КАК НАМ ОТПИАРИТЬ МВД

В недрах МВД родился любопытный документ, который неведомым ветром занесло в редакцию «УК». В нем, собственно, нет ничего секретного, и крамольного тоже нет. Поэтому мы придаем его огласке и снабжаем собственными комментариями, поскольку документ того заслуживает. Речь – об улучшении имиджа украинской милиции. Этакий перспективный план милицейского пиара.

Тут же вспомним о другом документе, родившемся в еще более грозном органе – Администрации Президента. Это Поручение руководителям многочисленных правоохранительных ведомств и не только, касающееся доработки концепции реформирования правоохранительных органов. Тенденция получается.

Соблюдая субординацию, начинаем с главного – президентского документа. В распоряжении «УК» оказалось Поручение президента страны (по штампу на нем можно сделать вывод, что оно находится на неусыпном контроле Администрации президента) руководителям многочисленных ведомств: МВД, СБУ, Генпрокуратуры, ГНАУ, Минюста, пр. О чем, собственно, речь?

«Доработать проект концепции реформирования правоохранительных органов, учитывая при этом необходимость коренной переориентации их работы, в основу которой положить защиту прав и свобод человека и гражданина, безусловное восстановление этих прав в случае нарушения, открытость и доступность всех звеньев, тесное взаимодействие с населением, увеличение численности личного состава милиции, который непосредственно с ним работает.

Основными критериями оценки этой работы считать уровень доверия населения к правоохранительным органам, формирования у него чувства безопасности, а не статистические данные про состояние преступности и раскрытие преступлений…

Разработать и внедрить новые критерии формирования статистики по вопросам учета и регистрации преступлений…

Провести в отдельных областях выборочные проверки полноты регистрации правоохранительными органами сообщений и заявлений граждан, предприятий, организаций про преступления и прочие правонарушения».

Не ровен час, граждан скоро перестанут футболить по райотделам и всеми правдами-неправдами не принимать от них заявления, а еще – под любым предлогом не возбуждать дела (дабы не портить показатели и не снижать процент раскрываемости).

Вот только гложет сомнение: а не закончатся ли все эти очень ценные указания тем же, чем и многочисленные инициативы и обещания Леонида Кучмы победить оргпреступность и навести порядок в рядах чиновничества? Ведь две программы по борьбе с коррупцией, разработанные при Кучме, благополучно сорваны. На очереди – третья. Только широким слоям населения ни о программах ни о причинах из невыполнения ничего не известно.

Впрочем, сегодня появилась слабая надежда, что население сможет узнать о судьбе очередного кабинетного наступления на преступность, которое начинается с улицы Банковой. В подтверждение – очень важная цитата «от Кучмы»: «Постоянно проводить, в том числе с участием независимых СМИ, мониторинг общественного мнения о качестве работы правоохранительных органов, прежде всего МВД, ГНАУ, Генпрокуратуры, Государственной таможенной службы про степень доверия со стороны населения, а также основных факторов, которые негативно влияют на авторитет этих органов.

Про результаты не реже раза в квартал информировать Президента Украины и общественность».

Не факт, конечно, что и это ценное указание о регулярном мониторинге и ознакомлении населения с его результатами будет исполнено. Поэтому до первого квартального отчета ставим против этого президентского поручения знак вопроса.

А теперь, следуя по нисходящей наблюдаем, как президентские инициативы подхватывают в профильных ведомствах. Так, в МВД разработана >«Программа формирования позитивного имиджа МВД» на период 2003-2007 годов. Документ содержит не много-не мало свыше 20 страниц убористого текста. Спору нет – улучшение имиджа в глазах населения самому многочисленному правоохранительному органу будет очень кстати. Больно уж этот имидж отвратительный, признаемся – пугающий даже. Руководство МВД считает, что представление населения о тех, кто денно и ношно о нем – населении – печется, отнюдь не соответствует действительному облику органов внутренних дел. Приводится такой аргумент: мы в отличие от секретного СБУ или надзирающей прокуратуры все на виду, на передовой линии, так сказать, борьбы с преступностью и защиты гражданских прав. Вот и грешит население на своих защитников, с которыми сталкивается на каждом шагу. Естественно, свою ложку дегтя к бочке милицейского меда добавляют и отпетые очернители, засевшие во всяких там СМИ, а особенно в недостижимом для «органов» интернете. Вынуждены признать: «Украина криминальная» – в их числе.

Но, дабы не показаться субъективными, сейчас мы намерены наговорить всяческих хороших слов в адрес безымянных разработчиков «имиджевой» программы МВД. Честное слово – совершенно искренне и без всякой корысти. Ибо программа того стоит. В конце-концов, подобные программы существуют в правоохранительных ведомствах прочих «европейских держав».

Чтобы наши похвалы выглядели аргументировано, займемся пространным цитированием документа.

Что сразу порадовало, так это фраза в первых же строках: «Программу следует рассматривать также как идеологический ориентир при планировании оперативно-служебной деятельности ОВД». То есть – на лицо серьезный подход к делу, а не очковтирательство. Понимай – служебная деятельность органов внутренних дел должна согласовываться с программой по улучшению имиджа этих самых органов, а не так, что: имидж – отдельно, а пытки и беспредел – отдельно. Хорошее начало!

Далее вчитываемся в раздел «Основные факторы, отрицательно влияющие на имидж милиции Украины». Авторы отрывают раздел очень даже правильным посылом: «…одно из ключевых направлений формирования положительного имиджа милиции – устранение отрицательных факторов в ее деятельности, которые компрометируют систему МВД Украины». Вот и мы о том же: чтобы тебя называли хорошим человеком – будь хорошим человеком (в нашем случае – милиционером) и не рассказывай повсюду, что это злые журналисты искажают милое личико правоохранительной системы.

А как не согласиться со следующим выводом: «Недостаточно используются для формирования положительного имиджа о деятельности милиции в общественном восприятии и средства массовой информации. Наблюдается недооценка их роли должностными лицами ОВД, незнани ими специфики работы СМИ. Вследствие этого критические материалы в средствах массовой информации относительно деятельности органов внутренних дел нередко воспринимаются как клеветнические, а проверка конкретных обвинений осуществляется большей частью поверхностно. Это дает населению основания считать, что милиция ставит узкокорпоративные интересы, “честь мундира” выше проблем граждан”.

Что сказать: единогласно одобряем и поддерживаем! Написала «УК» о том, как начальник (теперь уже бывший) столичного УБОПа избивал в ИВС арестованного, да так, что тот полгода в больнице скорой помощи провалялся, а милиция и прокуратура – и ухом не ведет. Автор статьи при стечении пишущей публики прямо обращается к начальнику ГУБОП МВД Юрию Черкасову: какие меры приняты, ведется ли служебное расследование, отстранен ли беспердельствующий офицер от должности? А товарищ генерал: ничего не знаю, не слышал о таком прискорбном факте! В результате понадобилось несколько месяцев и несколько публикаций-напоминалок для Юрия Черкасова, прежде чем любителя порукоприкладствовать отстранили от руководства несколькими сотнями вооруженных «орлов». Правда, о том что по факту «беспредела» возбуждено уголовное дело, которое расследует Генпрокуратура – опять ни слова. Вот и верь после этого в искреннее желание руководства МВД искоренять недозволенные методы ведения следствия и прочую «чрезвычайщину».

Так что, генералу Черкасову и его коллегам очень полезным будет утренне-вечернее чтение упомянутой Программы об улучшении милицейского имиджа. Например, ее пункт 5.12: “Минимизировать влияние подразделений БОП, ГСБЭП на жизнедеятельность рядовых граждан, субъектов малого бизнеса”. Очень правильный пункт! А то ведь органы по борьбе с организованной и экономической преступностью все чаще борьбу с этой самой преступностью воспринимают как своеобраный вид бизнеса по “прибиванию” прибыльных фирм и “доению” успешных бизнесменов.

