Пьянство и поддельная кредитка сгубили российского разведчика в Эстонии
Второй российско-эстонский скандал в Эстонии за последние пять лет – к 16 годам тюрьмы за государственную измену осуждён офицер контрразведки Алексей Дрессен. Эстонец Херман Симм, которого судили четыре года назад, получил за шпионаж в пользу России чуть меньше – 12,5 года. Причём на материалы судебного процесса по делу Дрессена наложили гриф «секретно» на целых 50 лет. По мнению экспертов, имеющих отношение к контрразведке, означать это может одно: в деле Дрессена было так или иначе засвечено высшее руководство Эстонии.
До поимки Хермана Симма в 2008 году – он стал первым в истории эстонцем, обвинённым в государственной измене, – российские разведчики в Эстонии работали чисто – ни одного шпионского скандала за всю постсоветскую эпоху! Разумеется, это не говорит о том, что нашу разведку Эстония не интересовала – интересовала, и ещё как.
Свидетельством тому три дипломатических скандала – в 1999, 2000 и 2004 годах, сопровождавшихся высылкой служащих посольства и военных пенсионеров с российскими паспортами. Аналогичные инциденты происходили и в Латвии, и в Литве, но ни в одной из бывших советских республик местной контрразведке не удавалось поймать настоящего, классического шпиона. Необходимо отметить, что и Дрессен, работавший на ФСБ, и сотрудничавший с СВР Симм погорели на том, что стали пренебрегать элементарными правилами конспирации.
Симм позволял себе слишком дорогостоящие покупки – рано или поздно на это неизбежно обратили бы внимание. А Дрессен с женой то и дело летал отдыхать на экзотические курорты, а сына отправил учиться в Англию, что также не могло остаться незамеченным. Но, несмотря на некоторое разгильдяйство, и Дрессен, и Симм были весьма ценными агентами и добывали для нашей страны не только эстонские секреты.
Контрразведчик Дрессен имел доступ к государственным тайнам Латвии и Литвы и этими тайнами делился со своими российскими кураторами. А бывший шеф эстонской полиции Симм, работая советником министра обороны, возглавлял отдел по охране государственных секретов и имел доступ к таким бумагам, которые кроме него могли читать президент страны, премьер-министр и министр обороны. Другими словами, он знал вообще всё.
Счёт Дрессену открыли в российском банке, а карточку, оформленную на подставное лицо, передали разведчику…
Похоже, что одной из причин, по которой сгорел 44-летний Дрессен, стало банальное пьянство, которое привело к потере бдительности. В 90-е, когда Дрессен ещё служил в обычной полиции, ему нередко объявляли служебные взыскания именно из-за нездорового пристрастия к алкоголю. По пьяному делу он, бывало, терял важные документы – за это в 1999 году ему даже срезали треть жалованья. Дисциплинарные расследования в его отношении велись месяцами. Но каким-то чудесным образом Дрессену удавалось всё время переходить из отдела в отдел с повышением по службе – каким именно способом, мы узнаем теперь только через полвека.
В 2007 году, уже работая в департаменте Полиции безопасности (КаПо), он получил первое взыскание по службе именно за распитие на рабочем месте. По слухам, «зацепили» его примерно тогда же – во время пьянок он стал болтать лишнее своим коллегам, которых считал друзьями. Продвижение по службе закончилось – последние годы Дрессен занимался исключительно экстремистами. Это самое бесперспективное направление деятельности КаПо. Уходят оттуда только на пенсию.
Несколько слов о КаПо. Это полицейское подразделение, курирующее не только борьбу с терроризмом и коррупцией, но и охрану государственных тайн и даже контрразведку. За глаза его называют эстонским гестапо.
Дрессен знал работу в КаПо как никто другой: он поочерёдно возглавлял несколько подразделений. По мнению бывшего директора КаПо Юри Пихля, в осведомлённости Дрессен проигрывал только действующему директору Райво Аэгу. Недаром местные журналисты нарекли Дрессена эстонским Штирлицем.
Кстати, Дрессена журналисты любили за то, что он был чуть ли не единственным человеком в руководстве КаПо, который никогда не отказывал в интервью. При этом он позволял себе весьма рискованные комментарии. Именно Дрессен впервые публично признал, что у ФСБ и КаПо имеются «неформальные контакты», а так как «шпиономания осталась в прошлом, спецслужбы Эстонии и России смогут решать проблемы терроризма и оборота наркотиков совместными усилиями». Ни один из директоров КаПо никогда ничего подобного прессе не заявлял.
