Почему «бедные» – потому что коррупционные
Носители и идеологи коррупционных отношений активно проникают в политику, рвутся к власти, пытаются подмять под себя СМИ и даже партийные объединения. И все это ради злоупотребления бюджетными финансами и государственной собственностью. Должностные злоупотребления стали уже будничным делом. Так, беспрецедентные запасы наличных средств, финансовых активов и материальных состояний народных депутатов, высокоранговых государственных служащих поражают.
Человеческая цивилизация подчинена вечным Правилам Игры — борьбе за выживание, за ресурсы, за лучшие условия жизни. Явление коррупции древнее как мир и существующие в нем властные институты. По исчерпывающему определению, приведенному в одном из справочников ООН, коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды с личной целью.
Нет ни одного государства, властные институты и субъекты которого были бы наделены абсолютным иммунитетом против искушения коррупционных деяний. Клинико-гематологический синдром коррупции (коррупционная анемия) настолько сильный, что за многовековую историю человечество так и не нашло универсальных инструментов уничтожения ее как общественного явления. В то же время немало стран, которые перешли на цивилизационный путь развития, смогли продемонстрировать ощутимо успешные модели антикоррупционного бытия.
Так, именно благодаря эффективному противодействию коррупции Сингапур смог перебороть угрожающую антикоррупционную анемию. Данному феноменальному результату посодействовали три фактора. Во-первых, жесткая политическая воля главы государства Ли Куан Ю. Во-вторых, жесткое антикоррупционное законодательство, которое фактически устанавливало «презумпцию виновности» чиновников, заподозренных в коррупционных схемах.
То есть в такой ситуации человек считался коррупционером до тех пор, пока не доказано противоположное. В-третьих, специальная служба — Бюро по расследованию коррупции — напрямую подчинялось главе государства и пользовалось неограниченными полномочиями. Это открывало реальную возможность вести антикоррупционные расследования по отношению к любому ведомству, чиновникам всех сфер и рангов.
Показательным примером эффективного предотвращения и противодействия коррупции также являются страны Скандинавии — Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия. Данные страны наряду с эффективным законодательством и судебной системой активно применяют такие жизненно важные антикоррупционные стимулы, как справедливое налогообложение (кстати, достаточно высокое по украинским меркам), достойные зарплаты работающего населения и в конечном итоге его высокий жизненный уровень. Такая государственно-регуляторная политика обусловила ту очевидность, что для стран упомянутого региона коррупция перестала быть угрожающим вызовом.
Также примером эффективного антикоррупционного противодействия являются такие страны-соседи Украины, как Польша и Румыния. В частности, опыт Румынии, где не так давно коррупционные отношения охватывали всех и вся, подтверждает: коррупционную анемию побороли при наличии высшей политической воли и жесткой действенности действующего законодательства и неотвратимой ответственности.
Власть же независимой Украини уже свыше четверти века — не контрибутор, а своеобразный стимулятор (донор) политической, экономической, офшорной и даже бытовой коррупции. Коридоры власти устойчиво ведут в лабиринты системной коррупции. Таким образом под коррупционным катком очутились практически все организационно-управленческие и регуляторные институты государства.
Носители и идеологи коррупционных отношений активно проникают в политику, рвутся к власти, пытаются подмять под себя СМИ и даже партийные объединения. И все это ради злоупотребления бюджетными финансами и государственной собственностью. Должностные злоупотребления (или «клептократия») стали уже будничным делом. Так, беспрецедентные запасы наличных средств, финансовых активов и материальных состояний народных депутатов, высокоранговых государственных служащих поражают. Электронное декларирование это ярко продемонстрировало. Несмотря на это никто из топ-коррупционеров не притянут к юридической ответственности. Фактически, создается впечатление, что институт электронного декларирования был создан для легализации теневых доходов.
Поскольку коррупция в Украине приобрела системный характер, ржавчина антикоррупционного скепсиса разъедает души украинской общественности. Наиболее широко коррупция распространена в законодательной, исполнительной, судебной власти, а также в правоохранительных и контролирующих органах, финансовой и торговой сферах, энергетических отраслях, на уровне местного самоуправления, а затем и на сугубо бытовом уровне. Имеющаяся коррупционная модель проявляет себя практически во всех сферах и отраслях национального хозяйства, приводит к паразитарному перераспределению собственности и финансовых потоков, присваивая национальные активы и таким образом пагубно влияя на цивилизационные перспективы украинского государства.
Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) осуществляет досудебные расследования с декабря 2015 г. По состоянию на конец 2017 г. в суд направлены обвинительные акты в 50 производствах относительно 69 лиц. И только относительно 11 лиц набрал законную силу обвинительный приговор. В отношении 12 лиц судебное разбирательство даже не начиналось. Своеобразный «пинг-понг» между судами и судьями, длительное формирование коллегии судей никак не способствует усилению антикоррупционной борьбы.
В системе государственного управления Украины на VIP-должностях сгруппированы далеко не случайные лица. Коррупционная эпидемия инфицировала всю систему государственных институтов и кадрового отбора в органы государственной власти. Как правило, последние подобраны и расставлены по политическим квотам, внутриклановым связям, семейным узам и т.п. «Раскаленная лава» системной украинской коррупции время от времени вырывается наружу и выплескивается в другие страны, вызывая громкие скандалы международного масштаба. Украина стала восприниматься «иконой коррупции» в мировом измерении. Из-за этого репутация Украины за рубежом упала до самых низких отметок.
На протяжении лет все большая часть коррупционных доходов и состояний формируется и перераспределяется через налогово-фискальную систему. Поэтому резонансным событием стала одномоментная и масштабная («вертолетная») антикоррупционная операция Генеральной прокуратуры и МВД. Ее объектом стали бывшие руководители (преимущественно высшего и среднего звена) налоговых структур, которые занимали соответствующие должности в 2011—2014 годах.
Проведено свыше 450 обысков в 15 областях Украины. Задержаны 23 экс-руководителя налоговых органов, которые под эгидой бывшего министра реализовывали схему «налоговых ям». Речь идет о своего рода конвертационных центрах, через которые системно осуществлялось разворовывание бюджетных средств. Почти 96 млрд грн (по меньшей мере $12 млрд по тогдашнему валютному курсу) составила сумма теневого, «альтернативного» бюджета, который попал в карманы коррумпированных чиновников.
Недавно экс-первый заместитель главы СБУ Виктор Трепак отметил, что получение конечного результата в виде судебных приговоров зависит от качества собранной правоохранителями доказательной базы. По моему мнению, в этом контексте правоохранительные органы должны были бы всесторонне проанализировать деятельность (или бездеятельность) должностных лиц тех государственных органов финансового контроля, которые законом уполномочены и должны были бы предотвратить и бороться с функционированием таких конвертационных центров.
Другой вопрос — несовершенное законодательство и до сих пор не реформированная судебная система фактически свела на нет конечные результаты проведенной операции. Одна из причин: действующий уголовный кодекс обязывает в первую очередь применить залог, а затем содержание под стражей.
В то же время «демократизм» судебных решений относительно размера залога, явно неадекватных совершенным преступлениям, поражает своим либерализмом. Исходя из этого, группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №6519 в случае принятия которого, станет невозможным использование залога при избрании судом меры пресечения в уголовных производствах по фактам получения служебным лицом неправомерной выгоды, незаконного обогащения и подкупа служебного лица юридического лица частного права. Хотелось бы верить, что высший законодательный орган в конце концов примет такой проект.
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»
Такая ситуация показывает, что без успешной реформы системы правоохранительных органов, без новой судебной системы, без запуска в действие ряда важных процессов, направленных на создание реального верховенства права, победить коррупцию в Украине будет невозможно.
В то же время, по нашему убеждению, прежде всего тяжесть наказания и его неотвратимость должны стать приоритетом в стратегии преодоления коррупционных проявлений. Как раз постоянные прецеденты тяжести наказания смогут ощутимо предотвращать и противодействовать политической и экономической коррупции, которая обрела на отечественных поприщах даже по мировым меркам беспрецедентные масштабы.
Актуально безотлагательно сформировать полноценную, действенную антикоррупционную инфраструктуру. Для этого необходимо, в конце концов, создать Государственное бюро расследований и сформировать Антикоррупционный суд, причем формирование вышеупомянутых институтов должно происходить максимально прозрачно и с соблюдением всех международных стандартов. Таким образом ГБР, Антикоррупционный суд, НАБУ и САП будут в состоянии обеспечить полноценную и действенную систему предотвращения и противодействия системной коррупции в стране.
Автор: Андрей КОВАЛЬЧУК, доктор юридических наук, профессор, газета «День»