Обзор российской дезинформации: Кремль и дезинформация о коронавирусе
Новый анализ 32 связанных с Россией и впоследствии удаленных аккаунтов в Facebook и Instagram демонстрирует, как эволюционирует тактика работы Агентства интернет-исследований для обхода, находящейся в процессе становления, системы защиты данных платформ от манипуляций.
Данное исследование было проведено профессором Университета Висконсина Янг Ми Ким (Young Mie Kim), которая еще в сентябре 2019 года начала анализировать публикации в Facebook и Instagram от 32 аккаунтов, связанных с Агентством интернет-исследований. Результаты исследования подтверждают, что Агентство интернет-исследований проводит цифровую кампанию, нацеленную на выборы в США в 2020 году, и что тактика работы агентства становится все более дерзкой и изощренной.
Хотя те аккаунты, о которых идет речь, были удалены Facebook в октябре 2019 года в рамках более масштабной инициативы по удалению нежелательного контента, затронувшей 75 000 публикаций, исследовательская группа Ким смогла сохранить некоторые из публикаций до их удаления. Среди тех 32 аккаунтов, которых команда Ким определила, как демонстрирующих причастность к Агентству интернет-исследований, аналитическая компания Graphika, уполномоченная Facebook для проверки деятельности пользователей социальной сети, подтвердила у 31 аккаунта наличие ссылок на материалы фабрики троллей.
Антимусульманская публикация в Instagram от аккаунта Агентства интернет-исследований 3 июля 2019 года.
Изображение предоставлено сервисом Project Data
Сочетание старого и нового с целью избежать обнаружения
Некоторые стратегии и тактики Агентства интернет-исследований остались такими же, как и раньше: попытки выдать себя за американцев, включая политические группы и кандидатов, попытки сеять раздор между партиями, публикуя по обе стороны политического спектра материалы, призванные разжигать ярость, страх и враждебность. Большая часть деятельности была также направлена на то, чтобы отговорить определенные группы от участия в голосовании, — распространенная тактика, которая также использовалась в ходе других выборных кампаний — и была сосредоточена на колеблющихся штатах (а именно: Аризона, Виконсин, Мичиган, Огайо и Флорида). В этой стратегии подавления избирателей, в частности, использовались нападки на кандидатов какой-либо из сторон, направленные на то, чтобы расколоть коалицию данной стороны, а также на продвижение кандидатов от «третьих» сил (например, представителя Тулси Габбард).
Но данные публикации также демонстрируют, что методы Агентства интернет-исследований становятся все более изощренными и дерзкими. Тролли агентства стали гораздо правдоподобнее выдавать себя за кандидатов и партии, например, имитируя логотипы официальных кампаний с гораздо большей точностью. Они также перешли от тактики создания своих собственных фальшивых групп поддержки к имитации и присвоению названий реальных американских групп поддержки. Наконец, они расширили использование явно аполитичного и коммерческого контента, пытаясь скрыть свои попытки политических манипуляций.
Эти усилия, направленные на то, чтобы более достоверно имитировать поведение реального пользователя, предпринимаются с целью избежать обнаружения, поскольку социальные платформы принимают более строгие меры по обеспечению прозрачности и защите от манипуляций, уделяя особое внимание скоординированному недостоверному поведению. Подобные усовершенствования мер обеспечения секретности также позволили аккаунтам Агентства интернет-исследований вызывать меньше подозрений.
Защита выборов является неотложной и приоритетной задачей
В свете этих выводов, а также новых данных о том, что Агентство интернет-исследований начало привлекать для выполнения своих задач «фабрики троллей» в Африке с целью правдоподобного отрицания своей причастности, становится ясно, что проблема защиты избирательных процессов от иностранного вмешательства является более серьезной и как никогда ранее требует неотложного решения.
Обеспечение целостности избирательного процесса перед лицом этой эволюционирующей тактики манипулирования требует комплексных нормативных решений как в области проведения цифровых политических кампаний, так и в отношении искажающих реальную картину практик, таких как астротурфинг, а также более строгих требований к прозрачности для онлайн-платформ.
Подобные меры могут включать в себя создание детальных кроссплатформенных архивов политических кампаний, которые смогут помочь исследователям и государственным органам в отслеживании цифровой политической рекламы и разоблачить усилия по распространению враждебного влияния, прежде чем они смогут принести какие-либо результаты.
Цель освещения – запутать
Легко прийти к выводу, что прокремлевская дезинформационная деятельность касательно коронавируса непоследовательна и популяризирует противоречивые сообщения. В одном прокремлевском СМИ мы читаем, что коронавирус менее опасен, чем сезонный грипп:
Великое наследие, которое оставит после себя COVID-19, будет состоять из меньшего количества умерших, чем от обычного гриппа, когда уляжется паника. Но персты указующие так и будут обвинять, восприятие, впутывающее расу и поведение, продолжит процветать, а потери, будь то свобода личности или финансовые вопросы, будут огромны.
