Рано или поздно мы отдадим свою судьбу в руки полиции, чтобы не отдать ее в руки бандитов
…И снова о так называемой «презумпции правоты полицейского», заплеванной и осужденной отечественными поборниками прав человека. Рано или поздно нам придется ее ввести. Ибо в условиях вооруженного конфликта и ослабления государственных институций ничто другое не способно победить бандитизм.
Удивительно, что те же люди, что выступают против превращения Украины в полицейское государство, одновременно ратуют и за введение военного положения. При котором, как мы все понимаем о правах человека вообще придется забыть.
Быть может термин "презумпция правоты полицейского" не очень корректен. В существующей практике есть другая норма -"презумпция добросовестности". Это своего рода допущение, скрепленное общественным договором, о том, что полицейский, исполняет свой долг добросовестно, руководствуясь исключительно законом. И на месте происшествия только он уполномочен выносить решение о законности или незаконности действий гражданина.
Почему так? А потому что нет человека, совершившего проступок, который бы не нашел ему оправдания. Поскольку окончательное решение по законности или незаконности поведения конкретного человека принимает суд, а устраивать судебное разбирательство на месте происшествия нет никакой возможности, то, в принципе, презумпция добросовестности в отношении полицейских уже действует. Полицейский имеет право задержать подозреваемого, надеть наручники при оказании сопротивления на человека, застигнутого на месте преступления, доставить в медучреждение для освидетельствования, и в отделение для помещения в ИВС.
Все это – ограничение прав человека, чья вина не доказана. И на такие действия не имеют право другие граждане.
Речь идет о двух вещах: разрешении на более решительные действия полицейского в случае неповиновения. И действия полицейского в случае, когда в руках человека появилось оружие или нечто, напоминающее оружие (пластмассовый муляж).
В первом случае за все виды неповиновения должны быть определены большие сроки тюрьмы (за отказ выйти из машины -2 года, за отказ открыть багажник-2 года), за проявление неуважения к представителю закона -полгода и т.д. Так чтобы человек за полчаса стычки с полицией мог набрать лет на 15.)
Мне в Вашингтоне приходилось видеть дважды как быстро пакуют полицейские людей только за то, что они говорили с полицией "агрессивным голосом" . И, извините, никто им их права (как показывают в фильмах) не объяснял (наверное, это происходило уже в машине).
Второе. Полицейского, применившего при задержании оружие и убившего нарушителя в соответствии, с презумпцией добросовестности не могут задержать и поместить в ИВС или СИЗО (как было с Олейником), не могут арестовать, судить, пока не проведена служебная проверка службой внутренней безопасности.В этом смысле права полицейского должны быть приближены к правам бойцов на передовой, которые, согласно общественному договору, стреляя во врага, априори считаются правыми – и уже потом, через суд может быть выяснено, не нарушал ли устав и медународные конвенции.
Система презумпций у нас действует давно и это не только презумпция невиновности. Есть презумпция знания закона, согласно которой каждый человек должен в совершенстве знать законы и уголовный кодекс (хотя в действительности так почти не бывает). Тем не менее такая несправедливость нас не беспокоит: "незнание закона не освобождает от ответственности"
Есть презумпция отягощающих обстоятельств – например за преступление совершенное в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Хотя, как помнится. в 60 годы прошлого века опьянение было смягчающим обстоятельством при непредумышленном убийстве (я не виноват, это пары винные в голову ударили).
Если вчитаться в законы там есть много вещей несправедливых (например,презумпция виновности должника при несоблюдении договора – хотя сегодня при высоких тарифах, мы должникам за коммуналку сострадаем). Но к таким презумпциям, тот есть недоказуемым и не требующим аргументации нормам привел человечество тысячелетний опыт.
И последнее – о вновь всплывшей теме свободного владения и ношения оружия. Мол, если бы у водителя маршрутки был ствол, он бы задержал преступника. Это – сомнительно, но если бы убил, то попал бы сразу под суд,и был бы приговорен за убийство, потому что в отличие от полиции не получил от государства права на насилие и это не входит в его служебные обязанности.
Возможности же применения оружия даже в тех странах где разрешено его свободное ношение очень ограничены. Можно, например, стрелять только при непосредственной угрозе жизни ( а была ли угроза до того, как торнадовец выстрелил в автобус?) И нельзя стрелять на улицах в людных местах.И нельзя бить на поражение..
Поэтому , повторюсь, рано или поздно мы отдадим свою судьбу в руки полиции, чтобы не отдать ее в руки бандитов.
Автор: Евгений Якунов
Tweet