Аферисты «от бога»

Время сейчас неспокойное – война, экономика разрушена. Вся страна переживает стресс, люди обеспокоены будущим. В таком положении они становятся более внушаемыми. Поэтому сектанская активность увеличилась. Так называемые пасторы торгуют гуманитаркой, «лечат» калек,  раздают «индульгенцию» от АТО, курируют попрошаек и сотрудничают с политиками.

 Вторую неделю в центре Киева проходит съезд одной из христианских организаций — духовного центра «Возрождение». Адептов в желтых и синих футболках настолько много, что встретить их теперь можно в любом уголке города. Они зазывают горожан на совместные молитвы в обмен на «исцеление от болезней и вечную жизнь», а стоимость аренды Дворца спорта, в котором проходят богослужения, исчисляется сотнями тысяч ежедневно (по нашей информации, около 300 тыс. грн за три часа).

«Вы представить не можете, какие там могут быть суммы пожертвований. У нас знакомый туда пошел, молодой парень, программист. Занес тысячу долларов. А ему сказали, что в следующий раз он должен еще больше дать», — рассказали друзья 27-летнего Сергея.

Основатель «Возрождения» — уроженец Днепра Владимир Мунтян, который ранее был осужден за мошенничество и кражи. На днях в  появилось видео съезда, где можно увидеть депутата Киеврады Сергея Гусовского, а также вице-спикера Верховной Рады Оксану Сыроед.

Гусовский, впрочем, сказал, что не является прихожанином «Возрождения». «Меня ничего не связывает с духовным центром «Возрождение». Но хочу подчеркнуть, что это не секта, а протестантская церковь. И как политик я считаю необходимым посещать собрания разных конфессий. Видео же было записано еще в мае, когда нас туда с Сыроед пригласили». Сыроед же объяснила свое присутствие на съезде тем, что она «использует любую возможность, чтобы объяснять людям угрозу выборов на оккупированных территориях».

Стоимость участия в съезде составляет 100 долларов по нынешнему курсу, причем записаться уже невозможно — говорят, что мест нет. Очевидно: духовный центр — выгодный бизнес, если учесть, что на съезд прибыли 11 тысяч человек. Впрочем, эксперты уверяют: десятины, пожертвования и подарки — это только видимая вершина айсберга. На самом деле, религиозные общины зарабатывают совсем на другом.

«МЕЧТА — КВАРТИРА В ДЕНЬ»

«У каждого пастора есть программы минимум и максимум. С паствы размером около ста человек он раз в неделю соберет 10–15 тыс. грн. То есть 50 тысяч в месяц — это программа минимум. А вот максимум — это за один день стать владельцем двух- или трехкомнатной квартиры где-нибудь в Киеве или Харькове. Ведь все люди рано или поздно умирают. А почти все религиозные учения устроены так, что пастырь — равно Бог, и люди охотно пишут ему дарственные», — объясняет адвокат Иван Либерман, который занимается религиозными делами около 10 лет.

Например, в Городище Черкасской области, согласно реестру судебных решений, прихожане заподозрили в нечестности пастора церкви «Благая весть». Он собирал деньги на участок для будущего молитвенного дома, а при покупке землю оформил на свое имя. В Харькове же, судя по реестру, был скандал с представителями караимской общины, которые якобы оформили на себя под видом дарственной целое здание. Экспертиза установила, что минимальная цена такого дома — около двух миллионов. 

«Я знаю случай со священником, который на пожертвования построил себе двухэтажный особняк. При этом оформил его не на созданную им организацию, а на двух своих сыновей. А чтобы прихожане не догадались, на одной из стен дома написал название своей церкви. Сам пастор уверял нас, что ему такой механизм подсказали в Германии, а перед законом он чист, ведь все оформлено на его родственников-предпринимателей», — говорит Либерман.

Доходит до того, что прихожане берут кредиты, чтобы «помочь» пастору. В Каневе Черкасской области пастора церкви «Благая весть» обвинили в том, что он, манипулируя сознанием одной из активных прихожанок, попросил ее взять кредит в одном из столичных банков. Женщина под залог своего дома и участка заняла у банка $134 тыс. А когда поняла, что храм никто не будет строить, пошла к правоохранителям. Священник получил шесть лет тюрьмы, хотя вины своей он не признал.

