Две платежки за газ. За электричество… тоже две…
Оплату за подачу и транспортировку электроэнергии разделят. А еще хотят отменить “льготные” 100 кВт/ч и ввести RАВ-тарифы
Не успели украинцы до конца разобраться с механизмом расчетов и оплаты двойных платежек за газ, как придется готовиться и к такому же разделению на розничном рынке электроэнергии. За услуги поставщиков тока и операторов электросетей будем также платить отдельно, пишет УКРИНФОРМ. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) готовит решения, необходимые для реализации соответствующих положений обновленного законодательства.
Правда, гражданам обещают: в дополнительную копеечку нововведение им не выльется. Разве что на несколько гривень возрастут комиссионные за перевод денег банками и операторами платежных систем. Зато другое новшество, к которому готовят отечественный энергорынок – введение так называемых стимулирующих RAB-тарифов, по подсчетам экспертов, где-то на 2-4% повысит конечную стоимость всей произведенной в Украине продукции. И это еще оптимистичные прогнозы.
Потому что в украинских реалиях положительная с точки зрения поддержания в надлежащем состоянии наших электросетей идея может вылиться и во все 7-10% “электрической наценки”. Попробуем разобраться в этих и других “электроперспективах”.
Две платежки за газ. За электричество… тоже две…
Валерий Тарасюк
НКРЭКУ поддерживает идею разделения тарифа на электроэнергию для населения на две составляющие: за подачу (использованные потребителем киловатты) и за транспортировку ресурса (так называемая абонплата). Информируя об этом, председатель комиссии Валерий Тарасюк напомнил, что для промышленных потребителей такое разделение уже существует. “В дальнейшем это ждет все сферы энергетики. Так работает энергетика во всех странах. Ведь транспортировка – это естественная монополия, а поставки – конкурентный рынок, и эти услуги должны предоставлять различные компании”, – пояснил чиновник.
В то же время он заверил, что “раздвоение” платежек не повлияет на общую сумму платежей. Хотя эксперты напоминают: такую же “стабильность” украинцам обещали и при введении с 1 января разделения газовых тарифов. На практике же во многих случаях общая сумма платежей возросла. Касается это, в частности, регионов, где поставки “голубого топлива” затруднены и где немного потребителей. Дошло даже до неправомерных многотысячных начислений, о чем Укринформ писал в феврале. То же может ожидать и отдельных потребителей электричества. К примеру, жителей Закарпатской и части Ивано-Франковской и Львовской областей (Бурштынский энергоостров), которых обеспечивают ресурсом по отдельной схеме, без использования Объединенной энергосистемы Украины.
“Очевидно, недоразумений при внедрении двух платежек (точнее, скорее всего, двух строк с разными счетами в одном платежном документе) и на этот раз нам не избежать, – прогнозирует в комментарии Укринформу эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. – Это можно объяснить тем, что при введении масштабных изменений на рынках энергетики органы власти больше интересовались мнением представителей одной части рынка.
Тех, кто производит, распределяет и продает ресурс. Ведь это – мощные компании, которые общаются между собой, чьи представители и лоббисты во власти. А интересы потребителя представлять по сути было некому. И поэтому права продавцов и поставщиков защищены гораздо лучше, чем наши с вами права рядовых потребителей. Но для того, чтобы реагировать на возможные нарушения, есть СМИ, эксперты, институты гражданского общества. Думаю, вместе мы не дадим возможности части бизнеса злоупотреблять привилегированным положением”.
А что же будет с ценой?
По прогнозам Геннадия Рябцева, стоимость электроэнергии для бытовых потребителей в ближайшее время не возрастет. Хотя в перспективе, когда отменят специальные обязанности по обеспечению населения электричеством по льготной цене, возложенные государством на “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”, избежать повышения, видимо, не удастся.
