Чем кормят российских заключенных и кто на этом «кормится»
Несомненно, питание в российской зоне за последние два десятилетия стало лучше. Да и контингент в значительной степени поменялся. В связи с этим изменились и способы прокормиться в тюрьме. Поэтому российские заключенные были и будут неплохим инструментом для зарабатывания денег на простых человеческих потребностях — поменялись лишь получатели прибыли.
Государство взяло на себя обязанность кормить всех заключенных. Поэтому основным и для многих единственным способом не умереть с голоду в российской тюрьме были и остаются столовые. Кулинарные способности поваров в российских тюрьмах, которые, стоит отметить, тоже из числа сидельцев, очень различны. Также различны и виды продуктов, используемых при приготовлении пищи.
Фото: Алексей Абраменко / CHITA.RU
Столовые
В России остались лишь считанные единицы колоний, которые самостоятельно закупают продукты питания. Как правило, все поставки централизованные; по определенным группам продуктов этим занимаются региональные управления, по остальным — федеральные.
Российские тюрьмы подпадают под закон о госзакупках, и все продукты закупаются через аукционы и конкурсы. Однако после заявлений некоторых ФСИНовских генералов о том, что зона должна кормить себя сама, часть продукции поступает с собственных производств и из соседних колоний.
Тюремная пищевая промышленность ориентирована на производство консервированных овощей — свеклы, лука, капусты. Встречаются и сухие овощи, поставляемые в мешках.
Если говорить о хлебе, то он, как правило, всегда печется либо в самой колонии, либо привозится из ближайшей.
По закону в рационе должен быть такой продукт, как мясо. Однако качество поставляемого мяса оставляет желать лучшего. Количество жира, соединительных тканей и костей в нем очень велико, поэтому его можно использовать разве что для бульона. Но и такого мяса в колонии поступает все меньше; как правило, его заменяют консервами.
Совсем тяжело в колониях со свежими фруктами и овощами, их там практически нет. Хорошо, если в сезон завезут яблоки, но это редкость.
Еще тяжелее обстоят дела с диетическим питанием. Вместо положенного сока дают сухофрукты, вместо овощей — томатную пасту.
Администрация колонии имеет право отходить от установленного набора продуктов — так называемая замена законом предусмотрена. Однако ситуация такова, что эти замены происходят каждый день. Складывается впечатление, что даже закупки формируются именно с учетом замены продуктов.
Передачи
В условиях, когда заключенный не получает положенного набора продуктов в столовой, у него есть шанс получать передачи от своих близких. Однако количество передач ограничено, перечень разрешенных продуктов — тоже. Правда, есть осужденные, которые иногда по доброй воле, а иногда и по принуждению объединяются с целью обхода ограничений количества передач. В колониях всегда есть осужденные, которым никто не шлет посылок и передач, поэтому они становятся техническими получателями посылок для других осужденных.
Магазины
При каждой колонии есть магазин. Осужденные имеют право в зависимости от режима исправительного учреждения тратить определенную сумму со своего счета в колонии на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Магазины всегда были очень удобным инструментом, с помощью которого администрация управляет заключенными. Очередь посещения магазина всегда распределяют по отрядам. Самый полезный для администрации отряд идет в магазин первым после завоза нового товара, затем рабочие отряды, пенсионеры и инвалиды, а последними — отряд строгих условий содержания, штрафной изолятор и помещения камерного типа.
В «ларьке», как правило, есть все то, что не попадает в рацион в столовой, — свежие овощи и фрукты, молочная продукция, колбасы, майонез, конфеты и даже мороженое.
Несколько лет назад магазины вывели из подчинения колониям. Теперь в России есть не более десяти никому не известных ООО, которые осуществляют поставки во все колонии. Согласно условиям конкурса, они не имеют право делать торговую наценку более 30% от закупочной цены. Как правило, устанавливается именно 30-процентная наценка. Исключения — только для табачных изделий, где максимальную цену обязаны прописывать на упаковке.
Остается только догадываться, проверяет ли кто-нибудь закупочную стоимость товаров. Зачастую цены как раз на те же 30% выше средних цен в розничной продаже для населения. Магазины остаются и будут оставаться монополистами в колониях.
В связи с ростом цен по стране появилась инициатива повысить максимальный размер трат денежных средств осужденными в месяц. Инициатива хорошая, правда, большая часть средств уйдет этим самым ООО, которые обеспечивают работу внутриколониальных магазинов.
Эти же самые фирмочки обеспечивают и работу магазинов для родственников. Человек может прийти и выбрать продукты и товары, оплатить их, и они будут переданы осужденному в качестве передачи. Спрос в таких магазинах обеспечивается не выгодными ценами — они такие же, как и внутри колонии, на 30% выше средних в регионе. Но, к примеру, купленные в таких магазинах сигареты не надо вытаскивать из пачек и складывать в пакеты, конфеты можно не вытаскивать из оберток, консервы не требуется вываливать из банок в пакеты. Условно законный способ отъема денег у населения.
Кафе в колониях
В последний год часто стали появляться новости об открытии кафе для осужденных, в которых можно заказывать привычные блюда «с той стороны забора». Дело в том, что в колониях все больше людей, у которых достаточно денежных средств на счете. Передач и магазина им недостаточно, ведь полноценного горячего питания через них не получить, а еда в столовой явно их не устраивает. Так и стали возникать кафе для осужденных на территории самих колоний, куда в перерыве между работой можно прийти и поесть вполне себе приличные блюда. Правда, кроме социального расслоения, это ни к чему не приводит, но это своебразный бизнес — если есть спрос, то должно создаваться и предложение.
Поэтому российские заключенные были и будут неплохим инструментом для зарабатывания денег на простых человеческих потребностях — поменялись лишь получатели прибыли.
Автор: АЛЕКСЕЙ ГЛУХОВ, openrussia.org