Кризис премиуму не указ

9 официально проданных в прошлом году Rolls-Royce с ценой более $500 тыс. говорят о незыблемой стабильности украинского автомобильного премиум сегмента. Даже ухудшение экономической ситуации не способно похоронить желание и необходиость демонстрировать статус. Впрочем, не исключено, что многие шильдики «S600″ на новых Мерседесах будут фальшивыми.

«Наши покупатели довольно богаты, чтобы даже в условиях кризиса не ограничивать себя в покупке автомобиля». Эту фразу произносили представители практически всех автомобильных премиум-брендов. Но тут же оговаривались, что сладкие времена для них все же закончились.

Прогноз по снижению продаж новых автомобилей для украинского рынка в начале года не выходил за рамки «-50%». Но уже в этом месяце многие начинают говорить о куда большем падении. Самые скептические оценки – до минус 80% к концу году. Но представителям импортеров «великой тройки» Audi, BMW и Mercedes чужды такие упаднические настроения.

Так, Виктор Степаненко, генеральный директор компании «АвтоКапитал» (официальный импортер Mercedes-Benz и Chrysler в Украине), утверждает что «премиям-сегмент в меньшей мере, чем массовый реагирует на ситуацию на рынке. Поэтому в 2007-2008 годах он не успевал за ростом рынка в целом. В данный момент процесс будет обратный – он не будет успевать за падением рынка. Премиум сегмент мы оцениваем в 4500 автомобилей». Бизнесмен считает свой прогноз реальным, поскольку если перевести данное количество авто в покупателей, то соответственно это составвит 0,01% населения Украины. По прогнозам экспертов же, уровень доходов значительно выше среднего в Украине будет у не меньше чем 0,1% от населения.

Впрочем, Александр Тимофеев, генеральный директор «АВТ Бавария» (импортер BMW, MINI, дилер Rolls-Royce) не исключает, что продажи даже в премиум классе могут упасть почти вдвое. По его словам, многое будет зависеть от принятых законодательных актов по регулирования импорта в Украине.

Очень уверенно говорят о себе официальные продавцы Bentley. Они утверждают, что снижение их продаж будет минимально, и единственное, что может помешать реализации – отнюдь не экономический кризис, а нестабильность в политической ситуации. Именно политика влияет на продажи этого респектабельного бренда со средней ценой автомобиля в $300 тыс.

Группа риска в нынешних условиях для каждого импортера и дилера – покупатели – «кредитчики». Но если у народных марок продажи в кредит могли превышать 50-60% от общего количества, то реализация кредитных Audi, BMW и Mercedes не выходила за пределы 30%. К тому же, чтобы не потерять даже этих клиентов, компании довольно быстро предложили новые схемы продаж. Сейчас клиент может получить автомобиль под 14-15% годовых, при первоначальном взносе 30-35%. Ставка является фиксированной на протяжении всего срока действия договора.

В деле удержания продаж у каждой компании есть свои автомобили – «спасители», спрос на которые не должен ощутимо снижаться. Стабильность вкусов украинцев не вызывает сомнений – до сих пор они любят большое и черное. «Анализируя данные по продажам за последние 2-3 месяца, можно сделать вывод, что более устойчив интерес покупателей к внедорожникам и представительским седанам», — делится Александр Тимофеев.

К примеру, лидер продаж его компании за прошлый год – BMW X5 (реализовано 330 экземпляров). Его коллега по рынку – Виктор Степаненко – среди моделей, которые будут вытягивать общие продажи, также называет Mercedes S-класса, внедорожники M и GL. Не удивительно — в прошлом году «АвтоКапитал» продал 242 представительских седана S-класса, что больше, чем их общие продажи компактных А- и В – классов вместе взятых. А вот у Audi ставку делают на более демократичные автомобили.

По утверждениям Александра Божко, руководителя направления Audi компании «Порше Украина», объемы продаж бизнес-седанов Audi A4 и Audi A6 останутся на прежнем уровне.

Выход из сложившейся ситуации будут искать и сами покупатели. Специфика европейских премиум-марок (Audi, BMW, Mercedes) состоит в том, что клиент, как правило, сам выбирает все необходимые опции (в противовес, к примеру, Lexus и Infiniti, которые сразу поставляются автомобили с фиксированными пакетными комплектациями, за которые покупатель должен платить вне зависимости от конкретных предпочтений). Можно предположить, что версий в топовых комплектациях «кожа-телевизор-все дела» теперь будут заказывать несколько меньше — отказ от ряда опций может позволить сэкономить $20-30 тыс. и более. Не исключено, что вновь вернутся времена, когда человек покупал Mercedes S320 и просил наклеить на него шильники $600 и V12.

Хуже всего в нынешней ситуации будет наименее раскрученным премиум-брендам. Так, итальянский Maserati, который официально продается в нашей стране, был вынужден в конце прошлого года продавать некоторые модели, снизив первоначальную цену почти в 2 (!) раза. А другие марки, вроде Aston Martin или тюнинг-версии а-ля Brabus, теперь будут ввозиться «серыми» дилерами исключительно под заказ, с ощутимой предоплатой. Держать их на украинских площадках в ожидании покупателей теперь — непозволительная роскошь.

Олег Фомин, Финансист

Читайте также: