Почему больше никогда нельэя не верить «братьям с востока», популистам и джентльменам на слово
16 лет назад Ющенко обменял стратегические ракетоносцы на газ у страны, которая душила нас торговыми войнами, газом, запретами, спонсировала Мешкова и Аксёнова в Крыму, рисовала флаги «ДНР» на Селигере задолго до начала конфликта и в итоге отправила сюда «бесов», «телефонов» и тварей, вспарывающих животы гражданским и забивающих людей плётками на камеру. Сегодня эти ракетоносцы работают по Сирии, и были такие варианты, что могли работать по нам…
А у нас с вами подошла очередная памятная дата. Мало кто из украинцев знает её, но интересоваться и помнить о таких вещах надо.
5 ноября 1999 года первый из украинских Ту-160 под названием «Николай Кузнецов» и с бортовым номером 10 отправился на авиабазу «Энгельс» в рамках закрытия долгов за поставки газа перед РФ в сумме 285 млн долларов. Аккурат в эти дни продолжались перелёты, и завершилась сделка века 23 февраля 2000 года, задолго до момента инаугурации Януковича. Да, реализовали её при премьере Ющенко — великом реформаторе, руке Запада и парне, который посадил всех бандитов в тюрьмы и сделал контрактную армию.
Псс, ребята, не хотите немного стратегических бомбардировщиков? А вы нам газа и территориальных гарантий?
Чтобы вы понимали порядок цифр, то Ту-160, который у нас называли «Белым лебедем», а по кодам НАТО — Blackjack (новейший на то время сверхзвуковой бомбардировщик, созданный для прорыва ПВО), по ценам 1993 года стоил приблизительно 250 млн долларов. Даже если отнять от этой суммы 2/3 за выработанный ресурс, то 8 Ту-160, около 575 ракет Х-55 и оборудование аэродрома могли достигать внушительной суммы в 1,5 млрд долларов. Неплохая сделка с «гарантом» нашей независимости, «братишками» и «одним народом», ага?
Причём, чтобы продолжать схему, когда элиты греют руки на дотациях, косвенно стимулируя огромное потребление у низов — это не кризис, не инфраструктурный коллапс, не критическая ситуация, а просто «уринотерапия» для электората и приятный бонус на счетах. Сами россияне оценили одну машину в смешные 25 млн и почти вложились в смету — цена ракет и оборудования явно превышала наши газовые долги, которые нам на тот момент «братишки» закрыли.
С другой стороны, США в рамках программы «Нанна – Лугара» примерно в то же время начали уничтожение и утилизацию остальных украинских стратегических самолётов — там машины гильотинами резали десятками (только Ту-22 разных модификаций пошло под нож около 60 штук). На авиабазе в Прилуках снесли капониры, залили бетоном топливные цистерны, уничтожили стоянки, даже бомбоубежища и командные пункты. Сколько десятков миллиардов это стоило в денежном выражении — пять, семь, десять? Никто особо и не считал, всем было плевать.
Авиабаза «Стрый» — место дислокации 260-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка. Ещё не начали восстанавливать, как в Коломые?
Наши отцы и деды душили друг друга в очередях, везли из Москвы гречку и мандарины и штурмовали «колбасные поезда», чтобы Совок в рамках своей доктрины наклепал полки «стратегов», ракетные дивизии и дивизионы «Пионов», которые должны были засыпать оборонительные порядки НАТО градом тактических ядерных снарядов.
Ничего из этого не пригодилось. Это как раз понятно — в конце концов, СССР собирался воевать на чужой территории и малой кровью, а потом коммунисты поставили детей к станкам и положили в землю 25 миллионов людей. С мировой революцией тоже как-то не сложилось, впрочем, как и с ВВП, как у Франции, — не растёт кокос. Так, что не впервой.
Но тут есть достаточно много «но». Любой адекватный человек понимает, что в 1990-е нам не нужны были три полка стратегических тяжёлых бомбардировщиков, берущих 45 тонн нагрузки и работающих на дюжину тысяч километров — эти «птички» с дозаправкой могут разгрузиться где-то в районе Панамы, а задач у ВСУ там не наблюдается.
И это ведь не просто самолёты, а огромная инфраструктура — отопление штабов, базы консервации, склады РАВ, откачка воды из шахт, льготы офицерам и летунам, от ранней пенсии до квартир. 0,5 млрд долларов только на обслуживание Ту-160 в Прилуках, а на один вылет — 40 тонн топлива, в то время как в Десне кормят гнилой капустой, кашей с червями и сутками заставляют мести плац, потому что на боевую подготовку денег нет. В 169-м учебном центре нет денег на боевую подготовку — выпускаем медиков, которые ни разу не видели ИПП и зенитчиков и не знают, как вставить аккумулятор в «Иглу».
