Отдать концы! Почему Россия не смогла построить ни одного современного корабля за 20 лет
В конце января министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что получил поручение от руководства страны восстановить «Аврору». В Минобороны на полном серьёзе подошли к этому вопросу и даже решили поставить легендарный крейсер на ход, установив паровые котлы.
Сейчас специалисты оценивают, возможно ли это сделать в принципе и во что такой ремонт обойдётся. Но «Наша Версия» выяснила, что реализовывать в жизнь сюжет сюрреалистичного романа Михаила Веллера «Ноль часов», в котором революционный крейсер своим ходом доплыл до Москвы, – это не первая попытка вернуть в состав флота устаревшие корабли, в последнее время всё чаще предпринимаются попытки реанимировать, покрывшиеся пылью советские флотские долгострои.
Тяжелый авианесущий крейсер «Минск» в Шэньчжэне (Китай)
Как рассказал «Нашей Версии» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов, поставить на ход «Аврору» было бы очень символично, поскольку сроки эксплуатации некоторых кораблей, стоящих на вооружении российского флота, вплотную приближаются к возрасту этого заслуженного крейсера. Практически все определяющие боеготовность флота корабли советской постройки.
По словам нашего собеседника, за более чем 20 лет, прошедшие после развала СССР, не построено ни одного корабля, ни одной подводной лодки, которые способны выполнять задачи в мировом океане, то есть существенно усилить позиции ВМФ России. Даже принятый в 1998 году в состав флота флагман ВМФ атомный крейсер «Пётр Великий» фактически был построен в СССР, к 1992 году его готовность составляла более 90%.
Такого не было в истории российского Военно-морского флота за всё время его существования, даже в тяжёлые послевоенные годы. По мнению адмирала, в ближайшее время сложно рассчитывать, что ситуация кардинально изменится, несмотря даже на серьёзные денежные вливания. Военное кораблестроение в упадке и восстанавливается с большим трудом. Системные проблемы этой отрасли широко известны: разрушенная кадровая система, отсутствие современного оборудования и технологий, запредельная коррупция в отрасли.
«Пока эти 20 с лишним лет весь мир шёл семимильными шагами вперёд, российские корабелы даже не стояли на месте, а откатывались назад, даже в той сфере, где мы были признанными лидерами, – строительстве подводного флота, – рассказывает адмирал Селиванов.
Первым делом порезали атомные крейсера – эти твари уже давно бесили моряков своей неадекватной стоимостью и вечными заботами об их радиационной безопасности. При этом, у атомоходов не было никаких реальных преимуществ, кроме бессмысленной «неограниченной автономности по запасам топлива».
Как США и Россия резали свой флот в 90-х: причины и последствия
– Ещё в должности начальника Главного штаба ВМФ в 1993 году я присутствовал на закладке первой российской подводной лодки «Северодвинск», но она до сих пор не сдана флоту. В 2012 году планировали поставить на вооружение три атомные подлодки, но подписан только приёмо-сдаточный акт АПЛ «Юрий Долгорукий», при этом лодка до сих пор стоит на заводе.
Возникает вопрос, готова ли она сама и её основное вооружение – межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 «Булава»? Также много вопросов к дизель-электрической подводной лодке проекта 677 «Лада», над которой работают уже 16 лет. Головной корабль этого проекта – лодка «Санкт-Петербург», построенная на Адмиралтейских верфях, – по сути, оказался глубоководным аппаратом, на котором можно погружаться, но невозможно воевать».
Недостроенный «Новик» решили сделать учебным кораблём
Последним хоть сколько-нибудь крупным надводным пополнением ВМФ России стал введённый в строй в 2009 году «Ярослав Мудрый» (при закладке «Неприступный») – сторожевой корабль проекта 11540, строившийся около 20 лет и устаревший ещё на стапеле. В этом году кораблестроители обещают сдать ещё один флотский долгострой – большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711, который изначально задумывался как корабль небольшого водоизмещения, способный осуществлять переходы внутренними водными путями. Калининградский судостроительный завод «Янтарь» трудится над ним уже девять лет.
Большая надежда у ВМФ на новый класс кораблей – многоцелевые фрегаты дальней морской зоны проекта 22350, тендер на производство которых был проведён ещё в 2005 году. Первый корабль этой серии – «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков», – был заложен на «Северной верфи» в 2006 году, однако ввод его в строй перенесён на неопределённый срок, так что говорить о серийном строительстве пока рано, хотя планировалось закупать 20 фрегатов этого проекта.
Бесконечно длится эпопея со строительством корвета проекта 1244 «Новик», заложенного на калининградском заводе «Янтарь» в 1997 году и названного тогда «кораблём будущего». Его планировалось сдать флоту в 2001 году, но строительство сначала было остановлено, а затем из-за технической сложности и дороговизны принято решение о переработке проекта в учебный корабль. Сегодня готовность корпуса корабля, получившего новое символичное имя «Бородино» (в данном случае символизирующее пограничное состояние между победой и поражением), составляет не более 12%. И это при том, что на его создание затрачено около 2,5 млрд рублей. По оценкам экспертов, сегодня даже при глубокой модернизации этого проекта он останется устаревшим.
