Украину захлестнула волна детской преступности
За минувший год малолетки засветились в 18 тысячах преступлений! (…) Самое страшное, что учителя не хотят вмешиваться в ученические разборки. В частной беседе киевская учительница как-то пожаловалась, что ее молодая коллега панически начала бояться заходить в класс к старшеклассникам.
По оценкам криминологов, специализирующихся на детской преступности, есть все основания утверждать, что подростковая преступность в Украине прогрессирует. По некоторым данным, более 60% всех преступлений в стране совершает именно молодежь, в том числе и несовершеннолетняя. Главным стимулом для роста преступности за годы Независимости социологи называют ухудшение благосостояния населения…
Косвенно это утверждение социологов подтверждает и статистика МВД, на днях обнародованная на пресс-конференции. По словам Владимира Полищука, который сейчас возглавляет пресс-службу правоохранительного ведомства, в прошлом году с участием несовершеннолетних было содеяно около 18 тысяч преступлений, большинство из которых – имущественные (воровство, грабежи). Так дети, оставшиеся без присмотра родителей, зарабатывают себе на проживание, – поясняет пресс-офицер. Зато количество тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними (нанесение тяжких телесных повреждений, убийства и разбои), несколько уменьшилось, рапортует чиновник МВД.
Дети идут грабить, чтобы найти деньги на «проживание»? Мы проанализировали сообщения областных милицейских ЦОСов и сообщения региональных СМИ за достаточно короткий период. Сектор связей с общественностью УМВДУ в Тернопольской области известил о том, как школьница… придумала криминальную историю со своим похищением и сама себя ограбила. Ну, явно, что дорогие серьги в ушах девушка хотела продать не из-за того, что очень хотела кушать, а родители морили ее голодом.
Несколькими днями раньше ССО УМВД в Закарпатской области сообщило о том, что 13-летняя девочка (!) из села Терново Тячевского района попала в реанимацию после… тяжелейшего запоя. Это, конечно, не преступление, но, очевидно, после этого «из ряда вон» случая на Закарпатье решили подсчитать пьющих детей, из тех, естественно, которые попадали в поле зрения в милицию. Получилось, что каждый восьмой ребенок, совершивший преступление, был пьян! В это же время Закарпатская прокуратура отмечает, что за последние два месяца в регионе почти в полтора раза вырос уровень подростковой рецидивной преступности…
Вариантов установления как возрастного, так и временного ценза – великое множество. Введение «комендантского времени» для подростков никак не скажется на преступности. А сама затея – противозаконна и опасна и для детей, и для государства.
Поражает и цинизм современных детских преступлений. Вот, к примеру, пару месяцев назад выходка подростков в Белгород-Днестровском заставила содрогнуться весь город. Пятеро 15-16-летних подростков, о чем сообщили региональные СМИ, затянули в парк знакомую девушку и начали над ней издеваться. Вначале школьники требовали у своей жертвы деньги, потом начали ее… пытать, запретив при этом кричать. Хоть звук издашь, предупредили малолетние садисты, изуродуем. Ей подпаливали волосы, тушили сигареты об куртку, избивали. В какой-то момент девушке удалось вырваться и убежать, но ее догнали и пытки продолжились с еще большим остервенением. У жертвы отобрали золотые серьги и мобильный телефон…
Ну а издевательства над младшими школьниками или сверстниками с обязательной фиксацией на мобильный телефон – это вообще в последнее время «хит современности». Отснятые на видео преступления зачастую вывешивают в Интернет, чтобы «креативностью» преступников восхищалась вся страна, с милицией и прокуратурой вместе взятыми. Одно из последних ЧП, связанных с видеофиксацией на мобильник, произошло в Киеве – на физкультуре, в спортзале. Учитель в этот момент на уроке отсутствовал…
Убийства, грабежи, изнасилования… Общество почти привыкло к таким новостям. Не особо удивляемся мы даже тогда, когда участники этих преступлений – дети. Наверное, потому, что хамство, беспардонность, хулиганство на улицах стало практически обыденным явлением. Этому уже никто не удивляется. Да и замечания «моральным уродам» делать некому: народ боится! Агрессивных детей, подростков, подвыпившую молодую компанию каждый пытается обойти десятой дорогой. И это ведь не от бедности, а от безнаказанности.