Также хочется всесторонне поддержать пункт 5.19 программы: “Сделать более прозрачным процесс реформирование ОВД, информируя общественность о соответствующих планах и достигнутых результатах”. Да-да, информируйте, пожалуйста, чтобы общественность всякий раз не ломала голову, как это было в случае с экс-руководителем ГУБОП Николаем Джигой после неудачного наезда УБОПовцев на Сивковича и Григришина: то ли на пенсию его отправили, то ли под следствие, то ли в Интерпол, то ли в Налоговую администрацию…

И еще мы очень позитивно воспринимаем следующие лозунги Программы:

«Милиция – инициатор и участник культурного досуга местных жителей.

Дома культуры и клубы милиции – места культурного досуга местных жителей.

Спортивная база подразделений милиции – к услугам детей и молодежи».

Реализация этих лозунгов несомненно посодействует улучшению имиджа милиции в глазах тех самых подростков, молодежи, а также их родителей. Вот только милицейскому генералитету это очень не с руки: куда же они будут возить на “оттяг” друзей, жен и любовниц: неуж-то в общественные бани и в места отдыха младшего офицерского состава? Где это видано, чтобы с такой роскошью и любовью отделанные “охотничьи домики” и базы отдыха для избранных в одночастье отдать на поругание каким-то местным жителеям? Неужто жителям в изоляторах и “обезьянниках” мест не хватает?

Переходим к разделу «Средства массовой информации и создание положительного имиджа органов внутренних дел». И вновь отмечаем обилие очень нужных и правильных мыслей. Вот только пункт 7.13. предлагаем подкорректировать – в порядке обсуждения. Цитата: “Создать мощную и современную, на уровне мировых стандартов, систему оперативного информирования о деятельности милиции через сеть Интернет. Обеспечить ее наполнение разнообразной информацией, полезной для населения, влияющей на общественное мнение”.

Зачем же что-то с нуля создавать, да еще на уровне мировых стандартов – это сколько же бюджетных средств истратить придется! Не проще ли просто наладить должное “информационное питание” тех интернет-ресурсов, которые уже сущестуют. “Украина криминальная” готова поучаствовать в этом процессе, тем самым позволив МВД сэкономить часть бюджетных средств. Вы нам информацию давайте, а не утаивайте – мы ее обязательно разнесем и повлияем на общественное сознание. А то ведь это сознание большей частью вынуждено усваивать критику в адрес МВД, которая беспрепятственно поступает к нам по иным – немилицейским – каналам.

Следующий пункт Программы вызвал у нас бурный восторг, граничащий с эйфорией. “7.14. Объективно и оперативно реагировать на критические материалы в СМИ о деятельности органов внутренних дел. В обязательном порядке информировать редакции про их рассмотрение. Практиковать привлечение к служебным расследованиям критических публикаций их авторов…”

Действительно, авторы “УК” с радостью встретятся с теми, кого по нашим сведениям “прессуют” в ИВС, а также с теми, кто этим занимается. С особым интересом ознакомимся с материалами служебных расследований в отношении фигурантов наших публикаций.

Отдельное спасибо разработчикам Программы за пункт 7.18: “Практиковать официальные извинения руководителей ОВД за неправомерные действия подчиненных как через средства массовой информации, так и непосредственно перед потерпевшими”. Одна беда: если желаемое станет явью, то для извинений милицейских руководителей прийдется ежедневно отводить целые газетные полосы. Зато за счет этого наши СМИ имеют шанс резко повысить тираж – прелюбопытное чтение намечается.

Целый раздел в Программе отведен укреплению связки милиции с творческой интеллигенцией. Очень своевременное предложение. А то ведь в последнее время милиция предпочитает дружить преимущественно с банкирами да торговцами, включает их в Коллегию МВД, принимает щедрые дары под разговоры о бедности правоохранителей. Но вот что удивительно: почему-то не рвутся меценаты оказать посильную помощь больницам, роддомам, детским садикам и школам. Может, перевести все учреждения Минобразования на баланс МВД – пусть им хоть таким образом что-то перепадет от милицейских благодетелей.

