Операция «Мокед»

Египетские планы о начале войны 27 мая стали известны разведке Израиля в конце мая и были на столе у Министра иностранных дел Израиля уже 25 мая. Он их в свою очередь передал США, те – СССР и посол СССР в Египте посетил Насера, передав ему несогласие советского правительства с атакой 27 мая, объясняя это тем, что Израилю уже известна точная дата. Таким образом Египту пришлось отменить запланированную на 27 число атаку.

Начало войны

В Израиле царило противоречие между политическими и военными кругами. 2 июня военные просили разрешение немедленно атаковать арабов, но израильский премьер Леви Эшколь (род. В 1895 в Киевской губернии) был осторожен и распустил всех на шаббат по домам, назначив следующее заседание правительства 4 июня, воскресенье (первый рабочий день недели в Израиле).

Тем не менее, 3-го июня, перед началом шаббата, Леви Эшколь собрал узкое совещание, на нем присутствовали всего 5 ключевых персон и было решено о превентивной атаке, но не ранее 5-го июня, чтобы успеть совершить несколько обманных действий. 3-го июня министр обороны Моше Даян дал пресс-конференцию, на которой сказал, что уже поздно говорить о военных действиях, т.к. пролив надежно перекрыт египтянами. В тот же день все газеты напряженного мира обошли фотографии тысяч израильских солдат на пляжах страны, которых отпустили в увольнительную.

В воскресенье 4-го правительство Израиля собралось в полном составе, провело 7-часовое заседание и проголосовало за. “Правительство приняло решение прибегнуть к военным действиям, целью которых является освобождение от кольца, все плотнее сжимающегося вокруг Израиля…”. За – проголосовали 18 министров, воздержались – двое из левой партии Мапам. Один из них процитировал Бен-Гуриона: “Никогда Израиль не выйдет на войну без союзников”.

– Пусть Бен-Гурион пойдет и найдет нам союзников, но я не уверен, что мы к тому времени будем живы, – резко прервал скептика Даян.

Блицкриг

Операция “Мокед”

5 июня 1967 года в 7.45 утра большая часть боевых самолетов ВВС Израиля – 185 (18 остались на земле) нанесли сокрушительный удар по аэродромам сначала Египта, а затем Сирии, Иордании и Ирака. Все аэродромы Египта были поражены практически одновременно и эти первые часы и решили дальнейший исход войны.

Операция “Мокед” имеет корни в 1962 году, когда командующий ВВС Эзер Вейцман поручил главе оперативного отдела разработать план атаки военных аэродромов арабских стран.

Вейцман — командующий ВВС Израиля

Оперативники ВВС решили, что наиболее эффективна будет атака взлетных полос аэродромов, которая оставит уцелевшие самолеты без возможности к взлету, а тех, которые уже в воздухе — без возможности посадки. Это представляло изменение подхода, царившего в израильских ВВС на то время, согласно которому надо было уничтожать сами самолеты и командно-диспетчерские пункты. Т.к. взлетные полосы были сделаны из бетона, то исследователи рассматривали разные возможности и проводили опыты.

Все вооружение, что было в наличии израильских ВВС не приносило сколь-нибудь серьезного ущерба взлетно-посадочным полосам. Ракетное вооружение оставляло небольшие пробоины, которые было нетрудно залатать, авиационные пушки слегка царапают полосу, а авиационные фугасно-осколочные снаряды подпрыгивают на бетоне или скатываются с него и вероятность промаха высока. Поэтому пришлось разработать и начать выпускать специальные авиационные бомбы, которые могли наносить большой ущерб взлетно-посадочным полосам, оставляя огромные выбоины в них.

Полет на небольшой высоте ниже высоты обнаружения РЛС на такие дистанции с увеличенной нагрузкой в виде нового типа авиационных бомб вызывало увеличенное лобовое сопротивление. Это требовало новых расчетов дистанций и потребления топлива, неуказанных в технических характеристиках в инструкциях производителей боевых самолетов. Таким образом Отдел обучения ВВС построил подобную взлетную полосу в Негеве и начал испытания.

Военной разведкой была собрана информация о всех типах взлетно-посадочных полос в арабских странах, местонахождении РЛС, способе передачи информации с РЛС в штабы, графиках дежурств, способности советских самолетов действовать в разных погодных условиях и прочее. После окончания сбора информации были составлены подробные таблицы для каждого арабского аэродрома, с точными указаниями сколько самолетов и какая бомбовая нагрузка требуется, какую полосу требуется атаковать, маршрут и угол подлета и вылета после атаки и т.д. и т.п.