ТОРГУЮТ ГУМАНИТАРКОЙ

Не менее масштабные махинации с гуманитарной помощью. Полиция, согласно реестру судебных решений, уже расследует сразу несколько случаев, когда религиозные организации зарабатывали на гуманитарке. Один из них — в Винницкой области, куда из США пришло 15 тонн вещей. При этом прихожане «Милосердного самарянина», которым предназначались эти пожертвования, вещей в глаза не видели.

В Луцке, согласно реестру, следователи подозревают в продаже гуманитарки сразу несколько организаций. Это «Царство Божье», Волынский фонд «Милосердие», «Независимая Христовая церковь», Волынский благотворительный фонд «Плечо», «Братство при соборе церквей Украины христиан веры Евангельской «Открытая Библия» и Волынский благотворительный фонд «Ханун».

Вещи, которые в богатых странах собирают для бедных прихожан, в Украине часто оказываются в магазинах секонд-хенда

«По моей информации, в одной из стран Евросоюза в Восточной Европе есть мировой центр, куда попадают все эти вещи. Они действительно гуманитарные и собраны благотворителями стран с хорошим уровнем жизни. Оттуда все это везут в третьи страны по всему миру, в том числе и в Азию. У нас эти вещи развозятся по складам в разных регионах, там сортируются и в зависимости от качества и бренда попадают в дорогие бутики, магазины либо в секонд-хенд. На сортировке часто — представители нетрадиционных церквей», — рассказал нам один из экс-священников.

УДОСТОВЕРЕНИЕ СВЯЩЕННИКА ЗА $5 ТЫСЯЧ

Религиозная организация предусматривает получение соответствующих удостоверений для создавших ее людей. И из-за АТО спрос на эти удостоверения очень даже велик, ведь «корочка» позволяет не идти воевать (не путать с призывом в ВСУ, верующим срочникам предлагается альтернативная служба в больнице или дворником. — Авт.). «Есть случаи, когда люди готовы платить за удостоверение до $5 тысяч. Им приходит повестка, они в ответ отправляют ксерокопию такого документа и их вычеркивают из списков», — говорит Либерман.

ЗАРАБОТКИ НА ИНВАЛИДАХ

Впрочем, по словам адвоката, куда популярнее заработок на инвалидах, которых активно заманивают в церковные организации. «Да, очень часто кураторами нищих и инвалидов на улице, которые просят деньги, являются именно пасторы и их люди. Я знаю много таких случаев. Обычно эти люди не сопротивляются, ведь уверены, что собирают на нужды прихода, поэтому с ними даже не делятся. В день на одном инвалиде можно заработать одну тысячу гривен, а в месяц — 30 тысяч», — рассказывает Либерман.

Либерман: «Очень часто кураторами нищих и инвалидов на улице являются пасторы и их люди»

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНВЕРТЦЕНТРЫ

Еще один способ заработать — отмыть деньги через религиозную общину. Некая фирма перечисляет кругленькую сумму на счет религиозной общины, при этом благотворительные взносы освобождаются от налогообложения. Священник идет в банк, снимает без проблем и лишних вопросов деньги, которые якобы пойдут на благотворительные обеды или стройматериалы. «Обычно такса, которую священник берет себе за услугу, — 10% от суммы. А суммы могут исчисляться миллионами. Знаю, что один из киевских приходов в Оболонском районе находится рядом с госучреждением. Так вот чиновники взятки берут именно таким образом. Отправляют клиента в храм делать благотворительные взносы, а деньги потом делят между собой», — рассказал нам собеседник, пожелавший не называть свое имя.

ТРУДОТЕРАПИЯ В КАРМАН ПАСТОРА

Еще один вид сотрудничества с политиками — через реабилитационные центры, которые с помощью трудотерапии помогают прихожанам избавиться от их пороков. Руководители таких центров часто идут к политикам и предлагают за небольшие деньги попиарить их на выборах. 

«Причем суммы, которые называют, очень низкие. Дешевле, чем студентов нанимать, например, $10 тыс. за полный пакет, который включает в себя раздачу листовок, агитацию, митинги. Обитателям реабилитационных центров даже не объясняют ничего, ведь те готовы работать за еду», — уточняет Либерман.

ФОТОЛИПА С ЛАГЕРЯМИ

Летние лагеря, походы и кружки иностранных языков — тоже очень прибыльный вид заработка. Схема такая: ставят в лесу пару палаток. С одной стороны леса фотографируют веселых детей, с другой — стариков, с третьей — инвалидов.

«А потом такой фотоотчет посылают в благотворительные фонды. Вот, мол, мы создали для детей лагерь, для взрослых и для инвалидов. Иностранные организации охотно спонсируют такие благотворительные мероприятия. И только на одних детях, к примеру, можно заработать грант в $100 тыс. А если еще другие направления, то сумма может утроится. И это только за один год. Также ведут детей или группы с походами в Карпаты. А потом представляют фотоотчет благотворителям, что сходили раза четыре. Иногда умудряются получить деньги еще и с местных бюджетов, ведь они, мол, занимаются развитием молодежи. Или помощью инвалидам. При этом, все счастливы», — рассказал собеседник. 

ПОДЕЛИЛИ МЕЖДУ СОБОЙ УКРАИНУ

По причине высоких заработков конкуренция на религиозном рынке не шуточная. Можно столкнуться с проблемой, что «работать» просто не дадут, ведь территории и сферы влияния секты поделили между собой еще несколько лет назад. «Одна из сект обрабатывает паству в Дарницком районе, на Осокорках и Позняках. Другая орудует в центре Киева — на Печерске, третья взялась только за молодежь, а еще одна — за пенсионеров. И так по всему городу», — рассказал нам один из силовиков. А конкурентов, которые либо недавно созданы, либо полезли на чужую территорию, устраняют с помощью титушек или компромата.

Иван Либерман тоже подтверждает эту информацию: «Я знаю, что действительно присутствует такой факт. Причем сферы влияния поделены уже по всей Украине, а не только в столице. Например, в Киеве и Днепропетровске действует одна группа, а в том же Херсоне — совершенно другая. И бывало, что людей пригласили на воскресное собрание в молитвенный дом. А под ним уже стояли парни с листовками, которые рассказывали, как пастырь наживается на своих прихожанах. Кто-то из посетителей не обратил внимания, а кто-то задумался и больше туда не пошел».

Адвокат добавляет, что за последние пять лет религиозный бизнес стал очень серьезным и похож больше на спецслужбы со своей иерархией: «Есть специальные люди, которые следят за новичками, есть те, кто отвечает за сбор денег, те, кто приносит информацию про возможных клиентов, обеспечивает всю хозяйственную деятельность. И даже просто так зайти и на мобильный снять то, как проходит богослужение, вам уже не дадут. За это можно хорошо получить». 

Как появляются секты

При Министерстве культуры существует департамент по делам религий и национальностей. Там нам объяснили, что регистрируют не религиозные организации, а их уставы. 

«Очень часто журналисты путают, мол, действовала незарегистрированная религиозная организация. Но на самом деле, они могут и не регистрироваться, все это прописано в Законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях», — объясняют нам в департаменте. И добавляют, что сама процедура регистрации бесплатная. Для организаций, которые уже существовали, она занимает около месяца. А вот новообразованным придется ждать три месяца.  По данным на сегодня, в Украине зарегистрировано 35 709 уставов религиозных организаций.

Популярность их регистрации видна по количеству юрфирм, готовых предоставлять посреднические услуги. В интернете их сотни, а регистрация под ключ обойдется в 4–7 тыс. грн.  Зарегистрировав «фирму от Бога», сэкономить можно на налогах и коммунальных услугах. Например, цена за газ вдвое меньше, чем для обычных украинцев, — с 1 мая цена за куб составляет 3,9 грн (а для всех остальных — 6,8 грн). Как объяснили нам юристы, становиться на учет в налоговой инспекции нужно в качестве неприбыльной организации. При этом не придется платить налоги за подарки, безвозвратную финансовую помощь и пожертвования. Также можно смело торговать чем угодно, что может подпадать под формулировку «товары, пропагандирующие принципы и идеи организации».

Автор: Евгения Иванова, Наталия Гриценко, РЕПОРТЕР

You may also like...