Президент Молдовы предупреждает Ющенко: Чернобыль-2 не за горами (документ)
О том, как «строился» украинский «Энергоатом», известно даже в соседней Молдове. Это «строительство» на сопредельной территории побудило Президента Республики Молдова В. Воронина написать письмо своему украинскому коллеге – Президенту Украины Виктору Ющенко. В самом «Энергоатоме» о письме знают, но текст его скрывают – чтобы «на тормозах» спустить международный скандал. Такой стиль поведения стал визитной карточкой новой власти.
Предлагаем читателям ознакомиться с текстом официального обращения В. Воронина, Президента Республики Молдова, адресованного В. Ющенко.
«УК» разделяет обеспокоенность Президента соседнего дружественного государства. Обращение Владимира Воронина беспрецедентное как по форме, так и по содержанию. Так как является «маяком» губительной опасности стоящих перед Украиной проблем, возникших в результате деятельности руководства ГП НАЭК «Энергоатом».
Как видно из президентского обращения, ГП НАЭК «Энергоатом» приобрел у НП ЗАО «Электромаш» некое технологическое оборудование. Обеспокоенность вызывает сам факт покупки оборудования с привлечением посреднических фирм. Во-первых, участие посредников ведет к удорожанию оборудования для конечного покупателя – ГП НАЭК «Энергоатом». А потому все излишки (комиссионные вознаграждения, дисконты, затраты) оплачиваются из наших с вами карманов, поскольку «Энергоатом» является предприятием государственным. Покупка оборудования непосредственно у производителя, естественно, была бы более выгодна государству Украина.
Во-вторых, покупка оборудования непосредственно у производителя обеспечивала бы наличие определенных гарантий продавца. При которых, в случае каких-либо поломок или производственного брака, вопрос замены деталей или доукомплектации решался бы оперативно сторонами, участвующими в контракте. При покупке оборудования через посредников ГП НАЭК «Энергоатом» может предъявить претензии исключительно к поставщику-посреднику. Который не имеет ни достаточной производственной базы для замены оборудования, ни желания заниматься урегулированием вопросов с «Энергоатомом». Купил, продал (в 99% случаев – с передачей «отката»), исчез – принципиальное кредо деятельности посредников-«бабочек», факт общеизвестный и неоспоримый.
Оборудование предназначено для использования на атомных станциях – стратегически важных и опасных объектах. Поэтому предполагается, что оборудование должно быть не то что высшего, а исключительного качества, безотказное и сверхнадежное, с должными гарантиями работоспособности.
Кроме неоправданной дороговизны (включения в цену товара доли посредников), такие сделки самим фактом их совершения повлекли резкое снижение уровня безопасности работы атомных станций. Судя по информации «УК» о повышенной аварийности новых энергоблоков атомных станций Х2/Р4, результаты – налицо.
Удивительно, что из ряда государств, которые специализируются на разработке и внедрении оборудования для АЭС, «Энергоатом» вкупе с посредниками почему-то избрал Республику Молдову. Которая, по утверждению экспертов, оборудование для атомных станций не разрабатывает и не производит! Что планировалось приобрести украинской стороной – сейчас, наверное, не смогут пояснить и сами инициаторы сделок (которые, кстати, до сих пор занимают весьма высокие должности в «Энергоатоме»).
Лирическое отступление: вспомним последние события, связанные с ядерной программой Ирана, воспринимаемой в штыки мировым сообществом. Несмотря на то, что Иран приобретает оборудование ведущих мировых производителей, сертифицированное десятки раз, международные контролирующие органы все же находят формальные поводы для пресечения любых попыток производства атомной энергии этим государством. Смеем предположить, что если бы Иран позволил себе сделки, подобные описанной – наверняка в кратчайшие сроки была бы осуществлена его оккупация войсками ООН. Но Украине и «Энергоатому» такие выходки сходят с рук. Почему же допускаются подобные сделки, многократно повышающие риски возникновения техногенной катастрофы в Украине?
Оборудование, приобретенное «Энергоатомом», вообще не имеет каких-либо сертификатов (документов, удостоверяющих качество) – о чем Владимир Воронин высказался недвусмысленно. Более того, упомянутое в «Обращении» оборудование не может иметь никаких сертификатов в принципе, а потому принципиально не может быть использовано при производстве атомной энергии в Украине. Поэтому, понесенные государством затраты на оплату контрактов – прямое разбазаривание народных средств. Если хотите – вредительство, экономическая диверсия, за совершение которой впору привлекать к уголовной ответственности!
Оборудование приобреталось на предприятии, находящемся на территории так называемой Приднестровской Молдавской Республики (г. Тирасполь), которая не признана субъектом международного права, как государство. А потому не имеет легитимных государственных органов, которые вправе осуществлять какие-либо сертифицирующие процедуры. Заметим, что Украина также не признает существование и суверенитет ПМР.
Потому, даже если НП ЗАО «Электромаш» и имеет сертификаты и регистрацию в государственных органах ПМР, то юридической силы таковые документы не имеют. И уж тем более в вопросе сертификации оборудования для атомных станций в глазах мирового сообщества. А в Республике Молдова НП ЗАО «Электромаш» официально не зарегистрировано – это четко обозначено в послании В. Воронина. Фактически «Электромаш» пребывает вне международного права.
Кроме сертификации, как важной в данных условиях формальной процедуры, отсутствие регистрации производителя оборудования в таможенных органах суверенного государства Республики Молдова влечет невозможность совершения необходимых таможенных процедур уже на территории Украины в отношении этого оборудования. Прибывшего, по сути, ниоткуда. Напрашивается вывод: оборудование, столь благополучно оприходованное на свой баланс «Энергоатомом» – еще и контрабандное!
Просто голова кругом идет, когда пытаешься постичь весь этот бардак!
Скандальная ситуация: ГП НАЭК «Энергоатом», переплатив втридорога народных денег, контрабандным путем ввез на территорию Украины уникальнейшее (единственное в своем роде по той простой причине, что ни отремонтировать, ни заменить его не удастся) оборудование неизвестного производства и сомнительного качества. Которое разместил на атомных станциях, что в свою очередь, может привести к аварийному состоянию АЭС и угрозе техногенной катастрофы мирового масштаба.
Поэтому мы разделяем беспокойство Президента Молдовы Владимира Воронина – если уж он лично вынужден заострять внимание Виктора Ющенко на хозяйственной деятельности украинского госпредприятия. «УК» надеется, что и украинская власть разделит беспокойство Президента Молдовы. Найдя в себе волю и силы – всесторонне задействовав компетентные органы и должностных лиц государства – приступить к комплексному и жесткому разрешению проблемы откровенного воровства денег не только в среде «Энергоатома», но и во всей энергетической отрасли Украины.
Гордиев узел противоправности, бесхозяйственности, хищений, безалаберности, круговой поруки, очковтирательства, мошенничества и пренебрежения национальными интересами в отечественной энергетике необходимо разрубить – раз и навсегда. Так как это – вопросы национальной безопасности.
Давайте вспомним об этом хотя бы накануне 20-летия катастрофы планетарного масштаба – аварии на Чернобыльской АЭС. Вспомним, чтобы не повторить те же ошибки…
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»