Автомобиль в качестве орудия политического убийства
Когда по московской магистрали на повышенной скорости прет иномарка черного цвета с крутыми номерами, понятно, что это либо крупный госчиновник, либо олигарх средней руки, либо «авторитет». Гаишникам, как правило, пассажир известен. Его тормозить себе дороже. Машину сопровождает охрана, а с ней толковать бесполезно. Но и к такому лихачу конец может подкрасться незаметно. Это не раз случалось. Когда кто-то чего-то опасается, стыдится или желает совершить возмездие, за руль встречной машины с бесстыдной нещадностью садится опытный киллер. Вопрос – кто заказчик? Сегодня наша история о том, как в мире шпионажа автомобиль используют в качестве орудия политического убийства.
В КОНЦЕ ноября 1992 г. в разгар противостояния ушедших коммунистов и пришедших демократов автомобильные киллеры пользовались особым спросом.
Стало известно, что бывший чехословацкий лидер Александр Дубчек согласился приехать в Москву. Хотел выступить свидетелем на суде по делу КПСС. Не успел. Скончался в пражской больнице в результате ранений, полученных в автокатастрофе. Документы, находившиеся у Дубчека в момент аварии, исчезли из машины (характерно, что после Дубчека в Варшаве погиб бывший польский премьер Петр Ярошевич, которого тоже пригласили в Москву в качестве свидетеля по делу КПСС). На Западе в подготовке покушений на этих свидетелей обвинили российские спецслужбы.
Организованная автокатастрофа
УТРОМ 1 декабря 1992 г. на 74‑м километре МКАД несся черный «мерс». Торопился, поскольку в этот день открывался VII съезд народных депутатов. Намечалась решающая схватка между Б. Ельциным и Р. Хасбулатовым. Пассажиром был первый заместитель начальника Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Юрий Александрович Гусев. Человек, которому известны не только все проблемы загранрезидентур ГРУ, вся ценная иностранная агентура и все операции, которые в тот период проводились в зарубежье, но и кое-что, способное повлиять на расклад политических сил в стране. Внезапно водитель автомашины генерала почувствовал недомогание и потерял сознание. После судорожного поворота руля машину выбросило на встречную полосу движения. Произошла лобовая встреча с «Жигулями». Машины – в лепешку. Ю. Гусев и оба пассажира «Жигулей» погибли. Подробности этого нерядового автопроисшествия долго скрывались. Затем появились сведения о результатах экспертизы. Было установлено, что с водителем генерала случился обморок. Причина – неизвестный токсин контактного действия. Нашли свидетелей, которые видели, как во дворе дома генерала к его автомашине, когда водитель пошел покупать сигареты, подошел и прикоснулся к рулю неизвестный молодой человек. Так появилась версия смерти №1.
Версия №1: Культурные ценности России?
ВЫЯСНИЛОСЬ, что накануне министр обороны Шапошников будто бы поручил генералу заниматься Янтарной комнатой. В связи с этим последний в беседе с журналистом С. Турченко якобы сказал: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни меня в живых не будет».
Версия о гибели генерала в результате его «выхода» на тайну Янтарной комнаты выглядит весьма неправдоподобно. Во-первых, если он и получил новые данные, то до триумфального возвращения этой ценности в Россию он не только журналистам, но и семье-то своей об этом рассказывать не стал бы. В результате любой утечки можно лишиться статуса национального героя. Во-вторых, поскольку этой информацией в ГРУ обладал не только Ю. Гусев, ликвидация его по этой причине на положение заинтересованных в сокрытии местонахождения Янтарной комнаты никак не влияет. В-третьих, если даже какие-то тайные силы и охраняют эту информацию, то так оперативно среагировать они могут лишь на своей территории и уж никак не в столице России.
Версия №2: «Неуправляемый»
БЫЛА другая информация, которая проливает свет на случившееся. Дело в том, что группой сотрудников военной разведки, особенно близких к Гусеву, было проведено свое расследование. Оснований подвергать его сомнению гораздо меньше, чем версию о Янтарной комнате.
Заняв кабинет Горбачева в Кремле в конце декабря 1991 г., Ельцин уже через неделю начал реформировать минобороны. Для начала упразднил Группу генеральных инспекторов. Оппозиция сопротивлялась как могла. Конституционный суд РФ отменил указ Б. Ельцина о слиянии министерств безопасности и внутренних дел. Тогда Ельцин подписал новый указ – о создании Министерства безопасности России. Убрал сделавшего свое дело В. Бакатина и совершил ошибку, назначив на пост министра Виктора Баранникова. Вторую ошибку он сделал, когда согласился назначить на должность первого заместителя начальника ГРУ Генштаба авиационного генерала Ю. Гусева. Последний развил слишком бурную деятельность на кавказском и среднеазиатском направлениях, включившись со свойственной ему прямотой и напором в противостояние с Б. Ельциным.
