Народный депутат Дмитрий Святаш — банкрот?

Известного автомобильного негоцианта осаждают кредиторы. Общая сумма задолженности предприятий «Группы компаний АИС», по информации источников «УК», достигла $250 миллионов. Но депутат-бизнесмен долги возвращать не намерен. И ударился в привычные аферы. Скандал!

Топ-менеджмент украинского автопрома горячо обсуждает тему надвигающегося банкротства корпорации «Автоинвестстрой» («Группа компаний АИС»), чья доля продаж (и автосервиса соответственно) на отечественном авторынке еще недавно составляла, по разным оценкам, от 15 до 20%. Заинтересованность конкурентов г-д Д.Святаша и В.Полякова, которым и принадлежит «Группа компаний АИС», понять можно — освободившуюся нишу займут компании, пережившие кризис.

«УК» же, памятуя о недюжинных способностях гражданина Святаша избегать неприятностей с законом, заинтересовало, каким образом скандально известный предприниматель из Харькова будет выкручиваться на этот раз.

Справка «УК»:
Святаш Дмитрий Владимирович, почетный президент корпорации «Автоинвестстрой». Родился 15 июня 1971 года в Харькове в семье врача. В 1994 г. окончил Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет. В 2000 году — Киевский институт повышения квалификации и переподготовки кадров тяжелого машиностроения, специальность «финансы». В 2001 году — Национальную юракадемию им. Ярослава Мудрого, специальность «правоведение». 1989-1990 годы — организовал курсы массажа при Институте профзаболеваний, где преподавал и был практикующим массажистом. 1994-1997 гг. — Харьковская городская клиническая больница, доктор-интерн. (По версии самого Д.Святаша, в 1992 году с Василием Поляковым (школьный друг) начал автомобильный бизнес, создав компанию «Автоинвестстрой» («АИС»). 1997-1998 гг. — президент украинско-латвийского акционерного общества «Автоинвестстрой». 1998-1999 гг. — президент украинско-латвийского автомобильного ООО «Автоинвестстрой». 1999-2000 гг. — президент предприятия с иностранными инвестициями «АИС». С ноября 2000 по 2002 гг. — президент корпорации «Автоинвестстрой». С 2002 г. — народный депутат Украины IV-VI созывов (Партия регионов). Женат, имеет сына. Любит водить машину, предпочитает «Ауди» и «Лексус»; хобби — музыка в стиле «джаз», коллекционирование вин.

В 2008 году в рейтинге самых богатых украинцев журнала «Фокус» Д.Святаш разделил 104-е и 105-е места с другим совладельцем АИС Василием Поляковым. Эксперты оценили состояние каждого из компаньонов в $200 млн.

Справка «УК»:
Поляков Василий Леонидович, генеральный директор корпорации «Автоинвестстрой». Школьный друг Д.Святаша. Член Социалистической партии.

Повод вернуться к незаурядной — если взглянуть через призму Уголовного кодекса — бизнес-фигуре дал сам г-н Святаш. Став фигурантом скандала с отъемом принципиальными кредиторами 300 (!) автомобилей, прежде числящихся на балансе коммерческих структур Дмитрия Васильевича. А дело было так.

Война кредиторам

Нынешней весной харьковский «Мегабанк» (собственность еще одного «героя» публикаций «Украины криминальной» — г-на Виктора Субботина, нынешнего гендиректора «Турбоатома») вошел в крутые контры с недобросовестным заемщиком в лице г-на Святаша: этому банку Дмитрий Васильевич категорически отказался возвращать кредит с процентами. «Мегабанк» подал на структуры Д.Святаша в суд. И согласно постановлению хозяйственного суда г. Харькова от 18.03.2009г, вынесенному по иску ОАО «Мегабанк» к частному предприятию «Авто-альянс», был наложен арест на свыше 300 автомобилей, которые принадлежат (пока) вышеупомянутой фирме, входящей в орбиту бизнес-империи Святаша-Полякова. Автомобили были немедленно описаны отделом исполнительной службы Дзержинского района и переданы на хранение ОАО «Мегабанк» (находятся на территории частного предприятия «Темп-2005»). Охрану арестованного имущества Святаша осуществляет управление государственной охраны при ГУ МВС Украины в Харьковской области, пишет «Харьков.proUA».

