Украина: индустриальный феодализм
Вся страна живет в минувшем тысячелетии – по принципу феодальных сословий и каст, используя средневековые принципы администрирования государства. Власть существует по принципу феодальных кормлений. В демографической сфере массово распространен институт любовниц, содержанок, вторых жен, которые в феодальном обществе назывались наложницами. И так – куда ни глянь.
Много лет в СМИ Украины идет дискуссия об определении современной экономической формации. Одни дают определение — дикий, неразвитый капитализм. Другие употребляют термин «олигархический капитализм», единицы говорят о наличии у нас развитого капитализма и начале развития постиндустриального общества. На мой взгляд, называть существующую формацию следует «индустриальный феодализм».
Обратите внимание на такие признаки формации: наличие массового класса бесправного феодального крестьянства (35% — почти 15 млн. — в селе, 35% — в городах с населением менее 50 тыс. чел., которые можно смело назвать большими деревнями). В крупных городах — Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Донецке живет менее 10 млн. чел. Это говорит о доминировании сельского уклада в стране.
Практически каждая семья имеет земельный участок. Большинство крестьян ведут натуральный характер производства, то есть производят продукты для себя; в Украине до сих пор нет массового капиталистического товарного производства сельхозпродукции. При этом в натуральном хозяйстве занято 70% населения (с учетом дачников). 5 миллионов крестьян-пайщиков владеют землей на правах феодальной собственности.
Получили землю крестьяне как феодальное сословие, на правах работы в бывших колхозах и совхозах. Продавать землю нельзя, можно сдавать в аренду и передавать по наследству — классическое феодальное землевладение. Землю нельзя заложить в банке, она не является капиталом.
В политическом плане вся власть в стране — от главы райгосадминистрации до губернатора, силовиков, судей, прокуратуры — назначается верховным сюзереном, а не выбирается людьми. Полная феодальная вертикаль. Фактически существуют политические династии. Раду можно смело назвать палатой лордов, так как порой мандат депутата передается по наследству.
Наличие сельхозпредприятий, которые принадлежат владельцам крупных предприятий, напоминает ситуацию с приписными заводскими крестьянами в России в XVIII в.
Власть на местах живет по принципу феодальных кормлений — когда милиционер или чиновник существует не за счет зарплаты, а за счет подданного населения, то есть взяток. Самое главное — все это воспринимают как норму и с этим смирились. Что говорит о феодальном мышлении населения.
Законы о пенсионном обеспечении и социальных льготах носят сословный характер.
Льготы и пенсии даются социальным слоям, как сословиям. Причем иногда их наследуют. Так, например, дети участников войны получили статус детей войны либо статус семей погибших.
Закон о пенсионном обеспечении участников боевых действий, работников СБУ и МВД, военных, инвалидов войны фактически сформировал феодальное воинское сословие.
Закон о пенсионном обеспечении чиновников и научных работников сформировал служивое сословие.
Закон о пенсиях за вредное производство (металлурги, атомщики, работники химической промышленности) напоминает феодальные цеховые сословные льготы.
Законы о статусе участника войны, детей войны, чернобыльцев, многодетных вообще дают льготы по дате рождения, составу семьи и факту проживания — феодальный принцип в чистом виде.
В вопросах конфессиональной политики церковь фактически не отделена от государства. Представители власти официально участвуют во всех церковных, а представители церкви — во всех государственных праздниках.
В культурном плане у нас вообще полное средневековье. На телевидении созерцаем шутов, скоморохов, ряженых, ведьм, певцов-трубадуров, колдунов, знахарей, гадалок.
В образовании преобладают схоластические средневековые гуманитарные предметы. Наши вузы в большинстве своем готовят психологов, юристов, менеджеров, филологов, экономистов, журналистов. Мы уже скоро не будем удивляться теологам и богословам.
Ученые с серьезным видом говорят о чудесах и божественном происхождении мира. Докторские и кандидатские диссертации продаются, как дворянские звания в старой доброй Англии.
Вся территория Украины поделена по типу герцогств и графств на сферы влияния олигархов и смотрящих, что представляет собой феодально-клановую систему. Такие понятия, как кумовство, блат, семьи, протекция, команда, свои люди, наш человек, — тому подтверждение.
Третье сословие в лице мелкой и средней буржуазии угнетено и даже не стало классом. Его представители в большинстве своем ведут образ жизни торговцев на средневековом рынке.
Что касается промышленного пролетариата и профсоюзов, то они находятся на стадии развития феодального цеха: дальше узкопрофессиональных интересов никто не видит.
Существует еще одно феодальное сословие — ремесленники: часовщики, стоматологи, ювелиры, сапожники, ремонтники бытовой техники и автомобилей и пр.
В стране даже нет признаков не то что постиндустриального, но и индустриального общества.
Современные заробитчане — это старая забытая система отходничества (уход крепостных крестьян на заработки, чтобы заплатить феодалу денежный оброк). Как ни прискорбно констатировать, нас обязывают его платить всю жизнь.
Класс технической и гуманитарной интеллигенции как таковой по степени влияния отсутствует. Покупаются дипломы и звания, а стало быть, и должности. Даже ректоров вузов выбирают при активном участии власти.
В демографической сфере получил массовое распространение институт любовниц, содержанок, вторых жен, которые в феодальном обществе назывались наложницами. При этом часть девушек мечтают быть богатой содержанкой.
В этническом плане украинцы еще не сложились в единую буржуазную нацию: у востока и запада разные языки и христианские конфессии. Даже центры религиозного влияния находятся за рубежом — Москва, Ватикан, Константинополь. Мы еще находимся в дореформационном состоянии. Ведь одна из целей реформации — наличие собственного религиозного центра в стране.
Еще один важный уклад экономики — монополисты в коммунальной сфере, которые живут по принципу средневекового цеха-монополиста. ПРЭЖО, водоканал, электросеть, теплосеть — это закрытые монополистические организации.
Банковская система не ставит перед собой цель капиталистического развития производства, она работает по типу средневековых ростовщиков — ради прибыли.
В экономике промышленные бароны создали классическую систему индустриального феодализма с элементами натурального хозяйства. Они провели бесплатную приватизацию, использовав приватизационные чеки трудового коллектива. Получили свои заводы бесплатно на правах феодала. Верховный сюзерен расплачивается за политическую поддержку во время президентских выборов. И вообще, судьба промышленных баронов зависела и зависит от их взаимоотношений с Верховным сюзереном страны — президентом.
Полная феодальная вертикаль. Даже при смене собственника индустриального бароната не меняется принцип феодально-клановых отношений в баронате. Промышленный баронат включает в себя производство, банк, страховую компанию, заводскую больницу, базы отдыха, профилактории, детские лагеря и садики, подшефную школу, собственные сельхозпредприятия и пищевые цеха, магазины, охрану, транспорт, авиацию, свою спортивную команду, газету, радио, телевидение, фракцию в местном совете, а иногда и городского голову — ставленника предприятия.
Промышленные бароны влияют на часть территории региона и на население, на которое они могут оказывать социальное и политическое воздействие. В силу того что работающие предприятия являются единственным источником доходов для населения определенных регионов, внутри баронатов выстроена жесткая дисциплинированная управленческая вертикаль.
Кроме вышеназванных критериев индустриального феодализма, хотелось бы дать характеристику силовым структурам. Например, ГАИ — это обыкновенные посты по сбору средневекового обозного налога с купцов, которые переезжали из города в город. Только теперь вместо купцов — владельцы грузовых и легковых авто.
А теперь коснемся нашей гордости — украинской армии, которая давно уже набирается не по общему призыву мужского населения и не по профессиональному признаку. У нас существует рекрутский набор малой части населения на бесплатной основе. Это принцип комплектования армии царской России 18—19 вв.
По определению Ленина, при царе-батюшке у нас был военно-феодальный империализм; Сталин построил государственный индустриальный капитализм; мы же за 22 года независимости построили индустриальный феодализм с элементами капитализма как уклада. Это не плохо и не хорошо. Это факт.
Современная Украина в 21 в. получила исторический вызов в лице постиндустриального информационного общества. В современном мире развитие общества определяется развитием информационных технологий. Украине необходимо в течение десятилетия, с 2015-го по 2025 г. построить постиндустриальное информационное общество, минуя индустриальное. А предпосылки для этого у нас есть — это наличие 20 млн. интернет-пользователей и наличие у населения более 50 млн. мобильных телефонов.
Для создания класса производителей информационного продукта им необходима государственная поддержка, полный демократический доступ к информационным, финансовым, техническим ресурсам. Создание информационного общества не потребует гигантских вложений, нужна лишь демократическая организация труда 10 млн. интернет-пользователей с высшим образованием. Украина должна попытаться хотя бы попасть в предбанник «золотого миллиарда» (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия, Япония) информационного общества.
Информационный продукт — это любая информация, которую человек может создать и продать через интернет. Это новые информационные коммуникации. Это новый информационный уклад экономики, при котором роль государства отступает на второй план. При успешном развитии информационного общества происходит неизбежная демократизация общества, государству будет отведена роль координатора процесса. Вопрос начала построения информационного общества — это вопрос президентских выборов 2015 г.
В 2015-м мы выбираем не вектор развития, не форму цивилизации и не личность. Это выбор между вторым и третьим тысячелетием. Между индустриальным феодализмом и постиндустриальным информационным обществом знаний. Между обществом свободных информационных интеллектуалов и обществом сословий. Наша культурная, географическая, интеллектуальная близость к народам Европы, наличие собственной диаспоры в Европе, США, Канаде, Австралии позволяет надеяться на успешную интеграцию Украины в информационное общество — общество знаний.
Автор: Александр ВЕЛОСИПЕДОВ, 2000
Tweet