Хана брендам. Контрафакт вернулся на украинские прилавки
Подделки известных брендов появились в 80-х годах, но всё ещё не покинули отечественную торговлю. Мошенники используют методы 90-х годов — производят в подпольных цехах и подражают продукции популярных торговых марок.
30-летний Александр из Киева до недавнего времени сбывал в магазины «палёную» водку. Он работал торговым представителем крупной компании — дистрибьютора ряда национальных и импортных производителей алкогольной продукции. «Многие торговые сети покупали только у нас, потому что дешевле», — рассказывает Александр.
Обман зрения. Подделки известных брендов появились в 90-х годах, но всё ещё не покинули отечественную торговлю
По его словам, он долгое время не знал, что торгует подделкой. Пока из магазинов не стали поступать жалобы на отравления покупателей алкоголем. «Я тут же уволился и сообщил о нарушениях в правоохранительные органы и службу защиты прав потребителей», — уверяет Александр. С тех пор прошло несколько месяцев, а товар этой компании по-прежнему лежит на прилавках. Правда, уже других магазинов. «Видать, их крышует милиция», — резюмирует Александр.
На первый взгляд не каждый заметит подвох. Киевлянка Ольга Свинцицкая купила в одном из столичных бутиков духи за 480 гривен. «Такое впечатление, что они разбавлены водой — аромата хватает максимум на пять минут», — возмущается она. Лишь присмотревшись, Ольга заметила подвох — на флаконе было написано Lacosstel вместо Lacoste.
75% продукции на украинском рынке не соответствует требованиям нормативных документов. Об этом Фокусу заявил гендиректор Украинского центра проблем стандартизации, сертификации и качества Олег Кононенко. «Такого я не припомню со времён девяностых, — говорит он. — Ситуация очень серьёзная. Сегодня Украина — единственная страна в Европе, где нет контроля качества продукции». В 2009 году была отменена обязательная сертификация почти всех групп пищевых товаров.
Сотрудниками отдела защиты прав интеллектуальной собственности Управления Государственной службы по борьбе с экономической преступностью ГУМВД Украины в Одесской области разоблачена деятельность швейного цеха, в котором незаконно изготовлялись спортивные костюмы с логотипами Chanel, Versace, Adidas, D&G и Just Cavalli. Об этом сообщил начальник управления государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями Михаил Георгинов.
В ходе проведения следственных действий стражи порядка выяснили, что незаконную деятельность организовала 40-летняя частная предпринимательница. Женщина без разрешения владельцев брендов использовала их товарные знаки. Одесситка имела свою клиентуру и работала исключительно на заказ. В помещении цеха сотрудники милиции обнаружили 20 работников.
В Одессе накрыли контору шившую спортивные костюмы с логотипами Chanel, Versace, Adidas
Спустя ещё год отменили контроль соблюдения стандартов качества. В нашей стране можно производить всё что угодно, невзирая на стандарты. «Штраф за подделку — 510 гривен. Имея сверхприбыли, мошенники готовы хоть каждый день выплачивать эту сумму», — говорит Кононенко. По его же словам, «если на рулон туалетной бумаги поместить наклейку «Колбаса высшего сорта», ветеринарная и фитосанитарная службы выдадут положительное заключение».
Социолог Андрей Манчук вспоминает огромные масштабы контрафактной и фальсифицированной продукции, производимой в 90-х. Особенно в приграничных районах. «Ужгород казался сплошным базаром, где торговали подделками, — рассказывает Андрей. — Я лично видел заводик по производству химических ликёров. Самым затратным в этом бизнесе было изготовление наклеек: цветной принтер найти было сложно, да и стоил он дорого».
Сегодня проблем с техникой нет. Акцизную марку, печати или протокол испытаний продукции, распечатанные на цветном принтере, с трудом отличишь от настоящих. Поэтому документы мошенников меньше всего вызывают сомнения. «Для государства главное, чтобы были в порядке бумаги, — говорит руководитель отдела тестирования Центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Нина Кильдий. — Мы же следим за тем, чтобы производитель не обманывал покупателя». Треть продукции, по словам Кильдий, имеет серьёзные замечания и негативные оценки качества.
Информирован и вооружён
Доля фальсифицированной продукции на украинском рынке
Моющие средства – 79%
Детские игрушки – 80%
Одежда для детей – 42%
Пищевая продукция – 60%
По данным ГП «Госпотребинспекция»,
ГП «Укрметротестстандарт»
Автор: Сергей Одаренко, Фокус
Tweet