«Утопленники» на автобазаре в Киеве. Не одна сотня авто уже ушла в руки «счастливых» владельцев

Подозревали ли вы когда-нибудь, что недавно купленный на авторынке (или только присмотренный) автомобиль может оказаться настоящим «утопленником» и ездить ему осталось максимум полгода? Нет? А зря. И вот почему. От летнего наводнения в Западной Украине пострадали не только жилые дома десятков тысяч украинцев, но и машины: некоторые залило водой по самую крышу. Стихия отступила, но на затопленных авто уже далеко не уедешь. Теперь их владельцы и перекупщики идут на разные хитрости, лишь бы выгодно избавиться от проржавевших «железных коней».  

Корреспондент «Новой» решила «купить» подержанный автомобиль и узнала, каким образом на автомобильном рынке обманывают покупателей и как отличить нормальную машину от подтопленной.

Автомобильные «бабники»

Еще на подъезде к столичному авторынку меня несколько раз пытались тормозить парни в черном, предлагая сходу купить мой почти новый Daewoo Lanos. Эти ребята, похожие друг на друга как братья-близнецы, — местные перекупщики, мимо которых не проедет ни одно средство передвижения на колесах. «Продаете? Сколько хотите?» — буквально не дают выйти из машины предприимчивые «бизнесмены». И лишь после настойчивых заверений, что авто не продается, «переключаются» на другой автомобиль.

Киевский автомобильный рынок «Центральный», расположившийся недалеко от Феофании, — крупнейший в Украине.
Киевский автомобильный рынок «Центральный», расположившийся недалеко от Феофании, — крупнейший в Украине.

Киевский автомобильный рынок «Центральный», расположившийся недалеко от Феофании, — крупнейший в Украине. Сюда съезжаются со всей страны: одни пытаются удачно продать своего «железного коня», другие — приобрести «лошадку» поновее и помощнее, третьи — «наварить» приличную сумму денег и на первых, и на вторых.

Цена вопроса

Объемы продаж подержанных автомобилей продолжают расти. Годовой оборот отечественного рынка подержанных авто, по данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААД), составляет, как минимум, $4 млрд. Самые ходовые машины — в ценовом сегменте $12—20 тыс. На столичном авторынке автомобили 2007 г. выпуска (в зависимости от величины пробега и комплектации) марок Honda Accord можно приобрести за $32 тыс, Volkswagen Golf — за $23 тыс, Skoda Octavia — за $20 тыс, Opel Vectra — за $18 тыс, Opel Corsa — за $15,5 тыс, Lecsus — за $46 тыс. Hammer предлагают за $71 тыс.

Бросая взор на многочисленные ряды машин, душа автолюбителя радуется. Здесь есть все — на разный вкус и кошелек: от «убитых» «Жигулей» до крутых глянцевых джипов и шикарных кабриолетов. Увидев ряды красивых машин, я не удержалась от соблазна и под видом потенциального покупателя тоже решила «присмотреть» себе хорошую иномарку.

В базарные дни — субботу и воскресенье — покупателей со всей страны тут хоть отбавляй. Соотечественники приезжают на рынок целыми семьями. Специалисты отмечают, что за осенние месяцы спрос на подержанные авто значительно вырос. Украинцы, которые в последнее время сняли около 20 млн грн с банковских депозитов, теперь вкладывают свою кровно заработанную наличку в автомобильный секонд-хенд.

Во время кризиса, когда на новый автомобиль денег не хватает, а кредиты не выдают, да и проценты там такие, что мало не покажется, остается единственный оптимальный вариант — купить подержанное авто. Причем именно так профессиональные пешеходы становятся автолюбителями.

Да и истинные ценители машин, купив авто желанной марки, недолго радуются приобретению и уже через год-полтора присматриваются к другому — поновее и попрестижнее. Мой знакомый автолюбитель Борис Коваленко в этих вопросах дока: он меняет машины одну за другой. «Люди покупают новые автомобили, но уже через три года после окончания гарантии продают их и снова берут нулевые.

Вот и получается, что подержанные авто можно приобрести в довольно хорошем состоянии, — рассказал он при встрече. — Тем более что на машины, как и на женщин, у меня часто меняется вкус: сегодня одна нравится, а завтра — другая». Посему и неудивительно, что подержанный товар на авторынке сильно помолодел: если раньше средний возраст выставленных на продажу машин измерялся четырьмя-пятью годами, то теперь это всего два-три года.

Срочный автовыкуп

Борис меня предупредил: на рынке редко встретишь реального владельца авто. Стоит лишь на секунду задержаться возле одной из машин, как к тебе мгновенно подлетают так называемые агенты по продаже, а в миру — просто перекупщики, и начинают расхваливать автомобиль.

Здесь — империя посредников, имеющих приличный навар с каждого проданного «железного коня». Они, как правило, пытаются сбыть по 5—10 единиц сразу. «Смотрите, какая крошка, — приговаривает мужчина, указывая на ярко-красный автомобиль Mazda-3 выпуска прошлого года. — Пригнал из Штатов, японской сборки, коробка-автомат, пробег детский, всего $27 тыс прошу. Покупайте — не пожалеете!»

Так они и тонули..
Так они и тонули…

Оставив позади «мазду»-эмигрантку, я, видимо, вошла во «владения» другого «агента» — Сергея. К моему удивлению, оказалось, что он давно следил за мной и видел, какими автомобилями интересовалась. «Для «мазды» это слишком дорого, ее цена — $18 тыс, не больше! — заверял мужчина.

 Посмотрите лучше на мою Honda Accord — за $30 тыс отдам. А если хотите, любую иномарку из Запорожья пригоню: не битую, не крашенную, полный фарш. Например, Audi, всего за $26 тыс, вот визитка». На карточке было указано имя без фамилии, в глаза бросилась фраза: «Срочный автовыкуп — проблемные, не на ходу, в любом состоянии!» На обратной стороне визитки предлагали сервис на любой вкус, а также «своих» дежурного инспектора ГАИ и нотариуса! Как видите, все схвачено.

идимо, бизнес здесь поставлен на серьезный уровень. Увы, сколько я ни допытывалась о подтопленных машинах, Сергей прятал глаза и напрочь отрицал, что таковые когда-либо продавали на рынке. И тут я решила «зайти с тыла» и как бы невзначай, но совершенно неожиданно для него, спросила: «Можете пригнать мне машину из Черновцов?» Не прочувствовав подвоха, мужчина, не задумываясь, ответил: «Конечно!»

«Непотопляемые»

Сервис — сервисом, но я хотела воочию увидеть подтопленное авто. Другой агент, мужчина лет 30, оказался словоохотливее и за обещание не открывать его настоящего имени (назовем его Олегом) согласился не только рассказать, но и показать еще недавно тонувшие машины. Как оказалось, не одна их сотня уже ушла в руки «счастливых» владельцев.

«Знаете, сколько я таких «утопленников» продал! — сознается Олег. — Но удача в этом деле зависит от того, насколько автомобиль был залит водой. Если она попала на дно салона — дело поправимое, а если залило по крышу — с такой приходится повозиться. Но у наших автослесарей руки золотые — любая тачка будет как новая. И если вы не специалист, в жизни не обнаружите, что в машине была вода. После наводнения пригоняли машины из Западной Украины, быстро их мыли, чистили-сушили. И тут же «толкали». А покупатели даже не замечали мул и песок в салоне, не говоря о начавшейся коррозии под днищем, на колесных арках или дверных порогах!»

Увлекшийся «сдачей» профессиональных секретов перекупщик добавил, что теперь автопотребителю еще труднее отличить железного «утопленника»: специалисты стали тщательнее отделывать машины, лучше готовить их к продаже. «На станции техсервиса, куда предварительно загоняют такой автомобиль, его полностью разбирают, мастера просматривают все запчасти, меняют электропроводку — именно она при контакте с водой выходит из строя первой», — продолжает мой собеседник.

Более того, подтопленные автомобили «спихивают» ни о чем не подозревающему потребителю по цене качественных! Ну, не наглость ли? «Если мы занизим цену, зная, что автомобиль «нахлебался» воды, любой покупатель тут же почует неладное, — пытается сгладить мое удивление Олег. — Низкая цена всегда наводит на мысль, что с машиной что-то не так».

Олег по очереди подводит меня то к одной машине, то к другой и объясняет, что в «группу риска» попадают Scoda Fabia, Scoda Octavia и Volkswagen Polo — авто этих марок, где минимум электроники, среди подтопленных самые ходовые. Реже всего в эту «обойму» попадают Mersedes и BMW. «И все-таки можно ли заподозрить, что авто пострадало от наводнения?» — отчаянно допрашиваю я его.

Побочные признаки — влага в багажнике, окисление электропроводки и отслаивающаяся краска, — ведет он дальше. — Но вы же под машину не полезете! Обычно покупатели просят загнать машину на ближайшую техстанцию, чтобы самим посмотреть и специалистам показать. Но это смешно, там ведь спецы свои — всегда скажут, что все «О’key!». Да если потребуется, эти ребята и пробег могут отмотать обратно».

Самое ужасное, что новые владельцы этих, на первый взгляд, почти новых «лошадок» и не подозревают, что недолго будут радоваться покупке. Ведь знающие люди заверяют: такая машина — в зависимости от марки и степени подтопления — проездит максимум полгода-год.

Единственный надежный тест на «непотопляемость», который «Новой», хоть и с большим трудом, но таки удалось выведать: завести автомобиль, закрыть все двери и включить обогрев салона минут на 30-40. В салоне ранее подтопленной появится резкий болотный запах. Только таким образом можно развенчать умелых мастеров автодела.

В ТЕМУ

«Внесите свой пункт в договор»

Любовь Крупнова, третейский судья, адвокат:

— Чтобы обезопасить себя от приобретения подтопленного автомобиля, покупателю следует предложить продавцу провести диагностику на специализированной СТО. А при заключении договора купли-продажи необходимо внести пункт, что продавец гарантирует отсутствие скрытых недостатков автомобиля, в том числе и связанных с подтоплением, и обязательно прописать ответственность за продажу такого автомобиля. Если же факт подтопления со временем таки выявят, у покупателя будет возможность расторгнуть такой договор в судебном порядке и вернуть свои деньги.

Сервис за углом

Воистину сервис на авторынке поставлен на «нужный» уровень! Ради того чтобы «впихнуть» покупателю понравившийся автомобиль, перекупщики готовы на все: в экстренном порядке машины оформляют… за ближайшим углом. Причем по рынку разбросаны не только «точки» оформления договоров купли-продажи, но и отделения нескольких банков, представительства страховых компаний, брокерские конторы. В ожидании клиентов с толстыми кошельками неутомимо дежурят нотариусы.

Но больше всего на автобазаре милиции, плюс два отделения МРЕО. Блюстителей порядка тревожит лишь одно — чтобы были соблюдены все формальности по снятию автомобиля с учета и постановке, уплачены госпошлины при переоформлении товара на колесах. «О том, подтоплен автомобиль или нет, могут сказать только специалисты СТО, — говорит замначальника МРЕО №7 Управления ГАИ г. Киева Петр Коновальчук.

— Мы отвечаем за процедуру оформления документов, а также проверяем, не числится ли машина в угоне не только по Украине и странам СНД, но и по базам Интерпола».

После столь увлекательной экскурсии по крупнейшему в стране авторынку я поняла: чтобы купить подержанный автомобиль в хорошем состоянии и не «влететь на деньги» благодаря массе хитроумных уловок, лучше выбирать машину вместе со знакомым автослесарем или отогнать ее на «свою» СТО.

Тогда не будет мучительно больно за напрасно потраченные деньги. И ничего, что мне не хватило денег на белоснежный кабриолет BMW: подумаешь, каких-то $40 тыс! Зато я спокойно укатила на своем красном Daewoo Lanos. Ведь правду говорят: автомобиль — не роскошь, а средство передвижения.

Инна Ковалив, газета «Новая»

You may also like...