В другом случае нам сообщают, что коронавирус – это то явление, которое уничтожит цивилизацию в том виде, в каком мы ее знаем:
Итак, что логически должно было бы прийти после триумфального шествия по планете коронавируса?ыыыы В лучшем случае, появление нескольких относительно закрытых мировых зон – цивилизаций, больших пространств, либо – в худшем случае – Mad Max [«Безумный Макс»] и ResidentEvil[«Обитель зла»].
Мы читаем, что коронавирус – это мощное биологическое оружие, примененное США, Великобританией, или беларуской оппозицией. Еще нам сообщают, что крупные фармацевтические компании преувеличивают масштаб эпидемии, чтобы увеличить продажи; мы узнаем, что страдают знаменитости – Джеки Чан и Папа Римский Франциск; ясновидцы – Ванга и Нострадамус – предсказывали короновирус.
Военная теория
Но зачем? Зачем прокремлевские СМИ выдвигают всевозможные теории заговора, необоснованные заявления и явную ложь? Какая Кремлю от этого выгода?
В недавно опубликованном материале EUvsDisinfo описывает, как кампания вокруг суда по делу крушения рейса MH17 отражает российскую теорию информационной войны:
При этом превентивное создание нарратива, отвечающего национальным интересам государства, может существенно минимизировать негативные последствия деятельности внешних сил в информационно-коммуникационном пространстве, как правило, стремящихся заполнить его «пустоты».
Прокремлевские дезинформационные СМИ пытаются не «продать идею», а запутать читателей. Тогда как журналисты из авторитетных СМИ тщательно проверяют и перепроверяют источники и данные, дезинформационные СМИ распространяют «альтернативные факты». Информационное пространство захватила ложь, туман из фейков затмевает факты. Заполняют «пустоты».
В авторитарном государстве или организации информация играет абсолютно другую роль, чем в демократическом обществе. В демократическом диалоге утверждение могут и будут оспорять. Заявление поставят под сомнение, ведь в основе демократии лежат критика и инакомыслие. В авторитарном обществе любой речевой акт – это акт преданности. Преданности лидеру, делу, образу, идеологии, верованию… И не важно, основано ли утверждение на фактах. Оспорить утверждение – это оспорить лидера, дело, образ.
Сеять разногласия – важное задание любого сообщения прокремлевских СМИ для международной аудитории. Прокремлевские дезинформационные СМИ осыпают целевую аудиторию десятками разных заявлений, версий, объяснений, «слитой информации», «сенсационных открытий», теорий заговора. Все это делается для того, чтобы подорвать доверие к деятельности системы здравоохранения, властей, национальных и международных организаций. Для того, чтобы посеять панику и недоверие, создав образ неминуемого краха, обрисовав развал организаций. Как видно из приведенных выше примеров, одни СМИ заявляют, что информация о коронавирусе преувеличена, другие – что наступил конец света.
Тем временем работники системы здравоохранения, ученые, органы управления, национальные организации, международные организации, система ЕС, фармацевтическая промышленность, университеты и научно-исследовательские центры по всему миру мобилизуют все ресурсы на решение проблем: уход за инфицированными, ограничение распространения болезни, разработку лекарств. Организации работают.
Доверие к организациям здравоохранения, к советам по избежанию заражения и инструкциям как действовать, если подтверждено наличие коронавируса, жизненно важны. Распространение вируса можно остановить.
Упиваясь страданиями
Прокремлевские дезинформационные СМИ, продолжая сеять смятение и недоверие, играют человеческими жизнями. Философ-националист Александр Дугин восторгается болезнью, сравнивая ее с карой древних богов:
Приход чумы позволяет полностью обновить жизнь обществ. Эпидемия не имеет логики и не щадит ни знатных, ни богатых, ни властных. Она уничтожает всех без разбору, и возвращает людей к простому факту бытия. Боги чумы самые справедливые. Об этом писал Антонен Арто, сравнивая с чумой театр. Цель театра, согласно Арто, со всей возможной жестокостью вернуть человека к тому факту, что он есть, есть здесь и сейчас, о котором он упорно и настойчиво стремится забыть. Чума экзистенциальное явление. Греки называли Аполлона Сминфеем, «Мышиным» и приписывали ему могущество своими стрелами приносить чуму. С этого начинается, как все знают, «Илиада».
Вот что бы сделал Аполлон, посмотрев на современное человечество – банкиров, блоггеров, рэперов, депутатов, офисных работников, мигрантов, феминисток?… Вот-вот…
Остановите распространение эпидемии дезинформации. Мойте руки, оставайтесь дома, если нездоровы, соблюдайте ограничения, связанные с карантином. Не дайте себя обмануть.
Читайте о коронавирусе на информационной странице ЕС по этой ссылке.
Источник: EUvsDisinfo
Tweet