Пока открытым остаётся вопрос: за что же именно Дрессену дали 16 лет? «Государственная измена» – формулировка весьма расплывчатая, а никакими подробностями с представителями СМИ государственный прокурор Норман Аас так пока и не поделился, хотя и обещал. Правда, на брифинге, устроенном сразу же после поимки Дрессена, он обещал и ещё кое-что – например, «засадить в тюрьму» жену шпиона, Викторию. Засадить её не удалось – суд дал ей шесть лет условно.
Известно немногое: что «зацепить» Дрессена помогла британская разведка (об этом проговорился начальник Дрессена – Райво Аэг) и что след потянулся из Латвии.
Дело в том, что Дрессен в своё время успел поработать представителем КаПо по связям с латвийским Бюро по защите конституции – такой же спецслужбой, как и КаПо. Через руки разведчика проходила практически вся секретная документация Латвии, которая касалась контактов с российскими бизнесменами и политиками, – этими сведениями Рига и Таллин традиционно делятся друг с другом.
Руководитель Бюро по защите конституции Янис Кажоциньш, к слову, подтвердил эту информацию, выступая по латвийскому радио. Ещё известно то, что Дрессен имел контакты с представителями внутренней безопасности ФСБ, специализирующимися на отлове западных «кротов». Из этого можно сделать вывод: в ближайшее время эстонцам придётся менять всю российскую агентурную сеть, ни больше ни меньше.Несколько лет к Дрессену попросту не могли подобраться – у контрразведчиков имелись лишь косвенные доказательства его вины. Погубили же Дрессена современные технологии.
Пока его услуги оплачивали наличными во время встреч с глазу на глаз, проблем не возникало. Но два года назад расчёт стали производить с помощью банковских карт. И кто тут дал маху больше – сам Дрессен или его московские кураторы – сказать сложно. Счёт Дрессену открыли в российском банке, а карточку, оформленную на подставное лицо, передали разведчику – чтобы Дрессен мог снимать деньги, находясь в Эстонии.
Несмотря на то что он пользовался разными банкоматами, его удалось вычислить. Карточка и стала главным доказательством на суде и потянула на 16 лет отсидки. Поездки в экзотические страны – Доминиканскую Республику, Марокко и Малайзию, – во время которых, по данным следствия, Дрессен «вступал в контакт» с генерал-майором ФСБ Евгением Тяжкуном и полковником Михаилом Логиновым, на полновесные доказательства вины в итоге не потянули.
Дрессен отправился вслед за Симмом в тюрьму, а руководство МВД и минобороны Эстонии, у которых из-под самого носа воровали секреты, осталось сидеть в своих креслах. Разоблачение предателя Олега Пеньковского в ГРУ стоило карьеры нескольким руководителям советской разведки, в частности и начальнику ГРУ генералу Ивану Серову. Почему же после громких шпионских скандалов усидели в своих креслах министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо, проморгавший Симма (его разжаловали в министры образования лишь год назад), и Райво Аэг, прохлопавший Дрессена?
Оказывается, всё просто. Цепочки, которые потянулись от Симма и Дрессена, увели высоко наверх. Настолько высоко, что в шпионских историях могли бы фигурировать близкие родственники и друзья руководителей Эстонии. А это уже не просто скандал. Поэтому высокопоставленных фигурантов обеих историй оставили за кадром. По словам директора Балтийского центра исследования России Владимира Юшкина, «вероятность того, что вы когда-нибудь узнаете полный список лиц, занимавшихся в Эстонии шпионажем в пользу России, близка к нулю».
«Впоследствии в архивах открываются лишь имена агентов-нелегалов, – поясняет Юшкин. – Именно они вербуют нужных лиц и помощников. Однако имена завербованных нигде не фигурируют, значатся только псевдонимы». Можно лишь гадать: не могли бы скрываться под такими псевдонимами имена министров эстонского правительства?
Четыре года назад процесс по делу Симма грозил взорвать эстонское общество – в ходе этого процесса вскрылись факты сотрудничества крупных чиновников с КГБ, а затем и ФСБ и другими спецслужбами России. Именно потому, что процесс получился неожиданно громким, его и свернули по-тихому, не заслушав в суде и десятой части вскрытых следствием эпизодов. Валерий Зенцов, числившийся куратором Симма, водил близкую дружбу с министрами и бывшими президентами Эстонии – легко предугадать, куда могли потянуться ниточки.
Потому-то над заявлением тогдашнего министра обороны Яака Аавиксоо и язвила вся страна. А министр сказал вот что: «Нет смысла искать виноватых в том, что разразился шпионский скандал с Симмом… Нет смысла кого-то обвинять. Таких людей много… Но «отдельных» эстонских граждан – «стрелочников» Дрессена и Симма – всё-таки обвинили.
Автор: Георгий Филин, Наша Версия (№ 29)
Tweet