Попытка Святаша отбить арестованное имущество успеха не принесла. Зато какой был скандал!

В воскресенье 22 марта, около 7 утра, к дежурной части Дзержинского райотдела в Харькове поступило сообщение, о том, что по улице Завод «Комсомолец» около въезда на территорию частного предприятия «Темп 2005» собрались около 50 автомобилей такси «АИС» под управлением неизвестных. Которые заблокировали въезд на территорию частного предприятия. После общения с правоохранителями водители стали разъезжаться. Около 11-20 к предприятию на своем личном «лексусе» подъехал г-н Святаш и перегородил въезд на территорию предприятия своим внедорожником без номерных знаков.

Около 11-20 к предприятию на своем личном «лексусе» подъехал г-н Святаш

Около 11-20 к предприятию на своем личном «лексусе» подъехал г-н Святаш

На все замечания со стороны сотрудников милиции не реагировал. Лишь когда на его персонального водителя милиционеры составили админпротокол, джип удалось сдвинуть с места. Но и вызволить арестованные за долги «свои» авто «лихой кавалерийской атакой» Святаш так и не смог.

Заинтересовавшись столь «крутыми» разбирательствами, «УК» обратилась за информацией к своим источникам — интересовала подноготная конфликта. Действительность превзошла наши ожидания: оказалось, что кредиторы г-на Святаша уже активно формируют очередь. И претензии «Мегабанка» — увы, не самые крупные.

Очередь кредиторов

Как нам стало известно, есть и другие банки пытающиеся напомнить г-ну Святашу о необходимости платить по счетам вовремя. Но, похоже, Д.Святаш и его партнер, друг детства В.Поляков, брав кредиты и пролонгируя их, и не думали возвращать заемные деньги! То есть в планы «заемщиков» возврат кредитов, как и уплата процентов по ним, не входили изначально.

По нашей информации, в 2008 году один из крупнейших украинских банков в рамках реструктуризации предоставил ООО «Кременчугский автосборочный завод», входящему в «Группу компаний АИС», кредитную линию на сумму свыше 30 миллионов долларов США. Известно, что кредит был выдан под поручительство юридических лиц, входящих в «АИС», ипотеку обширных земельных участков в Киевской области и Крыму, нескольких жилых домов в Харькове и залог автозапчастей, имеющихся на складах корпорации.

Как стало известно «УК», задолженность по основной сумме кредита в настоящий момент составляет около 29 миллионов долларов США; платежи на общую сумму около 1 миллион долларов США — просрочены.

По разным оценкам, общая задолженность «Группы компаний АИС» перед банками и другими кредиторами сегодня составляет примерно 250 миллионов долларов. Кстати, в конце минувшего года «АИС» вел переговоры о реструктуризации долгов и с другими кредиторами, но параллельно, не теряя времени, инициировал банкротства своих же предприятий, что позволяет ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Хозсудом Харьковской области (при чём — в лице одного и того же судьи Плахова!) ведется активная работа по возбуждению дел о банкротстве материальных поручителей по кредитным сделкам. Среди «банкротов» — ключевые компании группы «АИС»: ООО «Авто-Холдинг», ООО «Автосервис-Т» и даже головная компания группы – «Корпорация «Автоинвестстрой», которая в тайне от кредитующих банков! — была незадолго до этого переименована в «Корпорацию «Содружество Комп.». Также начато банкротство залогодателя запчастей ЧП «АЗС-Сервис» — конечно же, без уведомления кредиторов.

Инициаторами банкротства выступили компании всё той же группы «АИС», которые уже располагают подтверждёнными решениями судов требованиями к перечисленным выше должникам.

Одновременно был введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов. И даже назначены арбитражные управляющие, среди которых господин Поляков Василий Леонидович — один из совладельцев группы «АИС». Следует обратить внимание на «свежесть» лицензий арбитражных управляющих. Например, лицензия г-на Полякова датирована 26 декабря 2008 года — то есть лицензии были получены «управляющими» как раз в тот период, когда «Группа компаний АИС» вела отвлекающие переговоры о реструктуризации долгов!

Если это не заранее спланированная акция заемщика по заведомому обману кредитного учреждения — то что это?

Дальше — больше. Сразу после начала дел о банкротстве факт их возбуждения был обжалован… самими должниками. Как результат — дела отправлены в Высший Хозяйственный суд Украины, где до сих пор не назначены к рассмотрению и даже не расписаны по судьям: не в интересах должников, затеявших нечистоплотные игры, торопить ход событий.

Следует так же отметить, что определения суда, которые «обжалуются», согласно действующего законодательства, ВООБЩЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ обжалованию!

По всем внешним признакам затея Д.Святаша и его партнера В.Полякова — так называемое «домашнее» банкротство: искусственное создание задолженности, подтверждение её решениями судов, затем — имитирование безуспешного исполнения этих решений. Реализации сценария по обману кредитора способствуют «карманный» судья, возбуждающий дело о банкротстве, мораторий на требования кредиторов, «свои» арбитражные управляющие, обжалование самими должниками определений судов о начале дел с целью не допустить их оспаривания настоящими кредиторами. По логике подобного рода дел, следующий шаг — отказ Высшего хозсуда в удовлетворении этих жалоб и новые кассационные жалобы в Верховный суд. Цель — затянуть хождение дел по вышестоящим инстанциям с целью не допустить их рассмотрения по сути.

Справка «УК»:
«Группа компаний АИС» занимается производством, продажей, гарантийным и послегарантийным обслуживанием автомобилей и автобусов. Структура корпорации: Кременчугский автосборочный завод, автотранспортная компания «АИС Транс Авто», страховая компания «АИС-Полис», лизинговая компания «АИС-Лизинг», финансовая компания «Еврокапитал»; торгово-сервисные предприятия: 15 автосалонов, 40 СТО, 44 торговые площадки в 30 городах Украины, 41 магазин по продаже запасных частей, распределительный центр — логистический центр по приемке, складированию, хранению и распределению автозапчастей; сеть региональных таможенно-лицензионных складов; специализированные автоцентры Citroеn, SsangYong, Audi и Ford в крупных городах Украины. Марки, представляемые корпорацией «АИС»: легковые автомобили: ГАЗ, ВАЗ, УАЗ; Citroen, Audi, SsangYong, Geely; коммерческие автомобили и микроавтобусы: ГАЗ, УАЗ, ИЖ; Citroеn; средне- и крупнотоннажные автомобили: ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ; автобусы: ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ. Корпорация «Автоинвестстрой» — головная компания «Группы компаний АИС» (недавно завершена перерегистрация «Автоинвестстроя» в Корпорацию «Содружество Комп.»). Контролирует около 10% автомобильного рынка Украины (по данным ИАГ AUTO-Consulting). Владельцы компании — Василий Поляков (50%) и Дмитрий Святаш (50%).

Не бизнес, а сплошная уголовщина

О том, что деятельность Д.Святаша перманентно пребывает в поле зрения милиции, прокуратуры и даже СБУ, «УК» многократно писала. В последний раз персоной предприимчивого дельца из Партии регионов крупно «интересовалась» Служба безопасности Украины.

