Смерть за чужие деньги: в России буквально охота на инкассаторов!
Российские охранные агентства в кризис начали экономить на инкассаторах: сокращают число членов экипажа, перевозчиков денег и ценностей пересаживают с броневиков на обычные машины. Все это ведет к тому, что инкассатор превращается из хорошо вооруженного охранника в легкую добычу.
С начала года только в Москве произошло семь нападений на инкассаторов, сообщил начальник отдела Главного следственного управления ГУВД Александр Кулигин. В прошлом году было совершено 103 таких преступления. В целом по стране эти цифры на порядок выше.
Ограбление как средство против кризиса
На инкассаторов нападают где угодно и когда угодно. Последнее нападение произошло 6 апреля средь бела дня – в 16 часов на Триумфальной площади в Москве. Трое неизвестных в масках напали на двух сотрудников ЧОП «Витязь-Союз», когда те вышли из здания банка с деньгами. Нападавшие принялись бить инкассаторов молотками. Тогда один из охранников начал стрелять. Он тяжело ранил одного из нападавших, но двое других все же скрылись с 11 млн. рублей.
«Он проходил обучение у нас. И это за последнее время единственный инкассатор, который дал отпор злоумышленникам и получил орден Мужества», – с гордостью говорит заместитель директора учебного центра по специальной подготовке «Витязь» Сергей Савченко.
Нападения на инкассаторов с наступлением кризиса участились. Только в марте произошло три таких ограбления: в Москве преступники расстреляли двух инкассаторов, которые шли из банка с 1 млн. рублей. В Санкт-Петербурге двое неизвестных похитили 10 млн. рублей. Они подошли к инкассаторскому ЗИЛу, ударили водителя кулаком по лицу и открыто похитили инкассаторскую сумку с деньгами.
А за четыре дня до этого двое преступников подошли к машине, парализовали водителя-охранника с помощью электрошокера, выкинули его из салона и угнали машину с деньгами; сумма ущерба сейчас устанавливается. В феврале грабители отобрали у инкассаторов сумку с 43 млн. рублей, это крупнейшее за последние годы ограбление.
Автомобиль, в котором ехали двое инкассаторов, остановили в 5.30 утра на трассе Ростов – Дон два человека в форме сотрудников ГИБДД, а когда машина съехала на обочину, к ней подбежали пять человек с автоматами наперевес. Почти во всех случаях ограбления инкассаторы нарушили инструкции: на трассах им разрешается останавливаться только на постах ДПС, водитель не имеет права выходить из машины, а, находясь в ней, должен заблокировать все двери.
Работа инкассаторов стала более рискованной по трем причинам, объясняет генеральный директор ООО «АРБ-Инкасс» Ринат Седиков. Во-первых, появилось много людей без работы и без денег. Во-вторых, активизировались те, кто всю жизнь занимался ограблениями: они видят, что милиция не блещет показателями раскрываемости. Наконец, некоторые фирмы в целях экономии отказались от услуг профессиональных инкассаторов и сажают в небронированные «Жигули» своих охранников. «Компании практически отправляют людей на смерть», – комментирует Седиков.
Ученики вместо солдат
Инкассаторами становятся бывшие сотрудники МВД и ФСБ, а также охранники из ЧОПов. Зачастую они не могут защитить себя, поскольку не прошли должное обучение или недостаточно экипированы. «У нас часто проходят переподготовку бывшие охранники ЧОПов. Банки с удовольствием берут таких людей, проводят с ними инструктаж и отправляют за деньгами. А на деле такой человек может не уметь обращаться с оружием, потому что он хоть и получил лицензию охранника, но зачастую учился формально, просто присутствовал на занятиях», – рассказывает Сергей Савченко.
Инкассаторы ездят как на русских автомобилях («Нива», «УАЗ Hunter», ЗИЛ, «Жигули»), так и на иностранных (Ford, Volkswagen, Mercedes). Все машины бронированы, причем у многих бронирование скрытое, так что инкассаторскую машину можно не узнать даже с близкого расстояния.
По стандартам в экипаже должно быть три человека – водитель, инкассатор и охранник, это необходимо с точки зрения безопасности. Кроме того, шанс, что три члена экипажа сговорятся и украдут деньги, меньше, чем если бы их было двое. По правилам когда машина подъезжает к «точке» и инкассатор с охранником выходят из нее, водитель остается внутри, заблокировав все четыре двери. «А водитель-непрофессионал выйдет из машины, покурит. За таким экипажем последят раз-другой, а потом нападут. При последнем ограблении на Триумфальной площади водитель как раз нарушил инструкции -вышел из машины», – рассказывает Ринат Седиков.
К банкомату инкассаторы должны подходить по двое: один несет сумку с деньгами, другой в это время контролирует ситуацию и при необходимости открывает стрельбу. В машине тем временем ждет вооруженный водитель. «У нас требования безопасности соблюдаются так себе. Возвращаешься к машине – а водителя на жаре разморило или он по сотовому разговаривает. Так что приходится надеяться только на себя», – рассказывает Виталий, инкассатор одного из частных охранных предприятий. Обычно инкассаторам выдаются бронежилеты, но на деле их носят далеко не всегда: жилет весит 15 кг, и летом в жару сидеть в нем в бронированной машине тяжело.
Курсы инкассаторов длятся от 5 дней до месяца в зависимости от уровня предварительной подготовки. За это время проходится курс огневой подготовки (в том числе стрельба из автомобиля в движении), тактика инкассации в условиях повышенного риска, изучается, как правильно садиться в автомобиль и как двигаться по лестницам. Будущие инкассаторы изучают тактику действий потенциального противника и то, как им противостоять, предупреждение и противодействие ему. Набравшись опыта, можно стать старшим инкассатором, а после и управляющим.
Но защищать себя в кризис им приходится самостоятельно. Как пояснил генеральный директор Ринат Седиков, если компания не создает для своих сотрудников необходимых условий безопасности, выходов два: договариваться с руководителем или искать другую работу.
Кадры
Кого берут в инкассаторы
В России
Возраст – 25-55 лет
Зарплата – 25-30 тысяч рублей
40 рабочих часов в неделю
Не имеющий в прошлом проблем с правоохранительными органами
Мужчина, отслуживший в армии
В ЕС
Возраст – 18-65 лет
Зарплата – 3500 евро
35-40 рабочих часов в неделю
В 6 странах ЕС инкассаторам запрещено пользоваться огнестрельным оружием
В 5 странах ЕС за машиной инкассаторов обязательно следует машина сопровождения. Количество сотрудников варьируется от 1 до 3 на машину
Источник: данные отечественных и зарубежных инкассаторских компаний, Охрана
Tweet