Штатский терроризм: ЦРУ США безнаказанно убило 918 советских граждан в Гайане
Резня в южноамериканской Гайане до сих пор остаётся самым массовым убийством, организованным ЦРУ США. Но мало того, что 918 ни в чём не повинных людей за одну ночь отправили на тот свет, их ещё и оклеветали, выставив преступниками и сектантами-экстремистами. Сегодня о кровавом инциденте в Джонстауне и за океаном-то помнят немногие, не говоря уже о нашей стране. А стоило бы: накануне своей гибели эти люди отказались от американского гражданства, а часть из них успели получить паспорта СССР.
1 декабря 1978 года несколько пассажирских самолётов Аэрофлота должны были доставить бывших американцев в Иркутск…
Фактически эти люди уже были нашими, советскими гражданами. 1 декабря 1978 года несколько пассажирских самолётов Аэрофлота должны были доставить бывших американцев в Иркутск, в пригороде которого им выделили место под строительство нового посёлка. Но двумя неделями раньше мир облетела весть о страшном, невиданном в новейшей истории массовом убийстве.
Официальная версия, которую американцы обнародовали утром 19 ноября, когда трупы убитых женщин и детей ещё не успели остыть, гласила: около тысячи сектантов совершили массовое самоубийство, выполняя приказ своего гуру. Сообщили, что некто Джим Джонс объявил себя новым мессией, способным исцелять людей, и привлёк тем самым в организованную им общину «Храм народов» десятки тысяч доверчивых американцев.
В 1974 году Джонс перевёз часть самых преданных своих учеников в Гайану, затем, дескать, у Джонса помутился рассудок и он отдал приказ своим последователям совершить массовое самоубийство. Представители ЦРУ США, узнав о кровавом плане маньяка, пытались спасти одураченных людей, но прибыли на место слишком поздно. Складно, и многие поверили, но так ли всё было на самом деле?..
На официальном приёме по случаю годовщины Великой Октябрьской революции, который давали в советском посольстве в Гайане, консул Фёдор Тимофеев заявил, что первой партии новообращённых советских граждан со дня на день должны раздать паспорта СССР, а остальные получат гражданство не позднее 1 декабря. В этот день все члены общины покинут гостеприимную, но не слишком безопасную Гайану и улетят в Советский Союз на постоянное место жительства. Шестеро присутствовавших на приёме представителей «Храма народов» советские паспорта уже получили.
Через три дня в советское посольство прибыла одна из руководителей общины, Шэрон Эймос, она должна была забрать очередную партию готовых паспортов. Пока клерки хлопотали с документами, Эймос успела пообщаться с Тимофеевым и сообщила ему, что в Джонстаун со дня на день должен прибыть конгрессмен Лео Райан.
Райан и группа поддержки из двух десятков журналистов должны были попытаться убедить бывших американских граждан отказаться от переезда в СССР. Консул отдал Эймос паспорта и анкеты для оформления виз и ходатайств на получение гражданства и успокоил женщину: мол, о визите нам уже известно, пусть приезжает, не бойтесь ничего – вы находитесь под защитой СССР.
17 ноября конгрессмен Райан в сопровождении 18 представителей различных СМИ прибыл в Джонстаун. В то же самое время в Гайану приехали ещё 60 туристов из США. Почему-то исключительно мужского пола и атлетического телосложения. Все они остановились в отелях «Парк» и «Тауэр» и поспешили арендовать несколько частных самолётов.
В тот же день конгрессмен повстречался с жителями общины и провёл пресс-конференцию, на которой объявил, что он «никогда не видел более счастливых людей». Переубедить ему никого так и не удалось. На следующий день конгрессмен Райан с журналистами прибыл в аэропорт Порт-Кайтума. Они уже следовали к ожидающему их самолёту, когда внезапно на взлётной полосе оказались грузовик и трактор с прицепом. Началась стрельба.
Один из немногих выживших, журналист «Вашингтон пост» Чарльз Краузе, описывал происходившее так: «Стрелявшие хорошо делали своё дело, добивая раненых в упор. Как я миновал смерти, не пойму». Краузе повезло: его только ранили. Журналист упал, а на него упали несколько трупов. Сенатор Лео Райан и трое журналистов из группы поддержки были убиты. Фотокорреспондент агентства NBC Боб Браун снимал происходившее на камеру, пока его не ранили в голову.
Разумеется, в убийстве обвинили последователей Джонса, хотя у них не было ни малейшего резона идти на такое преступление. Куда правдоподобнее выглядит версия хорошо спланированной провокации, которую осуществили те самые 60 хорошо организованных туристов.