Казалось бы, надо избавляться от советского наследия, пока оно летает и есть такая возможность. Но самолёты вполне реально было продать, если не по рыночной, то по более адекватной цене, или поставить условие обмена на летальное вооружение — вполне реальная сделка. Тем более, мы продавали ракеты Х-55 от них Ирану и КНДР, несмотря на санкции. Были бы покупатели и на бомбардировщики, и на оборудование. От Ливии до того же Китая — несмотря на всё давление Госдепартамента США против сделки с РФ, они не возражали.
В чистом итоге нужна только политическая воля или банальное желание срубить денег — доказано «Кольчугами» в Эфиопии, «Буками» в Грузии и «Крокодилами» с пилотами на Шри-Ланке и в Македонии.
По мелочам деньги бы нашлись. Поставить на хранение десяток самых современных бортов, проводить постепенную модернизацию, снижение КВО стратегических ракет, тренировочные полёты нескольких экипажей для поддержания боеготовности в учебно-боевой группе ради экономии ресурса, решить в кооперации вопрос с двигателями, раз в год отрабатывать удары по стационарным целям и высыпать пару тонн чугуна по условному ОП деньги бы нашлись.
Уже не говоря о том, чтобы сохранить инфраструктуру и в 2014 году не высыпать в землю средства, восстанавливая ВПП, сооружённые при Совке, во время агрессии. Доказано постройкой аэропорта под футбольный чемпионат за 7 млрд долларов, покупками поездов за 300 млн, строительством небоскрёбов и оплатой миллиардов на отопление улицы, поддержку шахтёров и лично Рината Леонидовича.
Так в чём проблемы? Почему под нож, за копейки за газ, в музеи и на вечную стоянку, залить бетоном и порезать?
Привет, потомки! Как вы там, как Будапештский меморандум?
К 2010 году у нас уже бы опыт кампании в Ираке и понимание того, что нужно менять в армии — концепцию МРАП, снайперских пар с крупнокалиберными винтовками, важность современной связи и маневренных групп быстрого реагирования, высокоточного оружия переднего края и БПЛА. Сколько можно было приобрести единиц Barrett, дронов ротного уровня, TOW через Турцию или Пакистан, Harris и тепловизоров, продав стратегические самолёты даже по десятой части цены?
Как выглядела бы операция РФ по снабжению Гиркина, «Беса», Петровского и прочих бойцов невидимого фронта, в боях с которыми мы потеряли каждого восьмого из десяти убитых в первые месяцы конфликта, если бы мы создали оперативное командование «Восток», несколько бригад от Славянска до Мариуполя и под «зонтиком» из 60 дивизионов ПВО и РЛС сбивали все неизвестные самолёты, выложили на Изварино по 400 тонн за вылет? Риторические вопросы.
Знаете, я даже не хочу начинать манипулировать темой — порезали на 50 млрд, а прислали крекеров, палаток, броневиков и раций на 1 млрд. Благодаря помощи Запада мы смогли отмобилизоваться, закрыть много болезненных вопросов, сформировать ССО, и их дипломатическая поддержка на любом этапе войны была бесценна.
Но это чужая игра — от начала до конца. И размещение 4-х батальонов в Прибалтике и Польше, и перевод двух эскадрилий, и санкции, и изоляция агрессора — это паллиатив способ сдерживания РФ, работающий со времён фултонской речи Черчилля. Они не дают разгореться войне, не дают беженцам захлестнуть Берлин и Варшаву, они против эскалации войны в регионе, где проходят трубопроводы и производятся ресурсы для западных экономик — их план работает, как часы.
Ну а то, что наши проблемы при этом заметаются под ковёр, то проблемы индейцев шерифа не волнуют — похожие проблемы вон и на Кипре, и у Израиля, и Турция с курдами страдает. Вот вам 100 млн евро на утепление домов и чтобы приняли особый статус скорее. Кстати, не хотите порезать «Точки», как «Луну»?
