Neoplan, получил повестку в китайский суд: Zhongwei обвинил блоггера в ущербе своей деловой репутации. Такое поведение говорит о крайней самоуверенности китайских компаний. «Международное понятие Copyright китайцы превратили в свое Right to copy», – жалуется «Эксперту Online» Рольф Бекманн, управляющий компанией Gedore, крупнейшим европейским производителем рабочих инструментов.
Связанные с Китаем многомиллиардными торговыми отношениями, немцы предпочитают закрывать глаза на промышленный шпионаж своих партнеров там, где это можно сделать, надеясь на то, что китайцы все равно не смогут конкурировать с ними в производстве дорогой высококачественной продукции. Между тем такую позицию нельзя назвать иначе, как близорукой. Убежденность европейцев в неспособности китайцев производить действительно высококачественные товары уже нанесла серьезный удар по европейским телекоммуникационным компаниям, которых активно теснят выросшие всего за несколько лет китайские конкуренты. Скорость, с которой Китай переваривает правдой и неправдой добытые технологические достижения Запада, не может не внушать опасения странам, чье главное преимущество перед Китаем состоит сегодня в технологическом отрыве – а значит, может быть стремительно преодолено средствами промышленного шпионажа.
Тем временем от разгула китайских промышленных шпионов страдает сегодня не только Германия. Во Франции, по данным местных правоохранительных органов, за последние два года резко возросла шпионская активность иностранных компаний и разведок. Как и в соседней Германии, лидерами шпионажа выступают китайцы. На этой неделе начался судебный процесс над 24−летней гражданкой Китая, которая, как подозревает следствие, проходя практику в компании Valeo, специализирующейся на производстве автомобильных запчастей, начиная с 2002 года копировала закрытую внутреннюю информацию для передачи ее неназванной китайской компании. При задержании у практикантки было обнаружено значительное количество отксерокопированных технических материалов, а также несколько жестких дисков, полностью забитых файлами, скопированными со служебных компьютеров Valeo. С аналогичными проблемами сталкиваются и британские компании. Согласно заявлению, размещенному на сайте британской контрразведки MI5, промышленный шпионаж является одной из трех самых больших современных угроз британской безопасности. «Сегодня гораздо больше, чем в прошлом, разведслужбы направляют усилия на коммерческие предприятия, – говорится в официальном заявлении MI5. – По меньшей мере 20 иностранных разведслужб в какой-то степени действуют против интересов Соединенного Королевства. Самую большую озабоченность вызывают действия российской и китайской разведок».