Китайский Всемирный банк
Количество ресурсов на планете ограничено. И если в результате индустриального развития новые массы людей станут потреблять так же, как Первый мир, то кончатся они весьма быстро. Тем временем Китай уже существенно поднял свои зарплаты и предпринимательские доходы. Китайцы уже поняли, что рис – это не еда, а гарнир к мясу и птице. И на планете появился новый – сверхкрупный – банкир…
Это Экспортно-импортный банк Китая. Он за период с середины 2008 по середину 2010 года выдал кредитов на сумму в 110 миллиардов долларов.
Средиземноморье – колыбель цивилизации Запада. Согласно мифам именно там старик Кадм изобрел две важнейших вещи. Деньги и алфавит. Финансовые и информационные операции с самых ранних времён шли рука об руку, как и торговля с пиратством. Вот некогда резали друг другу глотки французы, пруссаки и англичане. А кто был бенефициаром, как нынче принято говорить, "выгодополучателем"? Думаете, бельгийские пейзане?
Мужички с бабоньками, которые, оснастясь сельхозинвентарём, собирали жатву из офицерских кошельков да солдатских ранцев, не стесняясь при этом добить серпом совсем уж беспомощных раненых? Да это так, мелочи, превратности войны… Но банкир, своевременно получивший сведения об исходе битвы при Ватерлоо, выгоду извлёк такую, что не снилась даже Веллингтону с Блюхером, не говоря уже об их бойцах, которые удостоились лишь синяков и шишек.
Информация шла рука об руку с финансами, сначала в средиземноморской, затем в европейской, а после и в мировой экономике. Средиземноморские торговые республики, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк были одновременно и центрами притяжения денег, и узлами, где сходится информация, и информация была товаром. Какая-то – товаром эксклюзивным, доступным лишь одному, позволяющим умножить или потерять состояние.
Какая-то – общедоступным, оглашаемым городскими глашатаями, тиражируемым сначала писцами, а затем печатными прессами. Газета, из которой столетия получали новости, – это же от мелкой итальянской монетки. Заплатив её, лавочник мог прочитать, что судно с корицей вошло в порт и сделать запас по низким ценам, или, наоборот, что на соседних скалах видели обломки, и вздуть цену на свой товар. Так попробуем же последовать древнему примеру, обратив его навыворот, и, глядя на движение денег, попытаемся извлечь какую-нибудь информацию об устройстве мира.
Есть, как вы, уважаемые читатели, прекрасно знаете, такая очень респектабельная, сидящая в Вашингтоне организация, как Всемирный банк. У наших соотечественников либеральных и демократических взглядов (не путать с партией ЛДПР!) он является важным членом их "символа веры". Всемирный банк – глобальная финансовая организация, созданная для технической и экономической помощи развивающимся странам.
Этакий "капиталистический интернационал". После Второй мировой он выступал в обличии Международного банка реконструкции и развития, оказывающего помощь Западной Европе и Японии. (Заводы Рура, верфи Страны Восходящего Солнца были нужны для военного противостояния Советскому Союзу.)
Затем Россия обзавелась ракетно-ядерным оружием, что сделало межблоковую войну невозможной. Противостояние перешло в экономическую сферу, а "шахматной доской", по выражению Збигнева Бжезинского, стали "развивающиеся страны". Появилась Международная ассоциация развития. Вот эти-то две структуры, с более мелкими (Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, Международным центром по урегулированию инвестиционных споров), и составили нынешний Всемирный банк.
Сначала игра шла с переменным успехом. Клиенты Запада, Катанга и Горнорудное королевство Касаи (Mining State of South Kasai) свергали и кончали заподозренного в левых симпатии Лумумбу. Солдаты любимца российских демократок Пиночета убивали Альенде. Израиль в Шестидневной войне громил ОАР сотоварищи. Но Вьетнамскую войну США проиграли. Из Анголы ЮАРовские части и наёмники бежали под огнем тульских "градов". Да и в Афганистане сороковая армия дралась куда успешней, чем нынешние коалиционные силы Закатных стран.
Номенклатурный "термидор", покончивший с СССР, стал звёздным часом Всемирного банка. Осенью 1991 года он открывает представительство в Москве. В июне 1992 года Россия вступает в эту организацию. На нашу страну проливается золотой дождь кредитов, направленных на нужды реформ, – целых 13 гигабаксов. По данным Центрального банка России, чистый вывоз капитала из нашей страны за 1994-2010 годы составил 267,6 миллиарда долларов – и это лишь официально! Распределение кредитов по отраслям очень показательно: больше всего направлено было на "судебно-правовую систему и госуправление". Вот они у нас и выросли да окрепли, умножились численно… Так что в России, в деле добивания геополитического соперника, Всемирный банк успехов добился.
Но вот в Третьем мире ("Наша цель – Мир без Бедности!") дела у него идут неважно. Даже по данным самой что ни на есть консервативно-проамериканской Heritage Foundation. За период с 1980 по 2003 гг. он помогал 105 "бедным" странам. В итоге в 39 из них ВВП сократился, в 17 – рос от нуля до одного процента, а в 33 – от одного процента до четырёх.
Только дюжина получателей помощи существенно росла экономически, и это при том, что стартовали все почти с нуля. В Африке же деньги Всемирного банка получали 48 держав. Спад был в 23. Успешное развитие – только у трёх. Да в общем-то этого и следовало ожидать: благотворительность особенно успешной никогда не бывает, стремление позаботиться о ближнем всегда уступает заботе о себе, любимом.
А теперь перейдём к самому главному. Как мы воспринимаем Китай? Прежде всего как поставщика на мировой рынок своей рабочей силы, овеществлённой в огромных массах недорогих товаров. Так вот, этот стереотип пора менять! Китай ныне – крупнейший мировой банкир. С середины 2008 по середину 2010 года Всемирный банк раздал беднейшим странам Азии, Африки и Латинской Америки рекордно большую сумму кредитов в 100,3 миллиарда долларов (вспомним, сколько предоставляли России). Но в это время на планете появился банкир более крупный. Это Экспортно-импортный банк Китая.
Он за тот же период выдал кредитов на сумму в 110 миллиардов долларов, и речи при этом о борьбе с бедностью и о насаждении демократии не идёт. Деньги, выдаваемые на возвратной основе, меняются на доступ к природным ресурсам (невозобновляемым, кстати). Венесуэла, Бразилия и ещё одна страна получили кредиты взамен нефти. В других случаях это руды, сельхозугодья, площади под трубопроводы…
Количество ресурсов на планете ограничено. И если в результате индустриального развития новые массы людей станут потреблять так же, как Первый мир, то кончатся они весьма быстро, а как мы уже писали ранее, Китай уже существенно поднял свои зарплаты и предпринимательские доходы. Китайцы уже поняли, что рис – это не еда, а гарнир к мясу и птице. А любые производственные мощности, самые автоматизированные и роботизированные, использующие самые массовые техпроцессы, – бесполезны, если нет исходного сырья, нет энергии для приведения машин в действие. Как бы мы ни говорили об информационном обществе, живём мы в физическом мире.
КНР сейчас инвестирует свои гигантские валютные резервы в природные ресурсы, очень разумно и рачительно заботясь о СВОЁМ будущем. Попутно оттесняя старого хозяина мира с вершины планетарной пирамиды.
Автор: Михаил Ваннах, КОМПЬЮТЕРРА
Tweet