Уменьшаем угрозу в Восточной Европе
У любого адекватного украинца должен возникнуть вопрос: почему так? Взрываем церкви — через 20 лет строим церкви. Взрываем ВПП и заливаем бетоном бомбоубежища — через 20 ищем деньги на новые аэродромы. Пилим самолёты за миллиарды, а потом восстанавливаем по 5 штук в год. 20 лет состоим в СНГ, но так и не создали мобилизационные запасы запчастей ни на бронетехнику, ни на самолёты «родом» из стран – бывших «союзников». Проклятые вопросы. И это даже не потому, что у нас элита страны — заведующий гаражом и глава общества пчеловодов. Всё ещё хуже — у нас всё завязано исключительно на роли личности.
Пока Мороз был на коне — была в Раде и Социалистическая партия. Пока Юлия Владимировна не находилась в колонии, то и в партии у неё был порядок — никаких «Народных фронтов» и Турчинов занимался уличными акциями. А помните, был даже такой «Блок Лазаренко» (оно же партия «Громада») — сгинул вместе со свои боссом. БПП — такой же ситуативный союз вокруг личности и ресурсов. Уедет Пётр Алексеевич лечить диабет или закончит по срокам — колода тут же будет перетасована, а звёзды в Раде повернутся ко многим задом. Не исключено, что вместе с курсом страны.
Знаете, какую самую яркую визуализацию нашей политической системы я видел в жизни? В Софиевке в парке есть аллея, где при Азарове высаживали деревья, на каждом из них — табличка с фамилией. На двух буквы скверно сбиты и закрашены — Януковича и самого Азарова. Для всех их просто нет, да предадутся их имена забвению — нехитрая магия карго-культа.
Вот это и есть модель нашего хаоса — несколько лет сотрудничать с МВФ, потом заиграться в популизм, выдать «Юлину тысячу» и переименовать улицы. Идти в ЕС годами, а потом отказаться, разогнав палками студентов. Сближаться с США, одновременно поставляя тоннами оружие самым диким режимам, а чтобы загладить скандал с «Кольчугами», ввести контингент в Ирак.
Спасаем Эль Президенте на Кубе и строим плотину египтянам, пока осатаневшие граждане ищут носки и мандарины к праздникам, а потом дружно утилизируем МБР и стратегические самолёты. Всем НЭП и одновременно мировой революции — пусть никто не уйдёт обиженным. Не было и 10–15 лет, чтобы наша страна в любой ипостаси (в формате республики или как колония «красной империи») ровно и плавно двигалась в одном направлении — нас всегда носило, как парусник в шторм.
Командный бункер Киевского метрополитена — пережиток прошлого. Лучше положить в сейф 6 часов, чтобы было легче бежать на самолёт
Поэтому я сегодня не о том, что при Януковиче у нас в СБУ и МО сидели россияне, а при Порошенко мы запускаем ракеты к «Смерчам» и вводим санкции против агрессора — это всё ещё вопрос удачи и личности в истории.
В следующий раз у власти могут оказаться не те, кто «сливает Мариуполь 3 года» (а фронт так и стоит под 4-й улицей виноградников Авдеевки). Следующими могут быть леди и джентльмены, которые возьмут компенсацию за Крым и продолжат покупать/продавать газ по 450. По-прежнему, спустя 25 лет независимости, у нас нет ни одной партии, основанной на идеологии — партии с обратной связью, способной самоочищаться и, несмотря на смену первых лиц, продвигать свои идеи.
Причём по большому счёту неважно-то, будет ли это партия среднего класса с интересами бизнеса и либерализмом или классические «республиканцы» Восточной Европы с их открытым ношением оружия, экономическим протекционизмом и ростом расходов на армию. Просто потому, что рано или поздно наша удача и стойкость 3% активного населения закончится, и тогда Украине нужна будет структура, а не волонтёры, комбаты в балаклавах и рецидивисты, которым от безысходности вручали роты.
В эту памятную дату, когда Украина из потенциального регионального лидера со стратегической авиацией, готовыми базами и «Белыми лебедями», способными запускать ракеты на 4 тыс. км, окончательно превратилась в страну, где во время мобилизации ждут канадскую форму и снимают с консервации «дашки», хочется сказать следующее.
Ничего ещё не закончено — ни в плане стратегического противостояния с РФ, ни с неадекватностью наших расходов на протяжении восточной границы. Поверьте, деградация проходит быстро — сначала ты отказываешься от бомбардировщиков, после этого от подводных лодок, а потом своим ходом из бухты могут выйти только треть судов, пока у Мамчура в боеготовности 6 самолётов.
На сегодня у ВСУ около 50 дивизионов С-300, «Бук» разных модификаций. Стоимость одного комплекса С-300 или ПВО примерного класса — от 120–150 млн долларов, а сроки жизни нашего ракетного щита (как не вози ракеты на завод «Визар» и не проводи капитальные ремонты) стремительно истекают.