По словам Тиберия Дурдинца, заместителя председателя СБУ, Дмитрий Святаш с целью «предубеждения законных действий правоохранительных органов по документированию возможной противоправной деятельности подконтрольных ему коммерческих структур» обратился в СБУ с перечнем 14 нежилых помещений на территории Харьковской области, которые якобы используются им для осуществления депутатских полномочий. «Непонятно, каким образом для осуществления депутатских полномочий народному избраннику необходимы его служебные помещения площадью свыше несколько десятков тысяч квадратных метров только в одной Харьковской области. У нас есть данные, которые проверяются, свидетельствующие, что отдельные из них используются в противоправной деятельности», — сказал заместитель председателя СБУ.

«Противоправная деятельность» Святаша, которая «вдруг» стала известна СБУ, никогда не была тайной для читателей «Украины криминальной».

Мы писали: «Первые мошеннические схемы, изобретенные Д.Святашем, были просты и бесхитростны, как сам первоначальный период накопления капитала. Некая вашингтонская (США) фирма «Autohaus Walter» покупает у концерна «Audi» автомобиль, выпущенный год-два назад. Концерну надо продавать свежую продукцию; потому все, что выпускалось прежде, отпускается покупателям со скидкой 25-30%. То есть при стоимости автомобиля в 40 000 долларов скидка составляет 10-12 тысяч. Затем вашингтонская фирма продает машину латвийской SIA DOC, но по документам она уже выпущена в нынешнем году. И, соответственно, ни о какой скидке для покупателя речи быть не может. SIA DOC, в свою очередь, продает автомобиль харьковскому «Автоинвестстрою» г-на Святаша — по стандартной цене. А уже «Автоинвестстрой» — доверчивым покупателям.

Все раскрылось случайно: одна из покупательниц заинтересовалась датой выпуска своей «Ауди А6» (заводской номер WAUZZZ4BZYN058738) и написала запрос прямо на завод в Германию. Оттуда пришел ответ, что выпущено это транспортное средство было в 1999 году. А во всех документах, в том числе и таможенных, год выпуска значился — 2000-й. Говорить о том, что в «Автоинвестстрое» об этом не знали, по меньшей мере, наивно — сами же и вписывали год выпуска.

Плюс к этому, по оценкам сотрудников милиции, только в 2004 году корпорацией «Автоинвестстрой» было незаконно вывезено в Вашингтон около 70 миллионов долларов.

Мы писали: «В 1997 году харьковской фирмой ТРК «Джамп» (была структурой Святаша и располагалась на улице Рымарская в Харькове; в том же помещении, что и «Автоинвестстрой» г-на Святоша) руководили граждане Сергей Маковейчук и Василий Поляков. Фирма занималась масштабным обналичиванием денежных средств через местную сеть «Сбербанка», путем незаконных махинаций по продаже автомобилей.

Схема, применяемая г-ном Святашем, такова: через подставных предпринимателей осуществлялись махинации по продаже автомобилей. Подбирались знакомые — малобеспеченные молодые люди, которых оформляли как частных предпринимателей. После чего они, якобы, продавали или покупали автомобили. А деньги на приобретение авто получались ими в «Сбербанке» при личном присутствии г-на Маковейчука или ряда лиц, им же уполномоченных контролировать эти манипуляции. Предприниматели получали деньги под расписку, после чего суммы изымались людьми Маковейчука.

После каждой «липовой» «продажи» Маковейчук выдавал от 50 до 150 долларов США премиальных (в зависимости от количествава проданных через них машин) новосостоявшимся «предпринимателям». «Обналичка» средств — через фиктивное предпринимательство — была поставлена на широкую ногу… Эти махинации все же попали в поле зрения правоохранительных органов; было возбуждено уголовное дело. Следователями были допрошены практически все предприниматели, задействованные в афере, которые дали изобличающие махинаторов показания. Но г-н Святаш лично «уладил конфликт» с правоохранительными органами. И дело «замяли»…

Мы писали: «Компания «Прометей» была зарегистрирована в одном из сел Сумской области в Чернобыльской зоне. В свою очередь, «Прометей» был дочерним предприятием харьковской фирмы «Контур-ПК». Которая, как предприятие с иностранными инвестициями, пользовалась льготами при ввозе товаров на территорию Украины. Объем иностранных инвестиций в «Контур-ПК» составил всего… 20 долларов США! Что не помешало бизнесменам по решению суда получить льготы на торговлю нефтепродуктами, природным газом, а также автомобилями. Не платя в бюджет ни копейки налогов!

