КАК ИРАК ДЕЛАЛ ШОПИНГ

«Укрспецэкспорт» уже выносил благодарность майору Мельниченко за всемирную рекламу продукции украинского ВПК – радаров «Кольчуга», способных обнаруживать самолеты-невидимки «Стеллс». Есть мнение, что Ирак по достоинству оценил возможности украинской техники и закупил «Кольчугу» для собственных нужд. Но, как следует из материала, предлагаемого любителям военно-политических скандалов, «Кольчуга» – не уникальное детище украинских инженеров. Изначально Ирак собирался закупать аналогичную технику чешского производства – радар «Тамара», причем, за втрое большую цену. Не сложилось…

Вот еще головоломка для вдумчивого читателя: где могла быть сделана приведенная фотография «Кольчуги» – неужто в донецких пустынях?..

Новые подробности украино-иракского военного скандала – в материале, специально подготовленном для «УК» Романом Купчинским из далекого Вашингтона.

Введение санкций ООН против Ирака произошло после войны в Персидском заливе. Запрет на продажу вооружений режиму Саддама Хусейна был введен решением Совета безопасности ООН №661 в 1990 году. Как только резолюция вступила в силу, Ирак отправился на международный рынок вооружений с твердым намерением проигнорировать эмбарго. Используя свою секретную спецслужбу и разведывательное агентство Мухабарат, иракцы стремительно открыли представительства своих компаний в Иордании и Объединенных Арабских Эмиратах. Некоторые из них располагались в зоне свободной торговли Акуба и преследовали единственную цель: секретные закупки вооружений и армейского снаряжения для Ирака. Другой базой нелегальной активности являлись Дубаи, через которые проходило немало вооружений из Украины.

Организацией, ответственной за нелегальное приобретение и поставки оружия является Военная Индустриальная комиссия Ирака. В январе 2000 года более чем через год после того, как Саддама Хусейна посетили инспекторы ООН, генерал Амер ал-Саади, глава вышеупомянутой комиссии, собрал 13 представителей различных министерств и выдал им руководство к действию. Как писал для издания “Ярмарка тщеславия” в статье “Иракский террористический арсенал” в мае 2001 года журналист Дэвид Росс, взявший интервью у многочисленных иракских дезертиров, участвовавших в этой встрече, Амер ал-Саади сказал им: “Вы можете делать все что пожелаете. Мы хотим, чтобы вы работали в полную силу, чтобы вы опередили время… Все, что вам необходимо: средства и поддержка, будет предоставлено”.

Но и до 2000 года иракцы проявляли активность. Как писал «Wall Street Journal» 11 декабря 2001 года, в 1997 году чешские спецслужбы, изучавшие условия продажи военной техники Турции, предупреждали о том, что не следует продавать радарный комплекс “Тамара”, поскольку в действительности он предназначался для Ирака. Сделка не состоялась. Производитель, чешская “Тесла”, отрицает эти утверждения. Тем не менее, бывший чешский премьер Вацлав Клаус разъяснял ситуацию тогдашнему вице-президенту Эль-Гору в ходе официального американского визита.

“Тамара” была аналогом “Кольчуги” украинского производства – пассивная радарная система, эффективная в борьбе со “Стеллсами”, которые нанесли ощутимый урон Ираку во время Войны в заливе. Иракцы были готовы заплатить чехам 300 миллионов долларов за “Тамару”.

15 января 2002 года, служба новостей “The World Tribune.Com” сообщила: США опасаются, что Саддам имеет каким-то образом приобретенные “два радара “Тамара”, об отсутствии которых поступали сведения из Чехии”. Эти официальные лица заявили, что Хуссейн “руководил переговорами с компаниями из Восточной Европы о поставках систем, способных определить и должным образом ответить на бомбовый удар американских “Стэллс”… администрация Буша обеспокоена тем, что Багдад мог нелегально ввезти радарные системы из Восточной Европы, что может стать большим сюрпризом в ходе американской военной компании в Ираке”. Сегодня совершенно очевидно, что радары назывались не “Тамара”, а “Кольчуга”.