А поскольку отечественная интеллигенция пока не научилась миллионами ворочать, ей предоставят повод отличиться на иной стезе. Так, пункт 8.6. предполагает «Провести конкурс на лучшую песню об украинской милиции». А то ведь пока народ все больше Гарика Кричевского распевает (не на ночь будь упомянут). Правда, автору известен случай, когда один ну очень известный композитор сочинил мелодию для гимна украинской милиции и прибыл в стольный град Киев, чтобы совершенно безвозмездно презентовать его людям в погонах. Да так и уехал несолоно хлебавши. Видать, не уважил он своим гимном милицейских генералов. А те, чтобы не обидно было творческому интеллигенту от музыки, вручили человеку, чьи песни распевал весь Советский Союз, торбу с бутылкой водки, палкой колбасы и прочими составляющими праздничного милицейского «тормозка». Но мы не станем упрекать в этом руководство МВД – ведь на тот момент украинская милиция еще не имела собственной Программы о повышении собственного имиджа в глазах граждан.

Читаем раздел 9. «Работа в детской и молодежной среде” и на глазах слезы наворачиваются. Дойдя до пункта 9.6. хочется высунуться в окно и петь на всю округу здравицы украинской милиции. Цитируем: «Создать в больших городах “милицейские” центры детских развлечений (по образцу Луна-парков) с тематическими аттракционами, компьютерными играми и т.п.”

Вы только представьте на минуточку: милицейскими автобусами, «УАЗиками» и пешими колоннами к местам досуга «от МВД» доставляются юные наркоманы, девицы легкого поведения, несовершеннолетние бомжи и карманники. Им выдают билеты на посещение комнаты смеха, где они, смеясь над своим прошлым, отказываются от пагубных повадок, после чего решительно отправляются служить в органы внутренних дел!

Очень информативным для нас явился пункт 9.8: “Сместить акценты в опекунской работе над детскими учреждениями, сделав приоритетом не предоставление им материальной помощи, а участие в воспитательном процессе”. Вот те на! Оказывается, один из приоритетов деятельности бюджетной организации, задыхающейся от недостатка финансирования, является предоставление материальной помощи. Так кто же такой Юрий Смирнов: министр внутренних дел или председатель Общества красного креста? А может ему снятся лавры матери Терезы? Вот уж где правильно будет сказать: лучше учите жить, а не помогайте материально.

Наконец, пункт 11.5. предлагает: «Для размещения социальной рекламы в органах внутренних дел, учебных заведениях системы МВД рекомендовать следующую тематику:

Милиционер в своих действиях строго придерживается Закона.

Работник органов внутренних дел – герой нашего времени.

Милиционер всегда прийдет на помощь.

От милиционера зависит покой на наших улицах.

Милиционер стремится повышать свой образовательный и культурный уровень.

Взаимоуважение и поддержка между сотрудниками – основа успешной работы.

Взаимодействие с населением и государственными структурами – помощь в раскрытии и предупреждении преступлений.

И тут нам вновь нечего возразить: что надо – то надо. Поскольку складывается впечатление, что многие сотрудники органов внутренних дел отродясь не читали этих постулатов.

Подитоживая, констатируем: программа нужная, правильная (ну разве что с обустройством милицейских лунопарков следует повременить). Остается одно «но»: реализация любого пункта этой программы возможна лишь в случае, если наша милиция будет должным образом заниматься тем, чем она заниматься обязана. И прекратит заниматься гадостями, которым в милицейских академиях не учат, но которые столь популярны нынче среди отдельных, но очень многочисленных сотрудников органов внутренних дел.

Что же делать, при каких все-таки условиях упомянутая программа может быть реализована? Автора посетила крамольная мысль: быть может, в качестве эксперимента министр внутренних дел Юрий Смирнов, который все никак не может настроить своих подчиненных на работу в рамках закона, уступит свое кресло разработчику Программы – всего-то на период ее реализации: с 2003 по 2007 год?

Олег Ельцов, «УК»

«Программа формирования позитивного имиджа МВД» на период 2003-2007 годов

You may also like...