В Новочеркасске продолжают активно искать бандитов, за последние девять месяцев убивших пять сотрудников полиции и ранивших одного.
Жители столицы донского казачества охотно рассказывают о сотрудниках полиции, по вечерам бродящих по дворам, где, отдыхая от жары и духоты в домах и квартирах, на скамеечках сидят горожане.
Опера и участковые показывают фотороботы преступников, подозреваемых в убийстве новочеркасских полицейских. Расспрашивают. И пользуются любым случаем, чтобы упомянуть о награде в три миллиона рублей, обещанные донским главком за достоверную информацию о преступниках, которая поможет найти и обезвредить банду.
О существовании банды, как водится, заговорили намного раньше, чем это было признано официально. По мнению оперов, банда существует как минимум с 2008 года и на ее счету 17 убитых полицейских, действующих или отставников.
Преступники свирепствуют на территории «черного треугольника» – участка Ростовской области восточнее Ростова-на-Дону — от Новочеркасска до Аксая.
Очередное подобное убийство было совершено 23 апреля 2013 года. Во дворе своего дома в поселка Малый Мишин примерно в 23.30 нашли 39-летнего инспектора ДПС ОГИБДД по Аксайскому району Андрея Юрина, изрешеченного пулями.
Полицию вызвали соседи, услышав выстрелы за забором. Стрелявшие, явно намеревавшиеся войти в дом, бежали. К предстоящему преступлению они явно отнеслись серьезно и заблаговременно подготовились — накануне кто-то отравил дворовую собаку Юрина…
Официально существование банды признали 8 апреля 2013 года, когда областной следственный комитет СК РФ объединил несколько убийств в Новочеркасске и ближайших пригородах. Это: убийства двух сотрудников вневедомственной охраны в сентябре 2012 года, таксиста в ноябре 2012 года (Вадима Ложкова, водителя бывшего прокурора области Валерия Кузнецова, застрелили из пистолета, взятого у «вневедомственников»), и нападение на сотрудников ЧОП в апреле 2013 года.
Дела были объединены на том основании, что все преступления были совершены по одной схеме, с применением одного и того же оружия и, не исключено, одними людьми. Это три парня. Им примерно около 30 лет. Двое среднего роста, третий — примерно 1,7 м. На головах у них тканевые шапочки. Одеты в спортивные штаны, «ветровик» и кофты.
Свидетели рассказывают, что на месте преступлений в паре случаев присутствовала также молодая женщина примерно 30 лет. Сама она не принимала участие в расправе над полицейскими. О ее личности есть много предположений — от версии, что это подруга или жена одного из бандитов, до «главарь банды», лично присматривающей за работой исполнителей…
Если в существовании банды, время от времени отстреливающих полицейских в «черном треугольнике», следственные и правоохранительные органы не сомневаются, то о мотиве этих преступлений одинаковых мнений нет.
Согласно одной версии, нападения совершаются, чтобы завладеть нарезным автоматическим огнестрельным оружием. Преступники имеют в своем распоряжении только гладкоствольные охотничьи ружья.
По другой версии, некто имеет «зуб» на сотрудников новочеркасской полиции и неторопливо, с расстановкой, мстит.
Действительно, все убитые относились к системе МВД. Вот только, по предварительным данным, связующее звено у всех только одно — они полицейские… Из этого соображения — месть не просто группе полицейских, а сотрудникам полиции как таковым — и родилась третья версия «новочеркасские партизаны» (по аналогии с небезызвестными «приморскими партизанами»).
Как бы то ни было, согласно негласному приказу, новочеркасская полиция ввела чрезвычайные меры безопасности. Так, в нерабочее время запрещено носить форму. Нельзя курить на улице, около райотдела. Сотрудники, вернувшись домой, должны отзваниваться своему начальнику подразделения…
Существует еще одна – четвертая – версия, и она представляется аналитикам нашего издания более перспективной.
В середине июля 2012 произошла смена руководства МУ МВД России «Новочеркасское». Полковника Юрия Кравченко назначили начальником городского управления полиции Ростова-на-Дону, а на его место перевели Александра Зейдляева, ранее работавшего начальником управления уголовного розыска донского главка и замначальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере экономики в ГУ МВД по ЮФО.
Не успел новый начальник как следует обжить свой кабинет, как к концу лета — по странному стечению обстоятельств — начался передел сфер влияния на рынках столицы донского казачества, ранее довольно стабильных, – на Азовском рынке и на Октябрьском (улица Котовского)…
Есть много способов доставить начальнику городского отделения полиции серьезные неприятности, чтобы заставить его быть более гибким, менее требовательным и повлиять таким образом на расклад в городе.
Самая циничная и действенная — несколько убитых сотрудников за короткий промежуток времени плюс похищенное табельное оружие.