Не прошло и часа с момента убийства конгрессмена, как с аэродромов Панамы и Делавера взлетели транспортные самолёты с морскими пехотинцами. Началась бойня. Морпехи взяли Джонстаун в кольцо. Одним из первых убили Джима Джонса – в его тело попало 85 пуль. Десантники перестреляли примерно половину жителей Джонстауна, оставив женщин и детей.
Их собрали всех вместе, а затем разделили на группы по 30 человек и выстроили в очереди для приёма «успокоительного», оказавшегося смесью транквилизаторов с цианистым калием. Тех, кто не хотел «успокаиваться», валили на землю и кололи смертельную смесь им в спину. Наутро всё было кончено, трупы растащили на несколько куч и приготовились сжечь. И сожгли бы, если бы не внезапное появление в посёлке сотрудников советского посольства.
Консул Фёдор Тимофеев вспоминал, что примерно в 8 часов вечера 18 ноября, когда бойня только началась, к нему приехали две женщины из Джонстауна – Дебра Тушет и Пола Адамс. Дебра к тому моменту уже получила советский паспорт, а Пола должна была получить его со дня на день, и её не пропускали на территорию посольства. Консул вышел к женщинам и узнал от них, что посёлок окружён вооружёнными людьми, а конгрессмен Райан мёртв.
Супруга Тимофеева в этот момент принимала телефонограмму, которую передавала ей Шэрон Эймос. Её текст был такой: «Помогите, Джонстаун гибнет! Они не пощадят никого! Кто-то ломится в мою квартиру! Сделайте всё, чтобы спасти нас!». Жена дипломата позвонила в полицию, но к тому моменту Эймос и трое её детей уже были мертвы – всем им перерезали горло. Уцелели порядка 80 поселенцев, у 20 из них были советские паспорта. Всех их успешно эвакуировали в СССР, и позже они принимали участие в подготовке единственной на сегодняшний день правдивой книги о событиях в Гайане – «Гибель Джонстауна – преступление ЦРУ», вышедшей в издательстве «Юридическая литература» в 1987 году тиражом 100 тыс. экземпляров.
Надо уточнить, что «Храм народов» никогда не был религиозной организацией: Джонс в молодости был проповедником, это так, но затем он разочаровался в религии и стал атеистом, мало того, убеждённым марксистом. А «Храмом» он назвал свою организацию из чисто практических целей, воспользовавшись преимуществами в налогообложении, которые американское законодательство даёт религиозным организациям. На самом же деле организация Джонса была ничем иным, как коммуной. Но, на беду Джонса, коммуной многочисленной: число его «прихожан» к середине 70-х, до отъезда в Гайану, насчитывало 20 тыс. человек.
Другой его бедой были связи с американскими левыми, чудом проникшими во власть. По информации газеты «Интернэшнл геральд трибюн», «среди тех, кто получал от Джонса политическую и финансовую поддержку, были мэр Сан-Франциско Джордж Москоне и сотрудник городского управления Харви Милк». И Москоне, и Милка застрелил бывший полицейский через полторы недели после бойни в Джонстауне. И суд его оправдал.
Член-корреспондент АН СССР Юозас Григулявичус, один из тех, кто серьёзно занимался «феноменом Джонстауна», писал: «Первая тысяча инакомыслящих американцев в джунглях Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США. Такого массового бегства из «капиталистического рая» никак не ожидали власти Вашингтона, и нужны были «экстраординарные средства», чтобы пресечь этот прогрессирующий процесс…
Бойня в Джонстауне была частью крупного комплекса мероприятий карательных органов США, цель которых состояла в ликвидации движений политического протеста: «Чёрные пантеры», «Везермены», «Новые левые» и пр. Участников объявленных «террористическими» организаций «Чёрные пантеры» и «Везермены» убивали прямо на улицах и в квартирах, открывая стрельбу без предупреждения. Эксперты из многих стран, такие как известный итальянский журналист-расследователь и депутат Европарламента Джульетто Кьеза, сходятся во мнении, что всё написанное о Джиме Джонсе и его общине в американской и западноевропейской прессе не что иное, как злонамеренный вымысел.
Почему же и в СССР фактически замяли эту историю? Ведь погибли в Гайане уже советские, а не американские граждане? В архиве Григулявичуса нашлось интересное объяснение: убийство 900 советских граждан американскими карателями могло повлечь за собой очень резкий демарш в отношении США и как следствие новый виток международной напряжённости. Ни Брежневу, ни Картеру крупный международный скандал, чреватый продолжительным конфликтом, не был нужен. Потому-то и гибель сотен советских граждан постарались просто стереть из памяти.
Автор: Игорь Егоров, Наша Версия
Tweet