Бизнес на скидках. Как работает схема групповых покупок купонов

Сайты групповых покупок купонов на приобретение сервисных услуг (так называемые групон-клоны по названию первого сайта, реализовавшего такую идею, – Groupon.com) в посткризисное время стали одним из самых быстрорастущих бизнесов в России по объему и капитализации.

По словам создателей самых успешных компаний в рунете продающих купоны со скидкой , инвестиции в их проекты были равны стоимости нескольких пицц, покупавшихся для программистов, которые сделали первый сайт проекта за 15 дней. Сегодня прибыль этих скидочных монстров исчисляется миллионами.

Продвижение групон-компаний началось в 2008 году с появления американского сайта Groupon.com, который за короткое время открыл множество филиалов в городах США. В Европе же Groupon просто покупал наиболее успешные компании в этом секторе: самая известная сделка – покупка немецкого сайта CityDeal.de. Этот проект, стартовавший в начале 2010 года, за пару месяцев смог получить несколько инвестиционных траншей, каждый на несколько миллионов евро. Бурное развитие компании привело к тому, что уже к лету клон был куплен его прототипом Groupon.com.

Как отмечает сайт TLT, в России групон-движение стартовало в конце 2009 – начале 2010 года: тогда в рунете появилось с десяток проектов подобного рода. Один из самых амбициозных – сайт «Дарбери», менее чем через год своего основания был также куплен Groupon.com. 

Принцип работы таких проектов заключен в следующем: сайт проекта заключает договоры с рядом ресторанов, развлекательных центров, салонов красоты, кинотеатров, туристических фирм о реализации их услуг. Условия договора: услуги реализуются оптом, но с большой скидкой – до 70-80%. Затем на сайте ежедневно выставляется только одно предложение, срок действия которого от 24 часов до нескольких дней.

Посетителям предлагается купить, например, поход в суши-бар, на маникюр или сеанс массажа с очень солидной скидкой. Однако эта покупка будет признана окончательно совершенной только при условии, если будет выкуплено определенное количество купонов за время проведения акции. Число недокупленных для закрытия сделки купонов обычно указывается в онлайн-режиме на групон-сайте. Это дополнительно стимулирует уже купивших приглашать друзей и знакомых, поскольку они заинтересованы в том, чтобы было выкуплено нужное число купонов и сделка состоялась. Так проект получает дополнительную бесплатную рекламу.

«Бизнес-схема работы групон-клона проста и красива, – рассказывает создатель одного из успешных проектов в этой области. – На первом этапе, договорившись о скидке на ту или иную услугу с контрагентами, проект продает ее с несколько меньшей скидкой либо с небольшой наценкой. Для примера: есть договоренность о продаже 100 купонов на посещение солярия со скидкой 60%. Проект продает их со скидкой в 50%. От этого привлекательность предложения для конечного клиента не теряется, а сайт зарабатывает 10% полной стоимости услуги на каждой продаже.

На втором этапе, когда популярность проекта стала заметной и его предложения получают доступ к значительному числу потенциальных потребителей, групон-сайт стремится договориться с контрагентами о том, чтобы они предоставляли свои купоны на реализацию бесплатно. Объяснять это будут тем, что сам факт выставления предложения заведения для многотысячной аудитории групон-сайта является рекламой этого заведения. Таким образом, прибылью для проекта уже становятся все деньги, поступающие от клиентов.

И, наконец, особо сильные игроки групон-фронта на третьем этапе своего развития будут пытаться не только взять купоны от заведений-контрагентов бесплатно, но и предложат им доплатить за рекламу, объясняя это многочисленностью своей аудитории и ее заинтересованностью именно в такого рода предложениях».

Довольно часто бывает, что купон реализовать невозможно. «Причина – в жадности компаний, которые заказывают сервисы, – объясняет господин Кичемаев. – Часто они не оценивают свои возможности перед тем, как заказать услугу». Как правило, в этом случае (или в случае с некачественно оказанной услугой) групон-компании не несут ответственности, поскольку являются лишь посредниками.

Сегодня, по оценкам наблюдателей рынка, купонный бизнес находится на пике своего развития. «Потом ажиотаж спадет – партнеры не смогут вечно предоставлять скидки, – уверен директор компании Maxima. – Есть мнение, что это работает не очень эффективно».

Независимый эксперт Андрей Возилов считает, что сегодня еще не поздно построить свою групон-компанию и получать хорошую прибыль: «Говорить о том, что ниша групон-проектов в рунете полностью освоена, нельзя. Если сейчас строить нечто подобное, то нужно искать способ уйти в сегмент. Или строить бизнес в городах-миллионниках, еще не охваченных купономанией». 

You may also like...