Для большинства взлетно-посадочных полос было отмечено два места, где следует нанести удар, в основном на трети расстояния с каждого конца. Работы были закончены в 1964 году и план получил название операция “Мокед”, был завернут в синюю обложку и положен на полку в оперативном отделе командования ВВС.

После 1964 года было проведено огромное количество тренировок на низкой высоте, которые показали, что условием для успешного выполнения плана является полная неожиданность, чтобы арабские самолеты не успели подняться в воздух. Было установлено, что израильским ВВС требуется 530 боевых самолетов для атаки 14 аэродромов, в то время как есть только 200. Вывод был один – после первой волны атак придется вылетать еще раз, параллельно ведя бои в воздухе. Вносились изменения и в 1965 году на каждой базе ВВС появился окончательный вариант плана.

В мае 1967 года НГШ Ицхак Рабин, изучая снова план, заметил, что у него есть несколько существенных недостатков: если о плане станет известно Египту, то самолеты которые несут необычно большую нагрузку станут легко добычей вражеских самолетов и их большая часть будет потеряна, а страна останется без всякого воздушного щита. Это был большой риск, но Рабин решил пойти на него. В связи с тем, что самолетов был более чем в 2 раза меньше, чем требовалось, решено было сначала ударить по Египту, чтобы хотя бы удар по главному противнику был неожиданным. Правительство знало о плане только в общих чертах, чтобы предотвратить утечку информации. Правительство утвердило день, но не знало час начала операции.

Час “Ч” был назначен на 7.45 по израильскому времени, к этому времени утренний туман рассеивается, погода хорошая, египетские патрули возвращаются на базу на завтрак (7.40-8.00), а командиры баз только по дороге на базы. За день, в 18.00, командиры ВВС Израиля были посвящены в план.

Должна была соблюдаться полная секретность и радиотишина. Летчик, у которого возникнут технические трудности должен самостоятельно вернуться на базу или покинуть самолет, не сообщая об этом никому, в том числе он не должен задействовать собственный маячок радиообнаружения до момента начала бомбардировки. Командир оперативного отдела ВВС Израиля дал списки целей и задач, сказав командирам баз посвятить в них своих заместителей только ночью. Сами летчики должны были быть посвящены в планы только в 4.20 утра.

В 6.45 утра 4 учебных самолета Фуга Магистер, замаскировавшись в радиоэфире под боевые вылетели с учебной базы Цахаля. Пилоты много говорили между собой, используя позывные боевой эскадрильи.

В 7.45, все боевые самолеты Израиля: "Мираж", "Дасо Мистэр", "Дасо Супер Мистэр", "Дасо Ураган" и "Вотур", за исключением 12 "Миражей". Три, оставшихся охранять небо страны, поднялись в воздух. Еще два самолета Вотур, сопровождаемые двумя Миражами парили высоко над землей, в течение двух часов глуша египетские РЛС средствами РЭБ.

Лидеры боевых порядков производили навигацию по азимутам и летели с постоянной скоростью, что в следствии низкой высоты в 30 метров и ограниченного поля зрения было нелегко. В 7.40, за 5 минут до удара, глава отдела разведки ВВС Арлев получил сведения, что ВВС Египта ведет себя абсолютно спокойно. Египетские ПВО в то утро получили приказ не стрелять по военным самолетам, т.к. существовало опасения, что может быть сбит самолет с египетским военным командованием, отправившийся для инспекции позиции на Синай. Этот приказ усилил замешательство египтян.

В 7.45 самолеты ВВС Израиля одновременно зашли над 11 аэродромами ВВС Египта, включили средства связи и доложили по очереди об уничтожении всех взлетно-посадочных полос.

Направления удара

После этого самолеты вернулись и расстреляли из пушек все самолеты, которые не успели подняться. Над несколькими аэродромами произошли воздушные бои с самолетами, которые поднялись до бомбардировки. В некоторых израильских самолетах еще оставались снаряды и по дороге домой они обстреливали все попадающиеся по дороге цели. На земле было уничтожено 197 египетских самолетов и еще 8 – в небе, включая 30 египетских бомбардировщиков дальнего радиуса действия – ТУ-16. 8 израильских самолетов было также уничтожено.