По мнению Чарли Дафлера, бывшего председателя миссии наблюдателей в Ираке, все заявления, которые делают опрошенные иракские дезертиры, выглядят весьма реалистично. В интервью от 16 апреля 2002 года с руководителем Украинской службы радио “Свобода” в Вашингтоне Михаилом Мигалысько, Доктор Хамза Хидхир, экс-советник Саддама Хусейна, высказал следующее мнение: “причина тесных отношений Ирака с Россией и Украиной – в их истории. Мы все знаем друг-друга, мы торговали вместе и это создает кредит доверия”. Он говорил о том, что методы контрабанды систем “Кольчуга” являлись усовершенствованием того, что уже было отработано в начале 90-х.

Очевидно, представители иракской спецслужбы Мухабарат сблизились с главой “Укрспецэкспорта” Валерием Малевым в ходе выставки вооружений SOFEX 2000, проходившей в Аммане. Сегодня можно прийти к выводу, что представитель “Укрспецэкспорта” в Иордании являлся агентом иракского Мухабарата. Также весьма вероятно, что он находился в контакте с Леонидом Деркачем, шефом украинского СБУ. Если верить западным спецслужбам, с большой долей вероятности можно говорить о том, что он посещал его агента в Харькове Юрия Оршанского. Крайне маловероятно, что Оршанский осуществлял свой бизнес с иракцами без одобрения Леонида Деркача, получившего согласие на это Президента Кучмы.

Когда предложение о преобретении “Кольчуги” поступило Малеву из Иорданского представительства “Укрспецэкспорта” (наиболее вероятно, от иракского агента Мухабарата), ответ Кучмы от 10 июля 2001 года оказался позитивным. Дело было секретное, соответственно, и оплата в 100 миллионов долларов также являлась секретной. Деркач, судя по всему, знал, как сохранить режим секретности и дело было сделано.

Ответы украинских официальных лиц по этому поводу были весьма путанными и выдавали смущение. В некоторых заявлениях утверждалось, что поставка “Кольчуг” Ираку была просто невозможна из-за строжайшего контроля за подобными поставками со стороны мирового сообщества. Но в 2000 году Садам уже выслал из Ирака инспекторов. В большинстве украинских опровержений признается существование разговора Малева с Кучмой, но при этом утверждается, что ничего так и не было поставлено. В большинстве опровержений также указывалось на строжайший экспортный контроль в самой Украине относительно поставок вооружений диктаторским режимам. Но они не касались секретных поставок оружия, санкционированных лично Президентом. Такие поставки миновали весь контроль над поставками оружия по системе Но-Лагера.

Позже Украина попыталась представить Малева как вольного стрелка. СБУ заявило газете “2000” 19 апреля, что Малев пытался продавать “Кольчугу” “за неделю до своей смерти”. Но СБУ объяснило ему, что это плохая идея.

Было бы странным, если бы мысль разобрать “Кольчугу” и разместить ее части в контейнерах КРАЗа исходила от Малева – он не был экспертом в таких делах. Это был его совет, но не его идея. Деркач больше разбирался в тайных операциях. Он также знал, что подобного рода груз не следует напрямую отправлять в Ирак, а надо посылать его через Иорданию или Дубаи.

В интервью, взятом “Радио Свобода” у доктора Хидхира, он заявил, что украинский нелегальный экспорт гироскопов был выявлен экспертами ООН еще в 1993 году. Они были обнаружены на реке Тигр. Но мандат инспекторов не распространялся на гироскопы, а касался только оружия массового уничтожения. Эти гироскопы были необходимы для оборудования систем наведения ракет с ядерными боеголовками и очевидно не попадали под полномочия инспекторов ООН.

В 2000 и особенно в 2001году, работники “Укрспецэкспорта” не получали даже минимально положенную зарплату. И в то же время, когда “Спецэкспорт” получал максимальные прибыли, его работники находились в наиболее тяжелом финансовом положении. Как такое могло случиться? Вырученные от сделок деньги попадали в государственный карман или переводились через оффшоры на счета высших должностных лиц государства? В ответ на этот вопрос – гробовая тишина. Даже путем аудита специалистов “Артур Андерсон” разгадать эту загадку будет чрезвычайно сложно и даже предположить верный ответ.

Роман Купчинский, специально для “УК”

You may also like...