РЕВОЛЮЦИЯ НАЧАЛА ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ
В субботу вечером в Киеве должен был греметь праздничный салют в честь исторического решения Верховного суда Украины. По крайней мере, это пообещал демонстрантам еще вечером в пятницу Виктор Ющенко. Еще он сказал, что в выходные каждый участник померанцевой революции получит удостоверение “участника померанцевой революции” и свечку – как символ того огня, который горит в душах людей. Толпа была в восторге. Однако все произошло совсем не так, как обещал ЮщенкоВ субботу никаких удостоверений никому не раздавали. Наоборот, революционерам теперь пришлось самим платить за революционные символы – оранжевые шарфики и шарики, которые раньше раздавали бесплатно, теперь стали товаром: шарфики от 15 до 30 гривен в зависимости от материала, шарики – от 2 гривен. Футбольные дуделки стали пугать людей еще чаще, но теперь дудели в основном их продавцы, таким образом рекламируя свою продукцию. Наш фотокор попытался снять, как один из коробейников надувает очередной шарик. Дяденька, весь обклеенный агитпродукцией, потребовал за это дело дополнительные 2 гривны.
Забор вокруг палаточного городка на Крещатике стал раза в полтора выше. Киевляне уже проявляют раздражение к приезжим из городка. В центре огромные пробки, ночью от шума не уснуть, газеты пишут о том, что поставщики товаров вот-вот поднимут цены на 20-30 процентов, курс продажи долларов в обменниках всего на 2 копейки выше, чем покупки, но если попробовать купить – скажут, что долларов нет, и предложат купить на 2 гривны дороже.
– Участились случаи эпилепсии, – признался мне дежурный медик палаточного городка. – В день один припадок стабильно случается. Правда, в основном не у наших, а у местных прохожих. Мы им тоже помощь оказываем. Ничего удивительного. Эмоциональное напряжение на площади колоссальное.
Около семи вечера в субботу люди на майдане уже стали ждать обещанного Ющенко с салютом. Ведущий на сцене грамотно разогревал толпу. Порой это напоминало новогодний бал. Скандирование “Ю-щен-ко!!!” звучало как “Дед Мо-роз!”
Часы на башне Дома профсоюзов уже пробили восемь, а главного героя все не было. “Виктор Андреевич задерживается на заседании Национального комитета Украины, – объявил конферансье. – Но эти минуты – лишь мгновения на том пути, по которому мы все идем. Так неужто мы не подождем!” “Так!!!” – взревела толпа.
Майдан Незалежности уже был заполнен под завязку. Из обещанного пока состоялись лишь свечи. Огнями мерцал не только партер, но и все склоны площади. Газоны превратились в грязь. Люди все сильнее напирали вперед. Тех, кому было плохо, охранники сцены перетаскивали через ограждения и отправляли в медпункты. Откуда-то принесли ящики с минеральной водой, охранники стали передавать бутылки в толпу. Но люди все равно напирали, и в какой-то момент на лице ведущего появилась озабоченность.
– Вы что, видите на этой сцене Кучму?! – крикнул он. – Его здесь нет? Тогда зачем вы так рветесь на сцену?
“Кучма, хватит нас давить!!!” – закричали передние ряды. “Кучму геть!” – ответили им задние. Толпа была похожа на какое-то огромное беспозвоночное. Вместо глаз у него были огоньки свеч, а вместо конечностей – разноцветные флаги-усики. Некоторые коротенькие, на деревянных древках, некоторые длинные, на телескопических удочках. Флаги цвета партии Ющенко, флаги Украины, Польши, Германии, Евросоюза, Америки и даже Палестины, но ни одного российского. Когда толпа была довольна, усики шевелились энергично, в такт музыке. Когда нет – усики останавливались, а флаги на них висли безжизненными тряпочками.
Усики в очередной раз сникли, когда на сцену вышла группа “НХ” из Чехии.
– Вся Европа с нами! – закричал ведущий. – Да и в России честные люди тоже с нами. А если кто-то не с нами, то в семье не без… сами знаете кого.
Если музыканты должны были выразить своим выступлением поддержку Украине со стороны Евросоюза, то с первых же минут выступление оказалось провальным. “Здравствуйте, братья-славяне”, – обратился лидер группы на ломаном русском. Зависла пауза, но уже через секунду толпа ответила свистом. Если ж организаторы шоу собирались этим выступлением уменьшить давку толпы на передние ряды, то они добились своего. Элитарная и депрессивная музыка “НХ” оказала на людей буквально физическое воздействие. Когда солист стал кричать в звукоприемники электрогитары, это было похоже на оружие по разгону демонстраций.
Между тем справа от сцены ждали Ющенко. Специально приготовленная женщина с хлебом-солью стояла между двумя охранниками. Остальную публику, включая журналистов, здоровые дядьки с оранжевыми повязками время от времени вминали в толпу. После вчерашней “перемоги” служба безопасности кандидата в президенты стала действовать заметно грубее. Когда около 21 часа в проходе появились Ющенко и Тимошенко со свитой, бежавшие впереди них охранники уже толкали всех – и тех, кто выпирал, и тех, кто не выпирал. Кандидат прошел мимо женщины с хлебом-солью и даже ее не заметил.
Ющенко рассказал анекдот. Приходят к Богу ангелы и говорят: “Боже, что ты наделал?! Одни народы живут в пустынях, другие в тундре, а Украине ты дал все: плодородные земли, огромные реки, смелых мужчин, красивых женщин, выход к двум морям. Разве ж это справедливо?” А Бог усмехнулся и отвечает: “Вы еще не знаете, какую я им дал власть”. Это к тому, что все материальные проблемы Украины – от плохой власти.
– Некоторые говорят – мол, в России люди живут лучше, – продолжил Ющенко. – Да и вообще, за последние годы жизнь вроде стала налаживаться, так чего еще хотеть? Но это лукавство. Эти люди все равно обманут. Достойная жизнь возможна только при демократической власти. Это, говоря банковским языком, корреспондентская пара – демократия и достойная жизнь.
Ющенко говорил около часа. Справа от него стояла Юлия Тимошенко, но она ничего не сказала. Только махала рукой, одетой в перчатку лимонного цвета. Слева – жена и дочь (вчера было две дочери). Дочь то держала папу за ногу, то, уставшая, садилась между колонками.
Тем временем замерзшую женщину с хлебом-солью на этот раз воткнули прямо на пути Виктора Ющенко. Рядом с ней поставили священника с иконой Богородицы. Сначала вышли свита и охранники Ющенко. Пространство между двумя оградами стало похоже на набитый битком автобус. Виктору Андреевичу пришлось ждать несколько минут, прежде чем люди в атласных оранжевых шарфиках смогли расступиться и пропустить его к хлебу-соли. Ющенко сначала открыл рот, чтобы откусить каравай. Потом передумал, отломил хлеб рукой и съел. Затем он стал отщипывать от него обеими руками и бросать хлеб в толпу. Люди были в восторге. В радиусе двадцати метров вокруг героя толпа ощетинилась сотнями рук, желающих поймать свой кусок. Дедушка, который стоял на парапете, видел все это сверху и все это время кричал: “Ющенко!”, вдруг осекся, и я понял почему. С парапета все это очень напоминало кадры из фильма “Обыкновенный фашизм” Михаила Ромма. Флаги другого цвета, лидер тоже не похож, но масса та же самая.
Ющенко уехал, а на сцену вышел “гость из России” Юрий Шевчук. “Ребята, я просто приехал спеть песню”, – честно и по-деловому сказал толпе Шевчук. И спел 3 песни. Потом все-таки на минуту впал в эйфорию, крикнул, что “Россия с вами”, но затем сделал паузу секунд в десять и с иронией добавил: “Только родные мои!.. Не позволяйте потом политикам вас обмануть… Потому что революции делают одни люди, а пользуются их плодами совсем другие. Прощайте”.
Салюта почему-то не было. Удостоверения участника революции тоже пока никому не дали.
Киев
Как оранжевый цвет воздействует на людей Ольга Мельникова, заместитель декана факультета психологии МГУ:
– С оранжевым цветом все очень просто – это активизирующий цвет, теплый. Красный изначально связывается с опасностью, оранжевый – нет. В красном можно найти и значение отторжения. Оранжевый побуждает к действию, не вызывая отторжения, он активный и активизирующий. Цвета воспринимаются по-разному в разное время года. Если летом оранжевый беспокоит, то сейчас он приятен, потому что у нас цветовое голодание. Мы прожили несколько месяцев в бело-серой гамме, и нам не хватает цвета, связанного с летом, ярким солнцем, зеленью. Оранжевый не расслабляет – это точно. Это позитивный цвет.
Ольга Тимофеева Известия.Ru
Tweet