Упор сделан на небольшие суда
Единственное, что сегодня гарантируют российские кораблестроители, – это строительство меньших по размерам и более простых и дешёвых многоцелевых боевых надводных кораблей ближней морской зоны проекта 20380. Два из них, «Стерегущий» и «Сообразительный», строились около семи лет и несколько лет назад вошли в состав флота. К настоящему времени в разной степени готовности находятся ещё четыре корабля, ВМФ в общей сложности планирует получить около 40. Эксперты не склонны переоценивать возможности корветов данного проекта, обнаружив у них множество недостатков: слабое противовоздушное и противоракетное вооружение, недостаточную дальность плавания и ненадёжность двигателей.
Также для российского ВМФ было решено достроить два заложенных ещё в 90-х и предназначавшихся на экспорт малых сторожевых корабля проекта 11661, на которые не позарился даже Вьетнам, покупавший в прошлом веке корабли этого проекта. Таким образом, Каспийская флотилия в 2003 году усилилась «Татарстаном», который был введён в строй спустя 13 лет после его закладки, и в прошлом году – «Дагестаном», на постройку которого ушёл 21 год!
Несмотря на довольно плачевную ситуацию, руководство ВМФ источает оптимизм и удивляет новыми идеями. В конце прошлого года главнокомандующий флота адмирал Виктор Чирков рассказал о том, что Россия приступит к строительству авианосцев после 2021 года, ранее сообщалось, что технические детали кораблей будут доработаны к 2014 году. По мнению экспертов, в этих заявлениях слишком много популизма. Даже в такой отдалённой перспективе не видно ни технологических, ни финансовых возможностей для решения этой грандиозной задачи. По крайней мере в ближайшие годы российский военный бюджет такие гигантские расходы не потянет, так что возможно, что на ближайшее время восстановление «Авроры» – это единственный способ поднять престиж российского ВМФ.
Справка
Военные долгострои
1. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 – российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый Объединённой авиастроительной корпорацией ОКБ Сухого. ПАК ФА должен отличаться многофункциональностью, малой заметностью, сверхманёвренностью, сверхзвуковым крейсерским режимом полёта, будет взлетать и садиться на укороченные ВПП длиной 300–400 метров. В 2002 году начались работы по проекту, последние новости – 17 января 2013 года Т-50 совершил первый самостоятельный длительный перелёт с Дальнего Востока в Жуковский.
Серийное производство истребителя должно начаться в 2015 году, но, по прогнозам экспертов, даже если это произойдёт, самолёт не будет соответствовать заявленным характеристикам. Главная проблема ПАК ФА – отсутствие авиадвигателя пятого поколения, вероятнее всего, в серийное производство будет запущен с двигателями «первого этапа». По самым оптимистичным прогнозам, новый двигатель появится не ранее 2017 года.
2. В последнее время много говорится о российском ответе на американскую ПРО – новой 100-тонной жидкостной межконтинентальной баллистической тяжёлой ракете. Планировалось, что в 2018 году она должна прийти на смену самой мощной МБР РС-20В «Воевода» (в версии НАТО – SS-18 SATAN). Специалисты в области ракетостроения считают, что жидкостные ракеты – это технологии прошлого. По оценкам экспертов, такая ракета по своим техническим характеристикам будет не способна преодолеть создаваемую американцами современную ПРО, поскольку жидкое ракетное топливо не обеспечивает ей быстрый старт, и она станет лёгкой мишенью ещё на старте. В том числе и поэтому эта ракета вообще не выйдет в серийное производство, косвенный признак – официальные источники неоднократно заявляли, что РС-20В «Воевода», несмотря на опасность продления сроков службы этой ракеты, останется в боевом составе РВСН до 2026 года.
3. Зенитно-ракетный комплекс нового пятого поколения С-500 «Прометей», который в настоящее время разрабатывается ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Предполагается, что этот ЗРК станет основой российской противоракетной обороны, которые будут обеспечиваться прикрытие отдельных регионов, крупных городов, промышленных объектов и приоритетных стратегических целей. Основная задача комплекса – противодействие крылатым ракетам в ближнем космосе, уничтожение самолётов и БПЛА, низкоорбитальных спутников и космических средств поражения, запускаемых с гиперзвуковых самолётов и орбитальных платформ.
Неоднократно появлялась информация, что разработка С-500 отстаёт от графика приблизительно на два года, испытания комплекса не начнутся, как планировалось, до 2015 года, а поставки в войска – до 2017-го. Трудности вызваны большим количеством внедряемых новых технологий, кроме того, для работы в ближнем космосе нужна дальняя ракета, которая до сих пор не готова ни для С-400, ни для С-500.
Автор: Александр Степанов, ВЕРСИЯ (№ 06)
Tweet