Как похищали критиков Саудовской Аравии: Хашогги – не первая попытка
Саудовская Аравия называет убийство журналиста Джамаля Хашогги в консульстве в Стамбуле серьезной ошибкой. Король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд и наследный принц Мохаммед бин Салман даже выразили соболезнования.
Друзья Хашогги в Стамбуле рассказали Би-би-си, что за несколько месяцев до исчезновения он начал чувствовать пристальное внимание саудовских властей.
За последние годы многие зарубежные критики Эр-Рияда бесследно исчезли.
В прошлом году Арабская служба Би-би-си несколько месяцев расследовала обвинения в адрес Саудовской Аравии в похищении трех принцев-диссидентов, которые жили за рубежом.
Одним из героев документального фильма Би-би-си был Халед бин Фархан, саудовский принц, который стал критиковать королевскую семью. Он запросил убежище в Германии.
“Нас, принцев-критиков королевской семьи, было четверо в Европе. Троих похитили. Остался только я”, – говорит он.
Судьба всех трех пропавших принцев – Султана бин Турки, Турки бин Бандара и Сауда бин Саиф аль-Насра – до сих пор неизвестна. Саудовская Аравия отказывается от комментариев на этот счет.
Принц-видеоблоггер
Турки бин Бандар был ключевой фигурой в саудовской полиции и отвечал за охрану королевской семьи. После конфликта с родственниками из-за наследства в 2012 году он угодил в тюрьму, а когда вышел, улетел в Париж.
Оттуда он начал публиковать видео с призывами к реформам в Саудовской Аравии.
Власти королевства пробовали убедить его вернуться. Один раз Турки бин Бандару звонил замминистра внутренних дел королевства Ахмед аль-Салем.
Беглый принц записал разговор и выложил его в сеть. На записи чиновник несколько раз обещает Турки безопасность, если он вернется.
Принц продолжал публиковать свои видео вплоть до июля 2015 года. А спустя некоторое время исчез.
По словам его друга, блогера Ваеля аль-Халафа, один из высших офицеров в Саудовской Аравии сообщил, что Турки находится у них.
Одна марокканская газета писала, что принц собирался вернуться во Францию после визита в Марокко, но его якобы арестовали и выдали по запросу в Саудовскую Аравию. С тех пор о нем ничего не слышно.
Вместо Каира в Эр-Рияд
Принц Султан бин Турки, который остался в Европе после лечения и стал в интервью критиковать саудовское правительство, был похищен дважды.
Первый раз его вывезли из Швейцарии в 2003 году, когда он пришел во дворец своего дяди, покойного короля Фахда бин Абдулазиза аль-Сауда.
Султана пригласил его двоюродный брат, принц Абдулазиз бин Фахд, и во время завтрака уговаривал его вернуться на родину. После того как Султан отказался, Абдулазиз вышел, а в комнату ворвалась группа мужчин в масках. Они избили принца, вкололи ему снотворное, отвезли в аэропорт Женевы и посадили в частный самолет, который доставил его в Саудовскую Аравию.
После нескольких лет тюрьмы и домашнего ареста в 2010 году Султану бин Турки разрешили снова выехать на лечение, на этот раз в Бостон.
Оттуда принц начал судиться со своей родней, подав в швейцарский суд жалобу, в том числе на двоюродного брата Абдулазиза. По словам адвоката Султана, Клайда Бергштрессера, швейцарские власти не проявили большого интереса к делу. Но именно из судебных документов мы знаем подробности первого похищения.
В январе 2016 года Султан решил полететь к своему отцу в Каир. Несмотря на сложную историю взаимоотношений с Эр-Риядом, принц согласился отправиться в путь со своей свитой из 18 человек на самолете, который ему предложило консульство Саудовской Аравии.
Вместо Каира самолет полетел в Эр-Рияд. По рассказам бывших на борту людей из свиты Султана, когда они приземлились, им приказали не вставать со своих мест.
“Мы выглянули из окна и увидели вооруженных людей, которые окружают самолет”.
Солдаты вытащили принца из салона, он кричал и просил связаться с посольством США. С тех пор о нем не было никаких новостей.
Медиков и телохранителей Султана отвезли на виллу и взяли под охрану, где держали три дня без паспортов и телефонов. Затем перед ними извинились “за неудобства” и разрешили покинуть страну.
Третий принц-бунтарь
Примерно в то же время, что и принц Турки, исчез еще один член королевской семьи – Сауд бин Саиф аль-Наср.
Он жил в Италии. В 2014 году начал в “Твиттере” критиковать монархию. Сауд призывал привлечь к ответственности саудовских чиновников, которые поддерживали свержение тогдашнего египетского президента-исламиста Мохаммеда Мурси.
В 2015 году Сауд публично поддержал анонимные письма другого принца о свержении короля Салмана.
В сентябре он написал: “Я призываю превратить содержание этих писем в волну народного давления”. Это был его последний твит.
По версии последнего из оставшихся в Европе принцев-диссидентов Халеда бин Фархана, Сауда завлекли на бизнес-переговоры с неким российско-итальянским инвестором, и он отправился из Милана в Рим.
“Прилетел частный самолет от этой компании и забрал Сауда. Но самолет приземлился не в Риме, а в Эр-Рияде. Саудовская разведка спланировала всю эту операцию”, – говорит Халед.
По его словам, саудовская власть “стала более диктаторской и проводит все больше арестов”.
“Они посадили в тюрьму 99% тех, кто, как они думали, может начать выступать с критикой. Преследование зарубежных диссидентов усилилось”.
Теперь и журналисты?
В прошлом году Джамаль Хашогги уехал из Саудовской Аравии в добровольную ссылку. Он приехал в Стамбул и готовился к свадьбе со своей турецкой невестой.
Режиссер Ияд эль-Хаджи снимал фильм про Хашогги перед его похищением. По словам эль-Хаджи, Хашогги несколько раз в интервью повторил, что он лоялен королю и наследному принцу Саудовской Аравии.
“Но он также сказал – дословно, – что Эр-Рияд относится к нему так, как будто он готовит убийство короля”.
Последний год Хашогги писал для Washington Post про устроенную наследным принцем Мохаммедом бин Салманом волну арестов других принцев.
Журналист Аззам Тамини говорит, что его друг Джамаль Хашогги не хотел быть оппозиционером, не хотел смены режима или революции в Саудовской Аравии.
“Все, чего он хотел, – это немного больше международного давления на бин Салмана, чтобы он перестал делать то, что делает”.
За день до своего исчезновения Хашогги опубликовал в “Твиттере” фотографию экономиста Эссама аль-Замиля, которого арестовали год назад.
Друзья Хашогги говорят, что он воспринял этот арест очень эмоционально и говорил, что репрессии стали невыносимыми.
Последняя статья журналиста в Washington Post, опубликованная после его убийства, была о свободе слова в арабском мире. Хашогги заплатил самую высокую цену за эту свободу.
Источник: Би-би-си
Tweet