Особенности национальной автоинспекции. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ

5 февраля текущего года едва ли не главной темой новостных выпусков национальных СМИ стало объявление руководством ГАИ МВД войны не на живот, а на смерть привилегированным номерным знакам автомобилей: ВР, КМ, АП и сопутствующей свето –звуковой атрибутике. При этом голос телеведущих напоминал голос Левитана, объявляющего о вступлении СССР в войну с фашистской Германией. О деталях предстоящего наступления широким слоям журналистов стало известно в ходе пресс-конференции главы Департамента ГАИ МВД Сергея Каракая. Любопытно, что организованная пресс-конференция официально посвящалась проблеме детского травматизма на дороге. И еще: аккурат накануне встречи Каракая с прессой главный ГАИ-шник страны встречался с Леонидом Кучмой. Если это и совпадение, то весьма симптоматичное. Итак, 4 февраля лидер страны Леонид Кучма лично встретился с главой Департамента ГАИ МВД Сергеем Каракаем. Как сообщила пресс-служба Президента, «в ходе беседы собеседниками были отмечены недостатки украинского законодательства, которое регламентирует ответственность за дорожные правонарушения.»

Глава государства также сообщил, что подпишет указы об уменьшении количества сопровождений патрульными автомобилями ГАИ должностных лиц, а также замены так называемых привилегированных номеров автотранспортных средств (АП, КМ и т.п.) на соответствующие европейским стандартам. В сообщении не отмечается, что предусматривает евростандарт.

Кучма подчеркнул, что работники государственной автоинспекции в своей работе не должны обращать внимание на номерные знаки и должность правонарушителей.

У автора этих строк случилось некое дежавю. Помнится, в нашей стране уже отмечались пароксизмы непримиримой войны с коррупцией и двойными стандартами на дорогах. Если не изменяет память, в Украине реализуется уже третья по счету Национальная программа борьбы с коррупцией (две предыдущих были с треском провалены, смею предположить, третью ожидает та же участь). Как отмечают посетители форума «УК», подобные заявления делаются не впервые: « …пару лет назад уже была показательная акция МВД по отмене корочек и спецталонов. Что из этого получилось — известно. Старые отменили, новые ввели, вернее, провели их не бесплатную перерегистрацию, А к корочкам еще номера. Точно так же будет и сейчас»

Но все, словно утопающий за соломинку, ухватились за обещание властей, в надежде на чудо. А вдруг возьмут и отменят – навсегда?! Мы не столь наивны и мало верим в то, что и завтра и через месяц и через год у нас на дорогах будет царить тотальный европейский порядок. На чем основаны подобные сомнения? Все дело в том, что Президент страны вряд ли когда-нибудь возьмет службу ГАИ в ручное управление. Он может озвучить инициативу, но исполнять ее — рядовым ГАИ-шникам и их руководству. Есть подозрения, что Леонид Кучма попросту забудет о встрече с руководителем ГАИ Каракаем . Подозреваю, что у Президента есть масса более насущных дел, нежели отмена блатных автономеров. А что дальше? А дальше речь – об исполнительской дисциплине. Попробуем порассуждать на эту тему.

Итак, отмена блатных номеров озвучена. Возможно, на некоторое время такие номера исчезнут. Но ведь крутые пацаны при бабках, привыкшие к тому, что все можно, останутся. Как думаете, что будут делать пацаны? Правильно: попытаются вернуть неправедно отнятые привилегии. Именно неправедно отнятые. Ведь за них плачены деньги. И немалые. Получается — клиентов примитивно кинули.

Может ли господин Каракай ручаться за то, что в ГАИ не появятся негласные рекомендации «крутых» не обижать? Я не стал бы обращать внимание на популистские заверения ГАИ-шных руководителей. Просто будем внимательно следить за развитием событий, и отмечать изменения в автодорожном сюжете. Надеемся, что читатели «УК» окажут нам помощь: шлите свои наблюдения, приводите примеры того, как меняется поведение владельцев «крутых» номеров после судьбоносной встречи лидера страны с лидером службы ГАИ МВД.

К слову, о самом факте такой встречи: случай этот, пожалуй, беспрецедентный. Судите сами: лидер нации встречается с полковником милиции и «в ходе встречи собеседники отмечают недостатки украинского законодательства…». Это весьма похоже на передовицы «Правды» о встречах генсека и полковника Каддафи. Очень симптоматичная встреча. И не менее примечательно по тону сообщение президентской пресс-службы. Вспомните: часто ли вам приходится читать подобные реляции о встречах Президента с министром МВД? Отнюдь. И вдруг – Леонид Кучма находит время на аудиенцию для руководителя не самой важной милицейской службы… Еще пикантная деталь состоявшейся встречи в верхах, о которой не писала пресс-служба. Поговаривают, что во время встречи с полковником милиции, Леонид Кучма связался с министром внутренних дел Николаем Белоконем, который даже не подозревал о визите своего подчиненного в кабинет лидера страны.

Любой аппаратчик высокого ранга подтвердит, что решение подобных вопросов с Президентом – исключительная прерогатива руководителя ведомства. По какой такой причине полковник Каракай без благословления министра узурпирует функции своего босса?

Услышать министру из уст лидера страны, что «мы тут с твоим подчиненным посовещались и решили» — ну о-о-очень плохая примета. И вообще, как могла случиться подобная встреча «не по ранжиру»? Ах да, в последнее время ползут упорные слухи о переменах в руководстве правоохранительных органов. Но в контексте проишедших событий, можно предположить, что на кресло министра внутренних дел возможно претендует «темная лошадка» из ГАИ-шной упряжки.

Но сегодня не о том речь – продолжаем рассуждать о дорожных проблемах, точнее их преодолении. Совершенно верно отметил глава ГАИ Сергей Каракай на своей пресс-конференции о том, что его служба не ведает выдачей номерных знаков серий «АП», «ВР», «КМ». А вот степень законопослушности водителей – владельцев номеров этих серий ГАИ знать обязано и пресекать такие нарушения должно с тем же рвением, что и в отношении рядовых граждан. Но об этом на пресс-конференции не было сказано ни слова.

Еще мучит смутное сомнение: не станет ли нынешняя отмена «крутых» номеров лишь дополнительным поводом для «рубки денег» за предоставление иных «блатных» номерных знаков и автопривилегий. Наконец, главное: кто сможет проконтролировать выполнение президентских указаний? Как известно, исполнительская дисциплина в стране, мягко говоря, хромает.

На этом основании возникло подозрение, что страна в очередной раз наблюдала сеанс очковтирательства и охмурения электората: мол, вот мы сейчас наведем порядок на дорогах, будьте уверены! Тем, кто с нами не согласен, просьба внимательно следить за изменением ситуации: если вы отметили, что с 6 – го февраля украинские дороги начали новую жизнь по обещанным «евростандартам» — непременно дайте знать, мы заберем свои слова обратно.

А пока этого не случилось, создается первое впечатление от объявленной войны олигархическим номерам с негарантированным результатом: это не более чем тактический маневр, во первых укрепивший полковника Каракая в начальственном кресле, а во вторых — отвлекающий общественность от истинного положения дел на украинских дорогах.

P.S. Каждый вечер автор этих строк ползет в традиционных пробках на центральных магистралях Киева. В то же самое время нахальные граждане в отнюдь не дешевых авто лихо гонят по встречным полосам, поскольку в отличие от простых смертных они не привыкли стоять в пробках. На машинах стоят все те же номера «КМ», «АП», «ВР». И хотя все это происходит на глазах инспекторов ГАИ, не один нарушитель не тормозится. Может быть, личному составу ГАИ просто не довели содержание исторической встречи Леонида Кучмы с Сергеем Каракаем? Установленный президентом срок выполнения Указа истекает сегодня – 20 февраля 2004 года. Не правда ли, похоже на очередную «компанейщину», господа?

«УК», всерьез заинтересовавшись «номерной» темой, в ближайшее время расскажет о тех подводных течениях, которые привели к внезапной кампании по скорому внедрению в Украине пятого (!) поколения самых дорогих для автовладельцев номерных знаков.
(продолжение следует)

Владимир Абросимов, специально для «УК»

Читайте также: