КРИМИНАЛЬНЫЕ “КРЫШИ”
Криминальные “крыши” — явление чисто постсоветское. На Западе есть фирмы, легализующие действия преступных сообществ, отмывающие “грязные” деньги, но это — согласитесь — нечто иное. И уж, конечно, там такое сотрудничество держится в глубокой тайне. А у нас предприниматели даже хвалятся своими “покровителями” и прекрасно знают, кто под кем “ходит”.Наши законы настолько противоречивы, что их легко можно использовать против честных коммерсантов. Как результат — предприниматели, едва оперившись, начинают поиск “крыши” – тех, кто защитит их от власти, конкурента и бандита, станет весомым аргументом в переговорах, установит нужные связи, передаст взятки, заступится при разборках и отобьет бабки… Разноцветные “кровельщики” делают нашу жизнь дороже на треть.
Как родились “крыши”
Одному из старейших и почитаемых в своей среде вору в законе «Черкасу», ныне покойному, приписывают фразу, заложившую основу взаимоотношений криминала с подпольными советскими миллионерами: “Бери у того, у кого есть что брать. Бери не все, ибо терпению человека приходит конец. Бери на дело работника правоохранительных органов, ибо мусор сора из избы не вынесет”. Братва советского периода стойко придерживалась этой концепции. Пока доморощенные Корейки не взвыли и не запросили пощады.
В 1976 году, в маленьком городке Георгиевске на Ставропольщине собрались на сходку несколько авторитетных воров. Инициаторами этой встречи были так называемые «цеховики» — представители теневой экономики. А итогом встречи стал договор о сотрудничестве. Блатные потребовали от 15 до 20% со всех доходов «цеховиков», предложив им взамен гарантию безопасности. Сошлись на 10%. И на том, что данное соглашение распространяется только на южные регионы СССР. Так родились первые “крыши”…
А в начале 90-х годов ни один криминальный телесюжет уже не обходился без слова “рэкетиры”. Любой школьник мог без запинки перечислить их методы работы: поджог палаток, раскаленный утюг на живот, отрезанные пальцы, похищения. Говоря юридическим языком, рэкет — это система вымогательства регулярных денежных платежей у мелких предпринимателей и торговцев под угрозой избиений, убийств, а также поджогов, погромов предприятий.
Бритые затылки, накачанные мускулы и спортивные костюмы “Адидас” турецкого производства быстро стали непременным атрибутом улиц. По официальной статистике правоохранительных органов, в те годы почти 90% всех новоявленных коммерсантов постоянно платили дань братве.
К счастью, этот традиционный рэкет сейчас уже в прошлом. Бандитская “крыша” плохо совместима с развитием производства. Как только коммерсанты это поняли, они начали создавать собственные службы безопасности, во главе которых встали бывшие работники МВД и КГБ. Их действующие еще сослуживцы прекрасно знали, что после выхода на пенсию они легко найдут работу у недавних коллег, а потому охотно оказывали им ответные услуги — вопреки установленным правилам и зачастую в ущерб службе. С 1993 по 1998 гг. число частных охранных предприятий увеличилось в России в 4,5 раза, служб безопасности — почти в 2 раза.
Постепенно многие активно растущие предприниматели освободились от классического бандитского рэкета: или откупились, или отбились с помощью служб безопасности, усиленных спецназом. А самые умные криминальные лидеры сами стали вкладывать деньги в легальный бизнес.
Как различаются “крыши”
Сегодня все существующие “крыши” можно разделить на два основных вида: бандитские (“синие”) и государственные (“красные”). “Красные крыши” в свою очередь различаются по ведомственной принадлежности. Они бывают “чиновничьими”, “ментовскими”, “чекистскими” и др. Несомненно одно: все они тесно переплетены, в их состав могут входить представители разных дружественных структур, а простирается их влияние — не в пример бандитскому! — очень высоко. Вплоть до лоббирования нужных законов депутатами.
Понятно, что крупный бизнес пользуется услугами именно “красных крыш”. На откуп “синим крышам” сейчас отдаются мелкие лоточники, некоторое количество средних предпринимателей да представители нелегального (“серого”) бизнеса: например, производители левой водки, пиратских дисков, продавцы краденых машин и т.д.
Часто коммерсантам приходится работать с обоими типами “крыш” одновременно. А последние уже взаимодействуют друг с другом.
Несмотря на многообразие “крыш”, основным методом работы каждой из них остается силовое давление. Расчет с “подшефным” — регулярные выплаты им фиксированной суммы или доли от его оборота-дохода. Эта доля может колебаться от 10 до 60%. Плата за “крышу”, по оценкам специалистов, значительно превышает сейчас стоимость всех товаров и услуг — до 30%. А по сути, “крыша” — это попытка криминального мира закрепиться в легальной экономике.
Как возводят современную “крышу”
Любой желающий открыть торговую точку вынужден пройти ряд бюрократических инстанций, созданных, в общем-то, для благой цели — защиты потребителей от некачественных товаров и недобросовестных торговцев. Все начинается с регистрации фирмы или частного предприятия. Как только бедный ларечник приходит подавать документы, на него накидываются всем скопом регистрационно-разрешительные службы: пожарные, санэпиднадзор, архитектурный комитет, земельный комитет…
При этом речь не идет об официальном налоговом сборе — это сама собой разумеющаяся государственная подать. Но существует и так называемый откат, без которого не обходится практически никто. В зависимости от срока получения необходимой визы и значимости будущих доходов дополнительная “пошлина” может обойтись ларечнику как в коробку конфет, так и в 3—5 тыс. долл. за окончательно согласованный документ. Если же строго идти официальным путем, делая вид, что не понимаешь чиновничьих намеков, вожделенное разрешение на торговлю со всеми визами и печатями могут задержать аж на полтора года!
Но вот чудо свершилось, и наш ларечник открыл свою палатку. Тут же его навестят доблестные представители патрульно-постовой службы и участковый. В некоторых случаях их заменяет местный бэповец (оперативник отдела по борьбе с экономическими преступлениями). А появляются все они с самыми благими намерениями: проверить документы нового подопечного — как личные (паспортный режим), так и на торговую точку (плюс накладные на товар). Дальнейшее зависит от уже установленных местных обычаев.
Для непонятливого новичка очень скоро наступает время “Ч”. Обычно это звучит так: “Будешь платить нам стольник в месяц за палатку (в отдельных случаях сумма доходит до 500 долл.)”.
К особо строптивым применяется изумительный по простоте и действенности прием: за копейки нанимаются постоянно обитающие на этой “земле” бомжи, которые с воодушевлением громят неугодную палатку. В других случаях представители закона начинают монотонно строчить свои протоколы о допущенных новичком нарушениях. А повод, как известно, найдется всегда.
Вот почему, прежде чем открыть торговую точку, рачительный хозяин позаботится о достойной “крыше”.
Как выбирают “крыши”
В многочисленных национальных диаспорах вопрос решается через родственников, друзей-земляков. Будущий торговец просто идет к своим “старшим”, которые выделяют ему определенное место.
Разумеется, за все это он тоже платит — часто занимает требуемую сумму под процент. И когда возникает неожиданная проблема, лоточник опять идет к “старшим”. А те уже договариваются с прикормленными представителями правоохранительных органов, депутатами, чиновниками. Все эти «спасители» получают постоянную мзду за услуги от диаспоры. Втемную их не используют — слишком серьезные покровители.
Палатки могут открываться и на деньги воровского общака. Схема отношений в этом случае идентична, только в ней действуют другие персонажи. Но, как уверяют знатоки, без “ментовской крыши” на начальном этапе предпринимательства не обойтись. ППС, участковые окучивают до 30 “точек” одновременно. Иногда начальник ОВД бывает в доле, но далеко не всегда — “отстег” может идти его заместителю. Нормой считаются разовые подношения — продуктовые наборы к празднику или дню рождения.
Хотя бывают и “отмороженные” начальники, которые требуют постоянной доли с подчиненных — сотня долларов с “точки” в месяц. Зато начальник способен обеспечить надежное прикрытие от управлений собственной безопасности и от жалоб обиженных граждан.
Иногда милиции удается взять под свою опеку предприятия с иностранным капиталом — это считается большой удачей. Как правило, такой контакт налаживается во время следствия, когда будущие “подшефные” проходят свидетелями по делу или являются пострадавшими, нуждающимися в защите. Вот им и предлагается постоянное обеспечение безопасности. А что делать, если проверенная “ментовская крыша” служит в одном районе, а бизнес хочется развернуть в другом? В этом случае “своя крыша” приезжает в ОВД, на территории которого находится спорная палатка, и накрывает местному руководству “поляну”. Во время этого приятного времяпрепровождения происходит обмен мнениями. Пришелец просит местных коллег не обижать его “подопечного”: дескать, это мой родственник (близкий друг). Методы и способы убеждения, а также приведенная аргументация зависят от опыта и природной смекалки “крыши”. В большинстве случаев “ария заморского гостя”, сдобренная выпитой водкой, приносит желаемый результат. Хозяева “земли” обещают честно присматривать за торговой точкой и за порядком вокруг нее. Иногда договариваются на символический стольник в месяц — правила есть правила — или на подарки к праздникам.
Стоит обратить внимание, что местная исполнительная власть, получив свое во время регистрации предприятия, в следующем этапе “крышевания” обычно не участвует — пока ей нет никакого резона закрывать новый лоток.
Исключение могут составить случаи недовольства со стороны конкурентов. Тогда вопрос решается до смешного просто: например, через знакомую секретаршу из префектуры, которая быстренько передаст в соответствующую комиссию жалобы от покупателей или жителей соседних домов. А дальше районная комиссия вынесет распоряжение о закрытии “точки”, и никакая милицейская “крыша” в данном случае отстоять своих “подшефных” не сможет. Против управы она не пойдет.
Как идет передел “крыш”
Как же милиции удалось вытеснить бандитов из состава самых престижных “крыш”?
По рассказам самих братков, происходило это так. Во время очередного визита, скажем, ореховских к “подшефному” коммерсанту тот вдруг заявлял, что больше платить не будет. В ответ на резонное возмущение торговец объяснял, что у него теперь новая “крыша”, и вручал телефончик: мол, разбирайтесь между собой. Забивалась “стрелка”, на которую братва выезжала в усиленном составе на новеньких иномарках… Каково же было ее удивление, когда в назначенном месте она встречала хиленького мужичка на ржавых “Жигулях”. Презрительные ухмылки стирались с бандитских губ, как только мужичок доставал “корочку” майора милиции. Помните, в “Ментах” у Кивинова: “Это наша корова, мы ее и доим”?
За какой-то год таким образом из рук в руки переходили целые улицы, меняя цвета своих “крыш” с синего на красный. С торговцами, не желавшими жить по-новому, “красные” не церемонились. К делу подключались паспортный контроль, санэпиднадзор, пожарная служба. Сейчас к этому арсеналу средств воздействия добавилась еще налоговая полиция.
Постоянные проверки оборачиваются для торговцев существенными допрасходами. А если в затылок обычным проверяющим дышат бэповцы и борцы с оргпреступностью ? Тут долго раздумывать не будешь.
Именно из-за обилия желающих пополнить свой карман на дармовщину и ищут лоточники себе “крышу” заранее. И та уже вправе устанавливать собственные расценки, которые превосходят поборы экипажей ППС и участковых. Они зависят от профиля торговли и от ведомственной принадлежности “силовиков”, и варьируются от 300 до нескольких тысяч долларов ежемесячной «абонентской платы”. Дополнительно возникающие проблемы решаются по особому тарифу.
Стоит заметить, что эти самые проблемы “крыши” часто создают искусственно. Для этого они вступают в сговор с представителями других силовых подразделений. Испуганный торговец, прижатый к стенке, например, налоговой полицией, отзванивает своим благодетелям из милиции, и те немедленно приезжают в магазин. При этом и те, и другие делают вид, что друг с другом не знакомы. После коротких переговоров родная “крыша” объявляет, что решение проблемы требует дополнительных расходов. После деньги делятся между всеми участниками операции.
Довольно большой кусок “крышного” бизнеса находится в руках частных охранных предприятий, которые по сути являются разновидностью “красных крыш”. ЧОП заключает договор на официальную охрану фирмы (здесь речь идет уже о более развитом среднем бизнесе): “Наш парень будет сидеть у тебя в магазине или приедет по первому сигналу”. Все расходы на техническое обеспечение безопасности ложатся, разумеется, на плечи коммерсанта. А ЧОП тем временем договаривается с милицейской “землей” и действует по уже знакомой нам схеме выставления “поляны”. Поскольку в большинстве случаев в ЧОПах работают бывшие сотрудники правоохранительных органов, никаких трудностей при этом не возникает.
Есть ЧОПы, которые изначально создаются для “крышной” работы. Они состоят из ветеранов правоохранительных органов и прочих серьезных организаций. Им не надо никого охранять — достаточно вовремя помахать корочкой и пригрозить ну о-очень серьезными неприятностями.
Еще недавно одной из самых влиятельных “крыш” была УБОПовская. Опера этих спецподразделений “пробивали” крепость других “крыш” во время проводимых операций, “глушили” их либо возбуждали уголовные дела и тут же забирали освободившихся коммерсантов под свое крыло. Позже дела приостанавливались, а в случае необходимости — вновь возбуждались, что позволяло всегда контролировать ситуацию. Иногда УБОПы действовали совместно с налоговой полицией, чекистами и бэповцами.
При перебивке “крыши” стоимость ее услуг может даже уменьшиться, если все происходит на добровольной основе. Если же приходится применять силу или возбуждать уголовные дела, цена вопроса резко возрастает.
Как демонтируют “крыши”
По оценкам экспертов, процесс использования коммерсантами “крыш” для решения собственных проблем уже пошел на убыль и постепенно сведется к нулю. Это связано прежде всего с изменениями налогового законодательства. Тем, кто начал честно работать и платить налоги, “крыша” больше не нужна.
Особенно это касается представителей крупного бизнеса. А еще медленно, очень неровно, но все-таки наступает период стабилизации в экономике страны.
Но главное, любому бизнесмену — от лоточника до олигарха — нужно помнить: не существует “крыши”, которая способна решить абсолютно все вопросы! И предприниматели постепенно начинают это понимать. Особенно когда сталкиваются с бессилием своих “защитников”.
Конечно, остаются проблемы взяток и чиновничьего покровительства — этот недуг излечить гораздо труднее, он опутал своей паутиной весь земной шар. Но это тема уже для другого разговора.
Этапы строительства “крыш”
1986—1989 гг. — возникновение и становление бандитских (“синих”) “крыш” над кооператорами.
1990—1993 гг. — массовый процесс “крышевания” среднего бизнеса в условиях приватизации. Использование в виде “крыш” ЧОПов.
Слияние криминала с крупным бизнесом.
1994—1996 гг. — крупный бизнес окончательно уходит под “крыши”. Появление “красных крыш” и вытеснение ими “синих”. Создание и использование в качестве прикрытия различных ассоциаций и фондов для поддержки ветеранов силовых структур.
1997—1999 гг. — полное вытеснение монополии “синих крыш” из крупного бизнеса. Большинство бизнесменов начинает пользоваться услугами обоих типов “крыш”.
2000—2002 гг. — фирмы начинают обзаводиться одновременно несколькими “красными крышами”.
Олег Фочкин Московский Комсомолец
Tweet