Мама не узнает. Темпы уничтожения природы в Китае обгоняют рост экономики

За сверхвысокие темпы экономического роста на протяжении трех последних десятилетий Китай расплачивается огромным ущербом окружающей среде и здоровью населения. Экология стала одной из самых серьезных проблем, беспокоящих китайское общество.

Как заявил высокопоставленный работник ЦК компартии Китая Чэнь Сивэнь, загрязнение окружающей среды стало одним из факторов, способных спровоцировать массовые выступления крестьянства. Задачу строительства «экологической цивилизации» компартия поставила еще на XVII съезде осенью 2007 года в один ряд с развитием экономики, политики и культуры. Благоприятная экология — одно из важнейших слагаемых того «гармоничного общества среднего достатка», которое власти обещали построить к 2020 году.

Первые с конца

Целенаправленная работа по экономии энергии и сокращению выбросов была развернута в Китае в середине 2000-х годов. Власти закрывают технологически отсталые предприятия, наиболее вредоносные для окружающей среды, — малые электростанции, цементные и металлургические заводы. Предприятия-загрязнители получают более низкий рейтинг и платят более высокие налоги, им труднее занять деньги.

Но до решающих сдвигов в деле сохранения и восстановления окружающей среды Китаю далеко. Продукты сгорания угля — это главный источник загрязнения атмосферы в КНР. Стране принадлежит мировое первенство по объему выбросов в атмосферу двуокиси серы. Главный их источник — тепловые электростанции. Двуокись серы вызывает кислотные дожди, которые поражают треть территории Китая, существенно понижая продуктивность сельского и лесного хозяйства.

Страна лидирует и по объему выбросов углекислого газа, обойдя по этому показателю США при почти втрое меньшем объеме ВВП. От болезней, связанных с загрязнением атмосферы, ежегодно умирает более 400 тыс. жителей Китая. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, из десяти наиболее загрязненных городов мира семь находится в Китае. КНР также занимает первое место в мире по использованию в сельском хозяйстве ядохимикатов, которые с пищей могут попадать в организм человека, вызывая тяжкие последствия.

Из 660 с лишним китайских городов более 400 испытывает дефицит воды, в том числе в 114 городах дефицит принял острый характер. Нехватка воды в значительной мере связана с ее загрязнением. Лишь четверть населения больших городов потребляет качественную питьевую воду. На берегах больших и малых рек находится 400 тыс. химических предприятий, лишь немногие из них обладают современным оборудованием для полной очистки промышленных стоков.

Не меньше, если не больше, загрязняются воды бытовыми отходами. Строительство очистных сооружений в городах запаздывает, а их качество не всегда удовлетворительно. Реки выносят сбросы в прибрежную морскую акваторию, загрязняя ее. Обитающие в этих водах моллюски страдают от избытка свинца, мышьяка и углеводородов и становятся опасными при употреблении в пищу.

Преступление без наказания

Виновных в экологических преступлениях наказывают редко. Уголовную ответственность часто замещают денежными выплатами, причем максимальные штрафы не покрывают и трети реальных потерь. По данным профессора Ван Цзина из Пекинского университета, в 2003–2007 годах произошло более 90 серьезных инцидентов, приведших к широкомасштабному загрязнению окружающей среды, однако наказание последовало лишь в 12 случаях. В число последних не вошло колоссальное загрязнение в 2005 году реки Сунгари химическими отходами, часть которых попала и в Амур. Расследование той гигантской аварии завершилось лишь поощрением и награждением тех, кто героически боролся с последствиями катастрофы. О наказании виновных не сообщалось ничего.

В Китае экономические достижения измеряют, как и во всем мире, показателем ВВП, который не учитывает экологические издержки роста. Пытаясь исправить данный недостаток, государственные статистические и экологические органы КНР в 2004 году создали рабочую группу по расчетам «зеленого ВВП».

На основании пробных исследований в десятке провинций и городов был впервые подготовлен доклад о размерах экологических потерь за 2004 год, обнародованный в сентябре 2006-го. Ущерб был оценен в 511,8 млрд юаней, что составило 3,05% ВВП или около трети его ежегодного прироста. В конце 2010 года в китайских СМИ появились неофициальные сведения об итогах исследований за 2008 год, которые учли еще и потери от разрушения экологии. Оказалось, что деградация природной среды возросла по сравнению с 2004 годом на 75%. Темпы уничтожения природы в Китае столь высоки, что они обгоняют быстрый рост экономики.

Несимметричный ответ

В канун 2011 года в Китае произошло знаковое событие. Суд нижней инстанции города Гуйян, расположенного на юго-западе страны, предписал местной бумажной фабрике немедленно прекратить сброс промышленных отходов в речку и оплатить истцам судебные издержки и расходы по сбору доказательств.

Необычность этого дела в том, что истцами впервые в судебной практике КНР выступили общественные организации: общегосударственная и местная. До этого на протяжении семи лет фабрика многократно подвергалась санкциям со стороны местных экологических органов за сброс неочищенных стоков и загрязнение воздуха, но никаких кардинальных перемен не происходило. Однако правозащитники не склонны переоценивать свой успех. Ответчиком выступала маленькая фабрика, которую давно намеревались закрыть. Если бы судиться пришлось с крупным предприятием, приносящим более значительную прибыль местным властям, дело могло обернуться совсем иначе.

В марте в КНР утвердили проект 12-го пятилетнего плана на 2011–2015 годы, который предусматривает снижение затрат энергии на единицу ВВП и выбросов углекислого газа на 16%. Однако это на 4% меньше целей завершившейся 11-й пятилетки. Предполагается уменьшить на 10% количество выбросов основных загрязнителей окружающей среды — примерно в тех же масштабах, что и в предыдущем пятилетии. Значительное внимание власти уделяют расширению использования чистой энергии — солнечной, ветровой, ядерной. К концу минувшего года по мощности ветровых энергетических установок Китай обогнал США и вышел на первое место в мире.

В КНР сосредоточено 80% мирового производства солнечных водонагревателей и 16% производства фотоэлектрических батарей. Развитие в Китае низкоуглеродной экономики может существенно оздоровить экологическую обстановку не только в стране, но и в мире в целом.

По ряду экономических причин внешнего и внутреннего порядка в ближайшие годы темпы годового прироста ВВП в Китае существенно снизятся — до 7–8% в год. Это благоприятный шанс для того, чтобы улучшить качество экономического роста и исправить экологию.

Автор: Яков Бергер, Московские новости

You may also like...