Сколько лет даже при росте реальной экономики в 3–4 % (а ты ещё сумей столько) нам понадобится, чтобы поменять десятки пусковых, РЛС и машин заряжания, если на закупку всей техники в год мы тратим максимум 400 млн? Нисколько. Если мы договорились быть с вами честными — ответ будет «нисколько». В том состоянии, в котором находится наша экономика, мы не сможем содержать тяжёлые комплексы ПВО после того, как у них выйдет ресурс. У стран с ВВП ниже Таиланда и Алжира не бывает 60 дивизионов ПВО.
Посмотрите на Польшу с её колоссальными для нас бюджетами, а потом на то, что прикрывает её небо, а также в каком году поступила на вооружение С-125 «Нева». Продолжать тему, когда мы восстановим флот хотя бы до уровня 2013 года, или не надо?
Дорежу самолёт за 250 млн, а зарплату положу в банк «Украина»
Мы не в безопасности. У нас продолжается война — совсем недавно подорвался один боец и погиб при попытке штурма боевиками РОП другой. У нас стремительно стареет население и впереди болезненная пенсионная реформа. Только каждый пятый многоквартирный дом в стране спустя 20 лет паралича ЖЭК смог объединиться в ОСББ, до 2015 года в моей области было организовано всего 7 местных громад из сотен сёл и городов.
Явка на выборах в Украине стремительно снижается с каждым годом — на ключевых для страны выборах 2014 года, когда враг аннексировал территорию размером с пару стран Балтии, явилось чуть меньше 60% избирателей; на выборах в парламент цифры ещё меньше. Экономика всё ещё критично зависит от внешней помощи и мировых цен на сырьё — наши сталь и зерно не очень далеко ушли от российских углеводородов, которые не обсмеял только ленивый.
Поэтому хотелось бы сейчас обратиться ко всем, кто сейчас сплёвывает через губу и сотрясает воздух на тему, где же безвизовый режим и почему ещё не провели судебную реформу. Давайте будем честными — почему при засилье в той Раде коммунистов, адептов крепкой руки и хозяйственников, оптимистов европейской интеграции и НАТО мы пускали под нож стратегические ракетоносцы, разоружали армию, верили джентльменам на слово с их меморандумами и продолжали играться в популизм, притворяясь, что Приднестровье, газовые войны и казаки в Абхазии нас не коснутся?
И что изменилось в общественном сознании, партийном строительстве или понимании причинно-следственных цепочек начавшейся необъявленной войны? Наше общество готово нести расходы на армию в 25–27% ВПП, как Израиль и Шри-Ланка на пике своих конфликтов, объединяться в громады, не крутить из каждого «утюга» платные ток-шоу про доллар по 8 и «тарифный геноцид», уходить от откатов и распилов хотя бы в жизненно важных для выживания государства точках, создавать партии и профсоюзы, как везде в мире — годами работая «в поле» (с избирателем, с малоимущими семьями и в местных советах), пока вторая волна членов партии не создаст ресурсную базу для роста?
Я мог бы найти два десятка хороших новостей под финал: как растёт процент жиров в масле, кормят в армии, поляк реформирует железную дорогу, а через месяц случится очередной пуск ракет. Но это была бы кислая витамина после укола — взрослым стыдно рассказывать о том, что скоро вылетит птичка и укусит комарик.
16 лет назад Ющенко (в будущем глава «Оранжевой революции») обменял стратегические ракетоносцы на газ у страны, которая душила нас торговыми войнами, газом, запретом сыров и конфет, спонсировала Мешкова и Аксёнова в Крыму, рисовала флаги «ДНР» на Селигере задолго до начала конфликта и в итоге отправила сюда «бесов», «телефонов» и тварей, вспарывающих животы гражданским и забивающих людей плётками на камеру.
Сегодня эти ракетоносцы работают по Сирии, и были такие варианты, что могли работать по нам. Каждый раз, когда вы захотите визуализировать выражение «бег по граблям» — вспоминайте эту памятную дату. Помимо того, что мы должны быть богатыми, сильными и умными, чтобы сохранить нашу страну, ещё неплохо бы иметь память больше, чем у золотой рыбки, и здоровую злость. Когда-то девизом израильтян стало «Больше никогда».
По-моему, прекрасная платформа для Украины. Больше никогда не верить «братьям с востока», популистам и джентльменам на слово.
Автор: Кирилл Данильченко «Ронин», petrimazepa.com
Tweet