Начиная с 9 утра все египетские радиостанции передавали об удачном наступлении египетских ВВС, о том, что египетские ВВС успешно атаковали цели на территории Израиля и что через несколько часов Тель-Авив будет “у нас в руках”.

После возвращения, быстрой перезарядки, заправки и инструктажа, в 9.34 самолеты вылетели снова на цели, чтобы нанести максимальный ущерб взлетным полосам и самолетам противника и убедиться, что не останется средств ПВО. Во время второго налета было уничтожено еще 107 самолетов.

Один из непосредственных очевидцев войны, тогдашний атташе посольства СССР в Египте С. Тарасенко, так вспоминает эти события: "Через час мы уже практически знали, что происходит. В посольство прибыла группа советских специалистов, работавших на крупнейшей египетской базе "Кайро-Уэст". Их внешний вид – порванная грязная одежда, осунувшиеся лица – говорил сам за себя. На вопрос, что случилось, старший офицер коротко бросил: "У Египта больше нет ВВС, базы "Кайро-Уэст" тоже нет".

Нашим ребятам повезло, они как раз подъезжали к базе, когда накатилась первая волна израильских "Миражей". Люди успели выскочить из автобуса и залечь в прилегающих к дороге канавах… После первого налета на базе уцелело с десяток самолетов, и их можно было поднять в воздух с рулежных дорожек, но этого не было сделано. Вторым налетом дело было закончено"

Перед войной командующий ВВС Эзер Вейцман хвастался, что сможет уничтожить египетские ВВС за 6 часов. Он был не прав – израильские ВВС их уничтожили за 3.

Единственным не пострадавшим аэродромом был аэродром в Эль Арише, на Синайском полуострове, потому что Цахаль планировал его использовать в качестве передовой базы снабжения войск и эвакуации раненых.

Все макеты, использующиеся Египтом для обмана израильтян, ВВС Израиля оставили нетронутыми. Израильский офицер ВВС, отвечая на вопрос, почему макеты не были атакованы, сказал, что в Абу Суэйре таки была допущена ошибка и макеты были уничтожены вместе с настоящими самолетами, а на остальных аэродромах макеты оказались нетронутыми из-за точных данных об их месторасположении и некачественного изготовления самих макетов.

В 12.00 сирийские, иракские и иорданские самолеты начали атаки на цели на севере Израиля.

Во время третьей волны часть самолетов были перенаправлены в Сирию. Во время второй и третьей волны самолеты в Египет уже летели на удобной для навигации высоте, ориентируясь, в том числе, по поднимавшемуся от пораженных целей дыму.

ЗРК С-75, сбившие во Вьетнаме сотни американских самолетов, не причинили абсолютно никакого вреда израильским самолетам.

В связи с сообщениями, как в СМИ, так и напрямую военно-политическими источниками из Египта, что основные цели на территории Израиля поражены и заявлениями Насера об уничтожении 70% израильской авиации, король Иордании Хусейн принял решение атаковать со своей территории Израиль и запросил у Ирака и Сирии дополнительные силы. Пока что, в 11.50 16 иорданских самолетов Хантер вылетели, чтобы завершить разгром Израиля.

В связи с этим, командир ВВС Израиля Моти Ход решил включить в третью волну также цели на территории Иордании В течение двух часов были уничтожены все военные, часть гражданских самолетов и все аэродромы Хашемитского королевства, а также средства ПВО. Летчиков, оставшихся без самолетов король Иордании Хусейн отправил в Ирак, на помощь Иракским ВВС на автобусе.

Т.к. в Израиль начали поступать сведения о присоединении Ирака к войне, т.е. об отправке дополнительных ил через Иорданию к границам Израиля и сосредоточении иракских самолетов на самом западном аэродроме Н-3, то и он был во время третьей волны разбомблен.

В течение первого дня войны была уничтожена египетская и иорданская авиация, а также половина сирийской, часть сирийских самолетов успели ретироваться на удаленные аэродромы. В течение первого дня войны было уничтожено 70%, боевых самолетов вражеских сил, а именно 451 самолет, в то время как Израиль потерял – 19.

Результатом операции стало полное израильское господство в воздухе, что сыграло важнейшую роль в полном поражении арабских стран в результате Шестидневной войны.

Автор: Цви Ариэли, специалист по антитеррористическим операциям, 9 канал

You may also like...