ПИРАТЫ 21-ГО ВЕКА
17 ноября исполнился месяц с момента решения николаевского суда, признавшего незаконными действия таможни города, которая заблокировала 26 августа израильскую яхту «Оберон» в порту Очаков. Суд обязал таможню немедленно разрешить судну следовать своим курсом. На языке украинской Фемиды истечение месячного срока после решения суда означает вступление решения в законную силу. невыполнение которого является уголовным преступлением. Тем не менее, николаевская таможня в течение этого месяца отказывалась выполнять решение суда и вернуть капитану-судовладельцу его документы. По истечению месячного срока, вопреки закону, в Апелляционный суд Николаева поступила апелляция таможни.
Когда воротимся мы в Портленд,
нас примет родина в объятья…
Да только в Портленд воротиться,
нам не придется никогда!
«Пиратская лирическая»
<Окуджава
“УК” уже писала об этой дикой истории. В конце августа представители николаевской таможни изъяли у капитана яхты Юрия Деркача документы, выданные министерством транспорта Израиля: сертификат на право собственности и регистрации судна, а также судовой билет. Таможня требует заплатить пошлину в размере 60% от оценочной стоимости «Оберона», в качестве необходимого условия пребывания яхты в территориальных водах Украины. Таким образом, 56-летний капитан, не имея возможности оставить судно в безопасном месте, в течение трех месяцев вынужден жить на яхте, заблокированной в Очакове.
Яхту гражданин Украины Юрий Деркач приобрел в Хайфе. В Израиле, где проживает его брат, Юрий находился по долгосрочной визе и ходатайствовал о получении им гражданства, согласно Закону о возвращении. Деркач сообщил нам, что когда перед отплытием решался вопрос о присвоении «Оберону» израильского флага в министерстве транспорта Израиля, то оказалось, что МВД Израиля подтверждает право Деркача на гражданство, которое он получить не успел. Министерство транспорта снабдило «Оберон» израильским флагом, а судовладельца необходимыми документами. Поэтому капитан отправился в плаванье с украинским паспортом, но под израильским флагом. (Именно этот нюанс и стал причиной ареста судна). Деркач планировал совершить ремонт «Оберона» в Киеве, заодно забрать оставшиеся в Киеве документы, после чего вернуться в Израиль своим ходом. Судя по моим телефонным беседам c Юрием, несмотря на свой немолодой уже возраст, он бесстрашный мужчина и отчаянный романтик. Деркач стоически относится к ситуации, в которую попал.
Располагая жильем в украинской столице, Юрий, как настоящий моряк не бросает корабль. Само путешествие через Кипр и Турцию было нелегким и длилось два месяца. Юрий рассказывает о сильных ветрах в Эгейском море, сломавших мачту и значительно задержавших ход судна. Стоит отметить, что из Хайфы вместе с Деркачем следовали двое пассажиров – молодая парочка, которую по дороге окончательно замучила морская болезнь, и они решили прекратить свой круиз в турецком порту Каш, продолжив путь в Украину по суше. А отважный капитан, преодолев все морские стихии и опасности, уже три месяца не может преодолеть беспредел николаевских таможенников, игнорирующих международные конвенции и решения украинского суда,. Как уже было отмечено выше, еще 17 октября николаевский суд постановил немедленно вернуть капитану документы и разрешить яхте следовать своим курсом. Тем не менее, николаевская таможня продолжает игнорировать это решение.
Выход из территориальных вод Украины таможня допускает исключительно с выплатой пени. Но, согласившись на это капитан, по мнению его адвоката Александра Брылева, перечеркнет решение суда и превратится в крупного должника таможни. Яхта не готова к суровой зиме, а Очаков не приспособлен для длительной стоянки судов, а также относится к категории портов замерзающих в зимнее время. Не имеется в Очакове и специального оборудования для подъема и установки яхт на берегу.
За время ареста «Оберона» в Очакове, шлюзы на Днепре были закрыты на зиму, и даже если яхта будет немедленно освобождена, Киев стал для нее недосягаемым пунктом, по крайней мере, до весны. Поэтому в случае положительного разрешения ситуации, Деркач намерен отвести яхту в Николаев, где есть возможность безопасно перезимовать.
Юрий Деркач в конце минувшего месяца обратился в израильское посольство, а две недели назад в министерство юстиции Украины на предмет содействия в исполнении таможней судебного решения, однако ответа ниоткуда так и не последовало.
Заместитель начальника николаевской таможни Юрий Мороз заявил нам, что НЕ ВИДЕЛ судебного постановления. Удивительное явление, принимая во внимание то, что приговор суда был оглашен в присутствии представителя таможни и письмо от судебного исполнителя доставили таможенникам. Мороз утверждает также, что не понимает, чем судья мог руководствоваться, вынося это решение. Он убежден в том, что согласно таможенному кодексу Украины, гражданин Украины не имеет права на беспошлинный ввоз имущества стоимостью выше 200 евро, отмечая, однако, что для иностранцев этой проблемы не существует. Все аргументы таможни с юридической точки зрения абсолютно несостоятельны и не относятся к сути спора. Суд признал яхту временно ввозимым на территорию Украины средством, а изъятие документов и требование выплатить пошлину – незаконными. Кроме того, таможня обязана выполнять решение суда. Однако отсутствие механизма судебных исполнителей или нежелание этих исполнителей его запускать, позволяет господину Морозу заявлять, что если в течение 6 месяцев за яхту не будет внесена пошлина, судно перейдет в собственность государства.
Нам пока не удалось связаться со службой судебного исполнения, а Генеральный консул Израиля в Украине Уди Бен-Ами сообщил, что никаких обращений по поводу яхты пока не получал.
За три месяца и по сегодняшний день, немалые средства капитана ушли и продолжают уходить на стоянку, топливо, услуги адвоката, транспорт, питание и прочие расходы. Однако решение суда остается не выполненным. Вся эта история напоминает загадку о трех лягушках, которые сидели на берегу пруда, а одна из них решила прыгнуть в воду. Спрашивается, сколько осталось? Правильно, три! Ну и что, с того, что она решила?!
P.S. Как сообщил 25 ноября адвокат капитана Александр Брылев, в минувшую пятницу (т.е. более месяца после решения суда) в Апелляционный суд Николаева поступила апелляция таможни. Таким образом – поскольку есть апелляция, решение суда не вступило в законную силу. Но и при этом, раз допущено немедленное исполнение, яхту должны немедленно освободить, несмотря на то, что дело слушается в апелляционной инстанции.
ЭДУАРД ДОКС