Вот сравните две цифры: только за минувший год малолетки засветились в 18 тысячах преступлений! А в воспитательных колониях, по сведениям начальника отдела организации деятельности воспитательных колоний общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных Государственной пенитенциарной службы Украины Владислава Скоропляса, находится 1 тысяча 315 осужденных. Разница: 18 тысяч преступлений за год и чуть больше тысячи наказанных за преступления за предыдущие годы!
Да, не всех детей нужно бросать за решетку, это не обсуждается. Но, вряд ли кто-то возьмется спорить с тем, что в колонии редко попадают дети состоятельных родителей. Там, скорее всего, сидят те, кто утянул где-то, образно говоря, металлолом, чтобы купить колбасы с хлебом, и попался. Родителям плевать, где их ребенок, чем занимается и куда загремел. А детей-мажоров, скорее всего, отпустят на попечительство родителей или попугают условным сроком, в крайнем случае.
Все новое — это хорошо забытое старое, так что в СССР перед тем, как предусмотреть самые суровые наказания для детей, вряд ли кому-то пришлось сильно напрягать память. Несовершеннолетие не гарантировало неприменения высшей меры социальной защиты. 75 лет назад, 7 апреля 1935 года, ЦИК и СНК СССР приняли постановление о применении всех мер уголовного наказания к совершившим тяжкие преступления малолеткам начиная с 12 лет. О причинах и последствиях введения смертной казни для детей, нарушивших суровый советский закон.
Наказание малолетних в СССР: «Формировали уголовной политикой не одну тысячу упорных рецидивистов»
Есть еще одна тенденция. Несмотря на общее падение нравов и «омоложение» среднестатистического преступника в Украине, количество осужденных за различные преступления, содержащихся в колониях, в сравнении с 1991 годом – почти втрое меньше. Тогда, сразу после распада СССР, в учреждениях пенитенциарной системы находилось 3 тысячи 479 несовершеннолетних, сегодня – 1 тысяча 315 подростков.
– За умышленное убийство в настоящее время отбывают наказание 49 человек, это – 3,7%, – уточняет чиновник ГПтС. – За умышленное тяжкое телесное повреждение – 57 человек, это – 4%; за изнасилование – 37 человек (2,8%); за разбои – 145 человек (11%); ограбления 234 человека – это 17,8%. Обычно наибольшее количество составляют имущественные преступления, а именно кражи – это 655 преступлений. То есть почти 55%. Случаи хулиганств составляют 1,7% – 22 случая.
Сидят, уточнил чиновник, в основном – мальчишки. Девочек среди них – только 86. Все дети, поступающие в исправительные учреждения, в крайне запущенном психологическом состоянии. 70 процентов из них – это дети из неблагополучных и неполных семей. И еще одна любопытная деталь: помните – 18 тысяч зарегистрированных преступлений с участием детей. Зарегистрированных! Сколько преступлений осталось вне милицейских сводок, об этом можно только догадываться.
К этому прибавьте дела, когда родители мажоров «уладили недоразумение» либо с милицией, либо с жертвой, или жертва решила промолчать об издевательстве над собой. При этом на учете в уголовно-исполнительной инспекции находится около 4 тысяч несовершеннолетних. Около 600 – сегодня содержатся под стражей или в следственных изоляторах. Как минимум – 18 тысяч неблагонадежных детей в год! А на учете – за весь период около 4 тысяч. Да, извините, в былые времена за меньшие провинности можно было оказаться на учете в детской комнате милиции. Например, за регулярное прогуливание уроков в школе…
Кстати, о школе. Естественно, «школьные» преступления – это, скорее всего, отдельная тема для разговора. И все-таки. Вот – свежайший случай с учеником Макеевской школы (Донецкая область), которого меньше недели назад нашли повешенным на турнике во дворе одного из частных домов. Паренек оставил предсмертную записку: «Мама и папа, простите!». Родители ребенка заявили, что письмо написано печатными буквами разного размера, причем, совершенно не в свойственной сыну манере. Нашлись очевидцы, утверждающие, что мальчика жестоко избили накануне. Прокуратура ведет следствие. Не исключено, что и здесь правоохранители найдут следы неконтролируемой детской агрессивности, повлекшей очень тяжкие последствия.
