Лифты и дальше будут падать или Допустимое убийство

В Запорожье дважды амнистировали работников обслуживающего предприятия, по вине которых в январе 2010 года в неисправном лифте жилого дома по улице Тбилисской, 25 погибла беременная женщина. Расследование изначально проводилось таким образом, чтобы скрыть настоящих виновников трагедии и, когда страсти улягутся, попросту замять дело.

 5 ноября 2012 года Орджоникидзевский районный суд освободил от уголовной ответственности двух обвиняемых по лифтовому делу — заместителя директора ООО «Запорожлифт-2», мастера Сергея Черткова и электромеханика предприятия Валерия Вашлаева. Несмотря на полное признание вины подсудимых, к обоим по ходатайству прокуратуры города был применен Закон «Об амнистии». На том основании, что совершенные ими преступления не относятся к разряду тяжких.

На днях апелляционный суд Запорожской области утвердил решение районной инстанции. Рядовые исполнители, непосредственно отвечавшие за исправность и безопасную эксплуатацию механизма, остались на свободе. Должностные лица, преступно пустившие в ход смертельно опасную конструкцию, даже не привлекались к ответственности. Таков итог «полного, объективного и всестороннего» расследования лифтовой трагедии в Запорожье.

 

Следствие или фарс?

Громкое ЧП, в результате которого погибла 20-летняя Яна Лепехина, находившаяся на пятом месяце беременности, потрясло наш город, прежде всего, своей чудовищной нелепостью. Обычная поездка в лифте просто не могла (не должна была) закончиться летальным исходом. Лифты не убивают людей. Так и есть. Людей убивает служебная халатность и тотальное разгильдяйство, которые, как известно, составляют основу коммунального хозяйства в Украине.

Учитывая серьезность происшествия и возмущение горожан, местные власти вместе с правоохранителями обещали разобраться в истинных причинах трагедии и наказать виновных. Семья погибшей девушки ждала обещанного ровно три года. Все это время родные Яны обивали пороги следственных и судебных органов, пытаясь доказать — следствие пошло по ложному пути. Но пострадавших никто не слышал — ни суд, ни прокуратура, ни быстро забывшие о своих обещаниях чиновники.

Грандиозная эпопея дополнительных расследований и судебных разбирательств закончилась ничем. Виновных нет. Точка. За смерть Яны и ее нерожденного ребенка никто не ответит. Как такое возможно? На этот вопрос напрашивается только один ответ. Нас всех обманули…

Дело в том, что расследование изначально проводилось таким образом, чтобы скрыть настоящих виновников трагедии и, когда страсти улягутся, попросту замять дело. Для отвода глаз прокуратура сразу же назначила «козлов отпущения». В случившемся обвинили рядовых исполнителей, обслуживавших злополучный подъемник.

Дескать, они и только они нарушили служебную инструкцию, что привело к аварийной ситуации. Однако, ни мастер, ни электромеханик не допускали к эксплуатации механизм неизвестного происхождения, собранный, как потом оказалось, из старых, изношенных деталей, принадлежавших не одному поколению подъемников.

Просчеты обслуживающего персонала в данном случае лишь конечное звено в чудовищной цепи злоупотреблений, допущенных целым рядом должностных лиц при установке и эксплуатации объекта повышенной опасности.

Родственники жертвы неисправного лифта: в Запорожье правду похоронили…

«Бизнес на крови»

Напомним, как выяснила мать погибшей девушки Ольга Кравец, ни один завод-производитель, обозначенный в материалах следствия и техдокументации, данный лифт не изготавливал. Он состоял из разных агрегатов, выпущенных в разное время разными предприятиями, и носил следы кустарного ремонта. Кроме того, злосчастный подъемник имел несколько регистрационных номеров и целых три(!) техпаспорта. Почему никто не ответил за манипуляции с технической документацией?

И, если копнуть еще глубже, уж никак не мастер с электромехаником устанавливали убийственную конструкцию в многоэтажном доме под видом нового лифта за 6 лет до трагедии. Они ее просто молча обслуживали в том виде, в котором ее «модернизировали» чиновники. Те самые главные фигуранты, оставшиеся за кадром следствия.

Так что, по большому счету, лифтовое дело — дело не о халатности, а о финансовых махинациях с бюджетными средствами, выделяемыми на обновление лифтового хозяйства города. Неужели именно по этой причине прокуратура не захотела докапываться до истины?

— Мы надеялись, что колоссальные пробелы досудебного следствия, проводимого Орджоникидзевской прокуратурой, поможет устранить городская прокуратура в рамках дополнительного расследования. Но этого не случилось, прокуратура города вообще решила прекратить производство по делу, амнистировав обвиняемых.

Такое впечатление, что кто-то очень заинтересован выгородить виновных, чтобы не вскрылась вся правда о тех преступных схемах, которые проворачиваются за спиной горожан. Как еще объяснить тот факт, что по финансовой документации в 2003 году была проведена закупка нового подъемника, тогда как в действительности никакого нового лифта в наш подъезд не устанавливали, просто старые, нерабочие механизмы заменили на такие же старые, но рабочие. При этом деньги, выделенные на модернизацию, бесследно исчезли. Этот «бизнес на крови» — и есть истинная причина трагедии, — считает Ольга Кравец.

Кто следующий в Евросуд?

Заявление женщины во многом подтверждают результаты независимой судебно-технической экспертизы, которые также проигнорированы следствием. Как установили эксперты, лифт эксплуатировался с неисправными механизмами, вышедшим из строя блоком логики, не работающими устройствами безопасности и блокировки. При наличии таких поломок подъемник вообще не мог быть допущен к эксплуатации.

Шокирующую картину безобразий, творившихся в лифтовом хозяйстве города, дополняет тот факт, что на момент трагедии ООО «Запорожлифт-2» вообще не могло обслуживать данный подъемник. Предприятие не имело разрешения на выполнение работ по техосмотру лифтов, а также на проведение испытаний электрооборудования и электроустановок. Между тем, подчеркнем, несмотря на то, что нарушено было все, что только можно нарушить, за это никто не ответил!

— В Запорожье правду похоронили, — говорит Ольга Кравец. — У нас осталась последняя в нашей стране возможность добиться справедливости, обжаловать решение в кассационном порядке. Однако, надежда на Высший суд практически ничтожна. Я думаю, нам не избежать обращения в Страсбург. Дело в том, что в этой стране изначально созданы все условия для того, чтобы за рухнувшие лифты и их жертвы никто не отвечал. Все статьи, по которым судят недобросовестных работников обслуживающих предприятий, подпадают сегодня под амнистию. А до более важных персон не добраться. Они вне закона. И такое положение вещей становится общепринятой практикой.

— В частности, я поддерживаю отношения с женщиной из Кривого Рога. Она потеряла дочь. Около года назад там произошла схожая трагедия — в неисправном лифте погибла 36-летняя женщина. Схема одна и та же: чиновники замешаны, но на скамье подсудимых только мастер местного ЖЭКа. Следствие — для виду, судебные заседания — для галочки. Уже сейчас понятно, что результата и там не добьются. А это значит, что пострадавшие из Кривого Рога следующие за нами в очереди в Европейский суд…

Сколько таких ходоков за правдой в итоге потянется в Евросуд, зависит только от тех, в чьих руках сегодня жизнь и безопасность граждан. Что это за руки? Время покажет. Ведь пока процветают воровство, халатность и безнаказанность, новые жертвы, увы, лишь вопрос времени.

Автор: Иляна ПЕЧЕРСКАЯ. Фото из архива Александра Прилепы, Наше время – плюс

You may also like...