Глава Министерства безопасности РФ В. Баранников поддержал Ю. Гусева. Более того, в конце ноября передал генералу список, содержащий агентов идеологического влияния КГБ. Перечень содержал 2200 имен известных людей в высших эшелонах власти, кто сделал карьеру при Ельцине. Теперь они представляли собой видные общественные, политические и предпринимательские фигуры новой России. Озвучить список должен был бесстрашный генерал ГРУ. Удар по окружению Ельцина мог быть фатальным.
В кулуарах спецслужб «патриоты» говорили, что после смерти генерала Гусева группа офицеров ГРУ якобы уволилась в запас, организовав своеобразный «эскадрон смерти». Ликвидировали около 40 человек, виновных в развале страны. Обвиненный в организации общественных беспорядков В. Баранников, выйдя из Лефортово, скоропостижно скончался в Москве летом 1995 года.
Из истории политических наездов НКВД-МГБ
НА ТЕРРИТОРИИ СССР политические деятели не раз гибли в результате автомобильных катастроф.
В 1939 г. сообщалось, что в автокатастрофе разбились насмерть полпред СССР в Китае И. Бовкун‑Луганец и его жена. Начальник 3‑го спецотдела НКВД СССР Церетели утверждал, что погибшие являлись крупными иностранными шпионами. Их ликвидация якобы была необходима для дезинформации иностранной разведки. Там не должны были знать, что их агенты арестованы. Выяснилось, что ликвидацию осуществляли лично Церетели и Владзимирский. Убили посла и его жену деревянными молотками еще в поезде.
В 1947 г. в Ужгороде чекистами П. Судоплатовым, С. Савченко и Г. Майрановским по личной просьбе Н. Хрущева и с разрешения И. Сталина была подстроена автомобильная авария. В результате был ликвидирован архиепископ Украинской униатской церкви Ромжа, поддерживавший тесные связи с ОУН и Ватиканом.
Затем в 1951 г. в Москве в автомобильной катастрофе при загадочных обстоятельствах погиб лидер прозападного направления в советской политике Максим Литвинов. Ранее он был полпредом в Лондоне, Нью-Йорке и Женеве. На посту наркома иностранных дел сменил самого Чичерина. На этом посту Литвинов оставался до 1939 года.
В 1953 г. на отдыхе в Грузии разбился в автомашине известный общественный и политический деятель Франции Ив Фарж. Он собирался правдиво информировать общественность Запада о существе «дела врачей». Не успел.
А в 1962 г. в автомобильную катастрофу попал выдающийся физик, основатель школы, почетный член Королевской академии в Лондоне, член академий в Голландии, Дании и США, лауреат Нобелевской премии 1962 г. академик Лев Давидович Ландау. В КГБ его считали «антисоветски настроенным человеком». Основания: после «венгерских событий» советскую систему он называл фашистской, а руководителей партии и правительства – палачами.
Высокие чины ГРУ часто гибнут
ИЗ МАТЕРИАЛОВ расследований автокатастроф вырисовывается технология теракта. Вначале – ювелирный, с оттяжкой, словно в бильярде, удар переднего бампера грузовика в правый задний фонарь автомашины жертвы. Затем, когда автомашину выбрасывает на встречную полосу, в роли «чистильщика» выступает «КамАЗ» или «КрАЗ», идущий по встречной полосе. Так было несколько раз. Примечательно, что объектами теракта подозрительно часто становились высокопоставленные военные.
В феврале 1993-го по пути в аэропорт «Озерные ключи» под Владивостоком в результате столкновения служебной «Волги» с «ЗИЛом» скончался начальник отдела военной контрразведки Тихоокеанского флота контр-адмирал Николай Егоркин. Он спешил с докладом в Москву, на совещание руководителей спецслужб и правоохранительных органов России по проблемам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
В мае 1996 г. пьяный милиционер Спирин на своей автомашине совершил наезд, в результате которого погиб один из руководителей ГРУ Генштаба ВС РФ генерал-майор А. Ломанов.
В июле 1998 г. в автокатастрофе погиб заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ генерал-майор Борис Никодимович Батурин.
Ровно через год в Ступинском районе Подмосковья на 105-м километре Каширского шоссе в автокатастрофе погиб начальник управления ГРУ генерал-майор Иван Шалаев. Не справился с управлением «Тойоты» и столкнулся с грузовиком «КрАЗ». После удара иномарку отбросило в сторону, на следовавший в попутном направлении «КамАЗ» из Ташкента.
В сентябре 2002 г. в автокатастрофе на 45-м километре Киевского шоссе погиб еще один генерал – начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны.
Были все эти аварии случайными?
Станислав ЛЕКАРЕВ, Аргументы недели