Самое страшное, что учителя не хотят вмешиваться в ученические разборки. В частной беседе киевская учительница как-то пожаловалась, что ее молодая коллега панически начала бояться заходить в класс к старшеклассникам. Никакие уговоры и «психотренинги» со старшими товарищами «по цеху» не помогли. Молодой педагог ушла со школы в коммерческую структуру, бухгалтерию вести вместо математики. Или еще одна история. Тоже в киевской школе произошла: в младшем классе «завелся» мажористый хулиган: то девочек толкает, то мальчишкам пинки навешивает.
Учительницу, понятное дело, «они» (ребенок-мажор) не слушались, на жалобы родителей пострадавших детей – не реагировали. Однажды, когда малыши находились на продленке, один из одноклассников таки дал сдачи малолетнему недорослю, да как-то так неудачно, что тот упал и расквасил себе губу. Что тут началось в школе!.. И учительницу чуть не выгнали, и на родителей ребенка, который просто дал сдачи, обещали в суд подать. В общем, заварилась такая каша, что уже без районо было не разобраться. Чтобы отстоять родителей ребенка, который попытался противостоять хулигану, и учительницу, которую грозили выгнать из школы за недосмотр, класс собирал подписи по всей школе. Чтобы замять ЧП, и учительнице, и родителям мальчика, давшего сдачу, пришлось, чуть ли не в ногах у мажоров валяться, чтобы «дело» не возбуждали…
Во всей этой истории, не вдаваясь в подробности, хотелось бы понять: кем вырастет мажористый сынок, если уже в третьем классе он научился использовать «момент» в своих корыстных целях. Теперь он знает, вдруг что, родители его отмажут, еще и «построят» всех, кого нужно. Это не просто безнаказанность. Она порождает впоследствии преступную безнаказанность…
…Уголовная ответственность в Украине наступает с 16 лет, за отдельные виды преступлений – судят с 14-ти. И об этом знает каждый беспризорник на улице. Мажористым же малолетним преступникам об этом знать не обязательно, за них отдуваются мама с папой и семейный адвокат, который вовремя подскажет, что за «ненадлежащее воспитание ребенка» в Украине придется заплатить штраф в размере около 50 гривен. Между тем, в самых что ни на есть демократических странах динамику подростковой преступности (помолодели преступники, к слову, не только в Украине, это – общемировая тенденция) «гасят» ранней ответственностью за совершенные преступления.
Самыми радикальными в этом отношении оказались ирландцы, индийцы и сингапурцы. Они могут отправить ребенка за решетку с семилетнего возраста. В Австралии, Швейцарии и большинстве штатов США под суд можно попасть с десяти лет. Во Франции уголовная ответственность наступает с 13 лет, в Германии и Японии – с 14. Остались, правда, в Евросоюзе страны, где под суд можно отдать только гражданина, достигшего совершеннолетия – с 18-ти лет.
Кстати, Россия сегодня обсуждает возможность введения уголовной ответственности по отдельным видам преступлений с 12-летнего возраста. Может, и Украине пора задуматься над тем, что скоро «малолетний преступный элемент» подрастет и тогда нам уже придется говорить не о «детских шалостях», а всплеске взрослой преступности. Может, пора уже приучать молодую поросль к порядку? Ведь ребенок, как утверждают психологи, с малолетства должен осознавать неотвратимость жесткого наказания за любое злодеяние. И то, что ни мама, ни папа не помогут уклониться от уголовной ответственности…
Автор: Виктория Владина, Цензор.НЕТ
Tweet