Именно через «Контур-ПК» народный депутат Украины Дмитрий Святаш организовал ввоз на территорию Украины эшелонов с российскими автомобилями, которые затем реализовавала бизнес-структура Д.Святаша — предприятие «Автоинвестстрой». Характерно, что автомобили покупались у одной из прибалтийских фирм, учредителем которой также был Д.Святаш. В результате противозаконной деятельности бизнес-структур харьковского коммерсанта Д.Святаша Государственный бюджет Украины только в 2002 году недополучил свыше 170 миллионов гривен налоговых поступлений. На этот раз избежать уголовной ответственности Д.Святашу удалось только благодаря «правильному» голосованию за избрание Председателем Верховной Рады Украины Владимира Литвина. При Кучме умели и создавать бизнесменам проблемы, и разрешать их — к обоюдному интересу»…

И мы писали: «…Приобретя политический и финансовый вес, бизнесмен посчитал возможным вообще не считаться с законом». Разве мы в чем-то ошиблись? Характерно откровение в одном из интервью, даденых Дмитрием Святашем. На вопрос «Зачем вам, успешному бизнесмену, понадобилось взваливать на себя еще и политическую ответственность?» он ответил: «Чтобы опыт, накопленный в бизнесе, перенести в законодательное поле».

Стоит заглянуть на сайт Верховной Рады, чтобы убедиться: все, что публично привнес народный депутат Д.Святаш в «законодательное поле» — сугубо лоббирование коммерческих интересов автопрома, то есть своих личных интересов. Более того: лоббистские инициативы Святаша очень дорого обошлись для украинских автовладельцев. Об этом мы тоже писали — можно ознакомиться здесь.

Фактически, г-н Святаш и его партнеры по бизнесу цинично залезли в карманы миллионов украинских граждан.

Так какой такой «опыт, накопленный в бизнесе», Святаш «перенес в законодательное поле»? Разве что опыт масштабного мошенничества?

Срока давности не имеет

Итак, что имеем? Двое внешне уважаемых людей, один из которых — даже народный депутат Украины, публично ратующий за благополучие страны и людей, фактически, являются предпринимателями с сомнительной репутаций. А если называть вещи своими именами — просто мошенниками, «кидающими» банки на огромные суммы. Причем умысел невозврата кредитов прослеживается однозначно.

А невозврат кредитов Д.Святашем и его компаньоном в свете поразившего страну кризиса перестает быт частным делом одних только предпринимателей. «Отказничество» народного депутата Украины Д.Святаша от своих обязательств перед банками — прежде всего, причина невозврата теми же банками депозитов «пересічним» гражданам Украины.

Откуда кредитным учреждениям брать необходимый ресурс, если их «закрома» в наглую «подчистили» Святаш & Со и им подобные?

P.S. Тем временем 2 апреля нынешнего года журнал «Фокус» обнародовал очередной – «кризисный» — рейтинг 150 самых богатых людей Украины. Согласно заключению экспертов, состояние совладельцы группы «АИС» Дмитрия Святаша и Василия Полякова сократилось практически вдвое — до 82,3 и 117,7 миллионов долларов соответственно.

Остается констатировать, что суммарная стоимость активов компаньонов уже значительно меньше, чем сумма предъявляемых им кредиторских претензий (повторимся — примерно $ 250 миллионов). И кризис пика еще не достиг?

Ярослав Грушевский, «УК»

Читайте также: