«Автогражданка»: польза для жулья, проблема для водителей

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств себя не оправдывает. И потому отменить ее обязательный статус – необходимо. По словам генерального директора Ассоциации страхователей Украины Леонида Хорина, общество платит страховым компаниям огромные деньги за автогражданку, не имея возможности оценить ее пользу для себя. Л.Хорин подчеркнул: по сведениям украинских страховых компаний о себе им доверять категорически нельзя. Поскольку они страдают «привычкой жульничать».В Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ) кадровые перемены. Вместо Сергея Буряка его возглавил народный депутат Виталий Хомутынник. Но главная линия остается прежней: члены совета МТСБУ поддержали предложение общего собрания членов МТСБУ направить в Генеральную прокуратуру Украины обращение о необходимости контроля наличия полисов обязательного страхования ответственности водителей со стороны Госавтоинспекции.

Между тем во Всеукраинском объединении общественных организаций «Ассоциация страхователей Украины» считают, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, или так называемая автогражданка, не оправдывает себя, и предлагают отменить ее обязательный статус. По словам генерального директора ассоциации страхователей Украины Леонида Хорина, общество платит страховым компаниям огромные деньги за автогражданку, не имея возможности оценить ее пользу для себя. В частности, он отметил, что сведениям украинских страховых компаний о себе доверять категорически нельзя, поскольку они страдают «привычкой жульничать», которая «неисправима». Хорин отметил, что сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о существенных противоречиях: по итогам 2005 года Госфинуслуг оценил страховые премии в 431 миллион гривен, а Моторное (транспортное) страховое бюро (оно выдает лицензии на этот вид страхования страховым компаниям) — в 417 миллионов; по выплатам государственный регулятор этого рынка дал цифру 75 миллионов гривен, а Моторное бюро — 33 миллиона. (В Моторном бюро «Дню» объяснили этот разнобой различиями в системах расчета).

Ассоциация страхователей обращалась за разъяснениями и в Госфинуслуг и в Моторное бюро Украины, но «вместо ответов, которые бы подтвердили социальную направленность автогражданки и выполнение всего того, что обещали ее защитники до принятия Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», по словам Хорина, «мы получили только скупые средние цифры по премиям и выплатам». Эксперт сообщил, что полностью отсутствует информация о самом главном — о социальных заслугах автогражданки, т.е. о суммах, которые выплачены погибшим или травмированным при ДТП.

Накануне принятия названного закона его сторонники приводили аргументы о десятках тысяч ежегодно гибнущих и травмируемых на дорогах Украины, которые вследствие бедности государства нуждаются в помощи страховых компаний. Однако, по словам Хорина, сегодня «общество столкнулось с ситуацией, когда право на общественно значимую информацию монополизировано организациями, которые прямо или косвенно зависят от страховых компаний» (имеются в виду Госфинуслуг и Моторное бюро. — Авт. ). «Отсутствие доступа к информации о деятельности конкретных страховых компаний не позволяет проверить информацию, предлагаемую Госфинуслуг и Моторным бюро (эти организации монополизировали право на информацию об автогражданке. — Авт. ), что, вероятно, задумано для сокрытия реальной ситуации».

Хорин также намекнул на доходы, полученные в ходе прохождения соответствующего закона через Верховную Раду и даже назвал сумму, которую «выложили» страховые конторы — она превышает миллион долларов. По его словам, особенно активно лоббировали автогражданку Госфинуслуг и то же Моторное бюро. В словах Хорина звучала обида: в учредительный совет Моторного бюро, по его мнению, могут войти только избранные, причем уровня нынешнего экс-главы Госфинслуг Суслова, а стать членом этой организации, приближенной к автогражданской «кормушке» могут лишь организации, которые в состоянии заплатить взнос в размере 100 тысяч евро.

Председатель ассоциации также заявил, что этот вид страхования обеспечил страховым компаниям по итогам 2005 года средний уровень рентабельности 1260%, а в некоторых случаях она достигала около 5000%. Он также отметил, что в итоге сопоставления данных по уровню выплат автогражданки за 2005 год, полученных на основании данных МТСБУ и данных, которые были обнародованы некоторыми страховыми компаниями в прессе, есть разброс между реальными и декларируемыми данными.

Правда, помощник руководителя бюро Антон Авдеев в беседе с «Днем» отметил, что не знает, откуда у Хорина такие цифры о рентабельности. Он высказал мнение, что за один год действия закона об обязательной «автогражданке» рано подводить какие-либо итоги. Но все же: по его словам, текущая убыточность, то есть соотношение между выплаченными возмещениями и собранными премиями составляет 11,73%. А средняя стоимость полиса не 350 гривен, как заявлял Хорин, а 195. Всего полисов выдано около трех миллионов. Это 25% от общего количества владельцев транспортных средств. В то же время, стоимость полисов нормирована нечетко. А в случае ДТП, страховая компания, согласно закону, «может думать» над тем, выплачивать страховку или нет столько, сколько посчитает нужным. В судебном порядке изъять из компании деньги — нереально рисковое мероприятие.

Тем временем большая часть автомобилистов обходится без страхового полиса автогражданки, хотя при прохождении техосмотра водитель должен обязательно его предъявить. Чтобы избежать неприятностей, некоторые покупают полис на 15 дней. Другие даже этим себя не утруждают — проходят техосмотр через «дядю» или «тетю».

Тут возникает некоторое противоречие. Количество компаний, занимающихся автогражданкой, не такое уж мизерное — 65. Если бы это занятие было таким убыточным, то не стали бы страховики этим заниматься…

Поэтому, кроме фактического упразднения закона (ведь закон — это то, что распространяется на всех), Хорин хочет существенно уменьшить величину базового тарифа и привести его в соответствие с уровнем выплат. При определении базового тарифа он предлагает исходить из средней рентабельности для коммерческих организаций — она не должна существенно отличаться от 20—30%. Методику расчета базового тарифа и величину тарифа предлагается согласовывать с потребителями страховых услуг, а все расчеты тарифа и итоги внедрения автогражданки сделать доступными для контроля со стороны общественности. Хорин обвинил страховые компании, Моторное бюро и Госфинуслуг в круговой поруке и в том, что эта троица слишком крепко вцепилась в этот «руль».

Ольга Василевская, “День”

You may also like...