«Гепа»-харьковский – трамваю: «Ты покойник, понял?!.»
Разворовывание Харьковского коммунального предприятия «Горэлектротранс» началось давно, но с 2006 года, когда мэром стал Михаил Добкин, а его секретарем – уголовник по кличке «Гепа», процесс приобрел лавинообразный характер. Тем более, что с октября 2009 года гендиректором «Горэлектротранса» был назначен человек «Гепы» – Сергей Почепецкий, а еще через год и и сам Геннадий Адольфович стал мэром, что лишь ускорило процесс. Подробно о том, почему «Гепа» стремится трамвай и троллейбус Харькова «в асфальт закатать», и какой скандал с этого выйдет.
…В одном старом анекдоте рассказывается как директор завода, что только не делает – и от заказов отказался, и зарплату не платит, разве только плату за вход не берет, а рабочие все приходят в цеха, чем его безмерно удивляют. Но так было на заре нашего доморощенного капитализма, а теперь много чего изменилось.
Взять хотя бы Харьковское коммунальное предприятие «Горэлектротранс», которое, как это ясно из названия, перевозит харьковчан на трамваях и троллейбусах. И сотрудникам которого в последние годы руководители вкупе с городскими властями не платят зарплату, не выделяют деньги на приобретение запчастей, ремонт и закупку нового подвижного состава. Зато с завидной регулярностью разбирают рельсы и снимают троллейбусные провода, отчего количество маршрутов электротранспорта неуклонно стремится к нулю.
Все это началось давно, но с 2006 года, когда мэром стал Михаил Добкин, а его секретарем – уголовник по кличке «Гепа», процесс приобрел лавинообразный характер. Тем более, что с октября 2009 года гендиректором «Горэлектротранса» был назначен человек Гепы – Сергей Почепецкий, а еще через год и сам Гепа стал мэром. И в декабре 2010 года оказалось, что задолженность по зарплате – за пять месяцев. Или в деньгах – это было 30 миллионов гривен.
Иными словами, мэр и гендиректор «Горэлектротранса» вполне осознанно обрекали людей на голодную смерть. Подтверждением этому послужила смерть сотрудника предприятия Валерия Звягинцева от истощения в начале декабря прошлого года. И она же была одним из толчков к проведению забастовки. Тогда власти пошли на уступки – выплатили часть зарплаты. Но полностью забастовку им удалось прекратить угрозами расправ и увольнений.
К середине июля в «Горэлектротрансе» была создана первичка Всеукраинского профсоюза «Защита справедливости», которую возглавил лидер инициативной правозащитной группы «Прорвемся!» Андрей Ильгов. А в июле стало понятно, что профсоюз был создан весьма вовремя – опять перестали платить зарплату, увольняли слишком активных. На предложения профсоюза провести переговоры и уладить конфликт миром Сергей Почепецкий отвечал, что ему ничего неизвестно о существовании альтернативного профсоюза. Его устраивала первичка ФПУ. А с документами о регистрации альтернативного профсоюза и соответствующим уведомлением он просто отказывался ознакомиться.
К тому же горсовет решил раздробить предприятие на пять частей – все трамвайные и троллейбусные депо станут самостоятельными предприятиями, плюс ремонтники, которые станут называться «Горэлектротранссервис». А еще – закрепить частных автоперевозчиков за конкретными депо – оказывать помощь.
Якобы, они будут латать крыши, привозить инструмент, что при миллионных долгах по зарплате, пенсионному фонду и кредитам даже на каплю в море не тянет. К тому же, тут тоже возникает вопрос – о конечной цели этой самой «помощи». Дело в том, что все хотя бы мало-мальски оживленные трамвайные и троллейбусные маршруты уже продублированы маршрутами автобусными. То есть, «Горэлектротранс» – прямой конкурент своим «помощникам», хоть и довольно-таки слабый. А с чего бы они стали поднимать на ноги предприятие, которое отбирает у них выручку – представить, согласитесь, сложно.
Смысла во всех этих реформах никто не увидел – за исключением самих инициаторов, разумеется. Зато гендиректор «Горэлектротранса» распорядился, чтобы люди написали заявления об увольнении по собственному желанию. Обещал, что потом, когда реорганизация закончится, их примут на работу в новые предприятия. Но у сотрудников и тут появились вопросы – кто выплатит долг по зарплате, если прежнее место работы будет ликвидировано, а новое предприятие им ничего не будет должно, как быть с пенсионными отчислениями и непрерывностью стажа.
И самое главное – зачем вообще все это затевается. Внятных ответов им никто не дал. Зато почву для предположений дали сами «помощники» – частные перевозчики. Которые, по словам водителей и кондукторов, они ведут себя в депо как самые настоящие помещики, зашедшие поглядеть, как крепостные трудятся ради их блага.
Более того, директор ООО «Немо» вдруг явился «Горэлектротрансу» в образе заместителя гендиректора по финансам. На вопрос о коррупции – в смысле совмещения руководящих должностей на госпредприятии и в своем собственном, он ответил, что из ООО «Немо» уже уволился. Но элементарный запрос в облстат опроверг его слова. В официальном ответе он до сих пор является директором своей фирмы, которая осуществляет перевозки харьковчан автобусами.