К слову, в НКРЭКУ уже рекомендуют повысить стоимость электричества для населения – чтобы хоть немного стабилизировать разбалансированный из-за снижения спроса и необходимости компенсации производителям самого высокого в Европе “зеленого тарифа” отечественный энергорынок. Но в правительстве к такому шагу пока не готовы. Планируют дать людям время, чтобы оправиться от карантинно-коронавирусного удара. Поэтому повышение будет, скорее всего, не раньше 2021 года.
В качестве “полумеры” уже осенью – ориентировочно с октября – для украинцев могут отменить норму о льготных 100 кВт/ч электричества в месяц, за которые платим на 78 копеек меньше “базового” тарифа (90 копеек за кВт/ч. вместо 1 гривны 68 копеек). То есть, для каждого домохозяйства это – меньше 8 “дополнительных” гривен. Для государства же – десятки миллионов ежемесячной экономии. Сэкономить таким образом советуют специалисты (недавно разделенного) Министерства энергетики и защиты окружающей среды.
Также в ведомстве предлагают на 20% повысить стоимость электроэнергии для промышленности. И это больше всего беспокоит экспертов. Ведь для некоторых энергоемких производств такое повышение будет означать “автоматический” рост себестоимости продукции на 7-10%. То есть, украинские товары станут еще менее конкурентными на внешних рынках и еще менее доступными для потребителя на внутреннем. Тем более – на фоне протекционистских мер в Европе, где стоимость электричества для своих промышленников из-за карантина наоборот снижают. Касается это и решений национальных правительств по поддержке у себя дома американских, китайских и даже российских производителей.
RAB-тарифы – временные потери ради длительного блага?
Следующим нововведением на отечественном рынке электроэнергии, очевидно, станет введение так называемых стимулирующих RAB-тарифов. Метода Regulatory Asset Base (регуляторная база активов) – это тарифообразование, при котором определенная Регулятором часть прибыли пойдет на обновление инфраструктуры, в зависимости от вложенных в нее собственниками и инвесторами средств.
Месяц назад НКРЭКУ подготовила предложения о механизме введения новых подходов к тарифообразованию. Проект выносят на общественное и экспертное обсуждение. Всего в экспертной среде соответствующие планы оценивают как крайне нужный стране шаг, без которого через несколько лет отечественную энергосистему ждет настоящий коллапс. Ведь из-за износа 60-80% электросетей украинцы уже и так больше всех в Европе страдают от аварийных отключений электроэнергии. В среднем, по подсчетам отраслевых экспертов, ежегодно каждый из нас вынужденно “сидит при свечах” больше 11 часов.
Тогда как, например, польские потребители – не более 3 часов, чешские – менее полутора, датские – максимум 15 минут. И это не только неудобства и производственные потери для бизнеса, который не имеет резервных источников энергообеспечения, но и часто – порча оборудования. В частности, из-за частых отключений и колебаний напряжения в сетях украинцы ежегодно теряют десятки тысяч электроприборов – холодильников, телевизоров, микроволновок и т.п. Добавим еще и значительные потери электричества из-за износа сетей.
Их специалисты оценивают в 20 миллиардов гривень ежегодно. А платим за все это мы, потребители. Или напрямую, в составе тарифов. Или косвенно – дополнительные расходы промышленности бизнес закладывает в себестоимость продукции. Иными словами, по подсчетам Министерства энергетики и защиты окружающей среды, в прошлом году каждый десятый произведенный в Украине киловатт электроэнергии “ушел в песок”, “растворился в воздухе”, “исчез бесследно”, “корова языком слизала” … Синонимический ряд продолжайте сами.
Конечно, введение стимулирующих тарифов не означает, что уже завтра наши модернизированные электросети заблестят на солнце как “новая копейка”. Процесс длительный. Слишком долго на плачевное состояние электроинфраструктуры закрывали глаза. И государство, и пользователи сетей, которые на них только зарабатывали, ничего взамен не вкладывая. Разве что реагируя на аварийные ситуации. Чем раньше начнем масштабное обновление, тем лучше. Хотя и должны понимать: для нас, потребителей, такая новация будет означать дополнительные расходы – в составе отдельной, как планируется, платежки за передачу электроэнергии.