К концу июля подоспел и ответ МинЖКХ, в котором черным по белому написано, что одно трамвайное депо за 1 квартал этого года получило чуть более 18 миллионов гривен дохода.
Зато долгов – 1148000 гривен по зарплате, 20362000 – соцстрах, 27873000 – по кредитам. А в конце приводятся самые интересные данные: стоимость проезда – 1,50 грн, а себестоимость проезда одного человека – 1,20 грн.
Два троллейбусных депо за 1 квартал этого года получили чуть более 22 миллионов гривен дохода. А должны 1200000 гривен по зарплате, 21278000 – соцстрах, 29127000 – по кредитам. И снова небезынтересные данные – стоимость проезда одного пассажира – 1,50 грн, а себестоимость – 1,24 грн.
В общем, стало понятно, что никаких улучшений в «Горэлектротрансе» не предвидится. А раз так – началась подготовка к новой забастовке.
Когда стало понятно, что ее не избежать, «Горэлектротранс» посетил назначенный несколько месяцев назад директор Департамента транспорта и связи горсовета Сергей Дульфан.
Логично было бы предположить, что последний попытается договориться миром, пообещает исправить ситуацию, выплатить деньги. Но не тут-то было. Деньги, по его словам, людям выплатят уже новые предприятия – огрызки «Горэлектротранса». Зарплата не выплачивается, чтобы разгрузить бухгалтерию – заявил водителям чиновник. А затем Дульфан обвинил водителей в разворовывании выручки от продажи билетов. А горсовет в подтверждение стал демонстрировать видеоролик, снятый никак не менее полугода назад, в котором какие-то люди собирают деньги у водителей на конечных остановках.
Но то, что это фальшивка рассказали сами водители, которые вспомнили, когда именно фигурирующие в ролике трамваи и троллейбусы стали ходить по совсем другим маршрутам. А затем вспомнили, что этот же ролик демонстрировал сам Сергей Почепецкий, когда стал доказывать необходимость сокращения ревизоров – они, мол, собирают дань с водителей за непроведение проверок. Ревизоров сократили, а ролик используют уже во второй раз.Судя по всему, он еще не единожды пригодится.
Заодно горсовет вкупе с Почепецким стали активно препятствовать действиям профсоюза «Защита справедливости». Если гендиректор отказывался ознакомиться с уведомлением о создании первичной ячейки на своем предприятии, то горсовет стал, мягко говоря, распространять информацию, не соответствующую действительности..
Например, когда лидеры профсоюза прошли в административное здание «Горэлектротранса», появилось сообщение, мол, они «силой ворвались». А после неудачной попытки руководителей альтернативного профсоюза попасть на территорию троллейбусного депо №3, где их не пускали милиционеры, появилось сообщение, что они вновь «пытались прорваться». Но что это был за прорыв, можно посмотреть на фото, где запечатлены самые острые моменты. Руководители первички «Защиты справедливости», кстати, далеко обогнавшей по массовости первичку ФПУ, демонстрируют милицейскому оцеплению документы, подтверждающие их полномочия, и просят пропустить их на территорию депо.
А здесь руководители альтернативного профсоюза общаются с водителями:
Но помимо сообщений о «прорывах» в горсовете были и другие планы – городским управлением юстиции регистрация профсоюза была отменена. Хотя сами профсоюзники сильно удивились, поскольку отмена регистрации возможна только через суд. Да и сама бумага о регистрации – далеко не главное. Сотрудники «Горэлектротранса», уже по горло сытые обманом и обещаниями, 2 августа провели предупредительную забастовку.
Чиновники акцию протеста забастовкой не признали – объявили прогулом и пообещали разобраться. Уже 3 августа прошли первые увольнения. Разумеется, Сергей Почепецкий заявил на сайте горсовета, что это никак не связано с протестами. Но снова появляется вопрос – если это так, то почему увольнения начались только после забастовки? Даже пара вопросов – как так получилось, что увольнять стали исключительно участников акции протеста, которые более всех были на виду – стояли на площади и держали плакаты?
И еще один вопрос – что дальше? 8 августа водители трамваев и троллейбусов обещают всеобщую забастовку. Будут требовать погашения всей задолженности по зарплате и пенсионному фонду, немедленного увольнения и привлечения к уголовной ответственности как минимум Почепецкого, Дульфана и Гепы – за разворовывание «Горэлектротранса». Это означает, что в городе будут проблемы с транспортом, хотя и на радость автобусным перевозчикам, которые вполне смогут перехватить и тех пассажиров, которые всегда ездили электротранспортом.
А у последних появится повод поворчать – мол, трамваи не ездят, а на автобусе проезд заметно дороже. Но если сейчас не остановить уничтожение городского электротранспорта, то проезд для неимущих вскоре подорожает навсегда. Коммерческие автобусы просто не вместят всех льготников – их и сейчас водители не особо жалуют. А тогда придется платить всем и гораздо дороже, чем сейчас.
Сергей Ермаков, «Харьков криминальный», специально для «УК»