“Скажем, в платежке для промышленности стоимость разделения составляет около 20%. Если возрастет тариф, то только в этой 20-процентной части, – пояснил в эфире телеканала “Украина 24” председатель общественной организации “Умные электросети Украины” Александр Визир. – Мы подсчитали, что розничная цена может вырасти до 10%. То есть, конечная сумма в платежке изменится более чем на эти 10%. Как это скажется на потребительской корзине?
Изучив, сколько в ней приходится на долю электроэнергии и ее разделения, мы обнаружили: на самом деле при введении RAB-тарифа цена батона увеличится на 2,3%, килограмма сахара – на 3,3%, масла – на 0,5%”. Тем более, что, по словам эксперта, как показывает зарубежный опыт, введение стимулирующего тарифа приводит лишь к временному росту конечной цены электроэнергии.
В среднесрочной же перспективе стоимость распределения начнет уменьшаться. к тому же, потребители будут меньше платить и за более эффективное использование сетей, минимизацию упомянутых уже необратимых потерь. “Мы будем платить за то, что потребили, а не за то, что потеряно из-за плохих сети. За качественную услугу и с пониманием того, что завтра наш телевизор не сгорит, мы не останемся без электричества. Для бизнеса это – улучшение возможности обеспечения подключения к сети, дешевле и быстрее, чем сейчас”, – подчеркнул Визир.
В то же время пока нет единого мнения о механизмах внедрения RАВ-регулирования. Часть экспертов и владельцев энергопредприятий против предложенного НКРЭКУ варианта, при котором активы облэнерго разделят на “новые” и “старые”, от чего и будет зависеть размер отчислений на модернизацию. Новые активы – те, что появились (появятся) в этом году, старые – введенные в эксплуатацию ранее. На старые активы регулятор предлагает начислять 1% доходности, на новые – 15%. Такой подход, считают представители облэнерго и часть экспертов, не будет стимулировать энергетиков. Ведь для обновления сетей одинаково важно и модернизировать имеющиеся мощности, и создавать новые.
Поскольку одномоментно все провода, подстанции, трансформаторы и другие объекты электроинфраструктуры в стране не заменишь. Вряд ли можно сделать это и за 10 лет. Также важно, чтобы процент начислений на вложенные в модернизацию средства был выше ставок по банковским депозитам. Чтобы владельцам сетей стало выгоднее вкладывать свободные средства в модернизацию своих активов, а не хранить деньги на депозите и получать сопоставимый “пассивный” доход.
Зато другая часть экспертной среды считает предложенный НКРЭКУ подход к возмещению капиталовложений в распределительную инфраструктуру электроэнергетики справедливым. “Высокий процент начислений на вложенные инвестиции для новых объектов и минимальный – для уже имеющейся, но слегка “подрихтованной” инфраструктуры, – это правильный подход – отмечает эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев, – ведь это будет стимулировать создание новых инфраструктурных объектов с распределения электроэнергии.
Потому что за старые платили все украинцы, начиная с советских времен – как налогоплательщики, когда очень большая доля отчислений с зарплат шла на поддержание в надлежащем состоянии всех инфраструктурных сетей. Тогда как компании, которые сейчас владеют ими, в лучшем случае лишь вкладывались в их содержание, никоим образом не развивая. Высокий процент возврата инвестиций для новых объектов, безусловно, будет стимулировать их массовый ввод в эксплуатацию”.
Но для этого RAB-тарифы надо вводить как можно быстрее. Если и дальше ограничиваться только разговорами, то за 5-6 лет в Украине вообще может не остаться рабочих линий электропередачи, и любых инфраструктурных объектов по распределению электроэнергии, – прогнозирует Рябцев. А другого варианта, кроме RAB-стимулирования, при нынешней экономической ситуации в стране, по оценкам эксперта, нет.
Автор: Владислав Обух, Киев; УКРИНФОРМ