Украина коррупционная: таможня берет добром
О нашей отечественной таможне, а если быть точным, о ее подразделениях во Львовской области, знаю не понаслышке. За годы работы в СМИ много писал о них (особенно в период национального становления службы), не шапочно знаком со многими таможенниками.Был за мной даже грех: в середине 90-х годов прошлого века предпринял попытку устроиться на службу в таможню. Как полагается, прошел собеседование, заполнил необходимые анкеты и был зачислен в кадровый резерв. Осталось ждать назначения. Ждал месяц, второй, полгода, год…Тщетно — таможня к моей скромной персоне внимания не проявляла. И только позже знакомый таможенник по секрету сказал: дескать, чудак-человек, надо было дать мзду и все бы устроилось. Мзда тогда составляла восемь тысяч условных единиц. А сегодня…
Сведущие люди утверждают, что ставки поднимаются неуклонно. И поднимутся еще выше, если таможне устроят очередную «реорганизацию». Кстати, многие таможенники больше всего на свете страшатся этой самой «реорганизации». Ибо ее последствия всегда одинаковы, поскольку контрабандных потоков меньше не становится, меняются только те, кто получают от этого наибольшие барыши.
Понятно, почему многие бывшие агрономы, ветеринары, инженеры и даже пожарные, заочно получив юридическое образование, стремятся попасть на таможню. Злые языки утверждают, что мзда, которую имеет простой таможенник на пункте пропуска, вроде бы и невелика — 100—200 долларов. Но это с одной «фуры», скажем, с контрабандными телевизорами стоимостью в миллион гривен. Реально ее таможенный «досмотр», по слухам, стоит три тысячи долларов. Куда деваются остальные деньги? Говорят, распределяются на потребности руководства, но, главным образом, попадают в карман тех, кто сегодня «крышует» таможню — большого калибра чиновников, политиков, силовиков.
Непосвященный в секреты нынешней отечественной таможни может наивно полюбопытствовать, мол, а как же акции типа «Контрабанде — стоп!»? Неужто и широко разрекламированное в СМИ создание так называемых мобильных антиконтрабандных групп из числа сотрудников СБУ, милиции и прокуратуры, так сказать, всего-навсего фикция? Знающие люди утверждают: в сети таких групп попадает лишь мелкая, неорганизованная контрабандная рыбешка. А что касается масштабной контрабанды, то ни для кого не является большим секретом, что с ее загребущих рук давно и сытно кормятся, помимо таможенников, СБУ, милиция, налоговая. К слову, состав мобильных групп со времени их образования, то бишь за два года, почти не изменился, так что их сотрудников на таможне и возле нее хорошо знают в лицо, и когда они «внезапно» там появляются, то встречают как дорогих и желанных гостей: заказывают баньку, накрывают стол…
Помимо того, что контрабанда продуктов питания (особенно мяса), электронной и прочей бытовой техники приносит бешеные деньги, сами контрабандные схемы изящностью не отличаются. Нет ничего проще, клевещут злые языки, чем обзавестись «карманным таможенником»! Пройдя через его «досмотр», «фура» отправляется на склад в 10—15 км от границы. Там контрабандный товар перегружается в другую машину, на него выписываются новые сопроводительные документы через какую-нибудь фирму, и «легализованная» таким образом контрабанда спокойно продолжает путь по городам и весям. Если по дороге такую «фуру» все же остановят, то доказать что-либо невозможно — она за границей попросту не была. Существуют и более хитромудрые контрабандные схемы. Скажем, практикуются всевозможные махинации с сопроводительными документами. Вариантов здесь превеликое множество. Заехала, например, на таможню фура с немецким товаром, стоимость которого сто тысяч евро. Таможенные брокеры, имея в своем распоряжении бланки самых различных документов, сопроводительную документацию переделывают таким образом, что товар оказывается… китайским, стоимостью 50 тысяч долларов. Другими словами, растаможивание обходится значительно дешевле. Очень часто его сумма уменьшается в разы, когда на груз выписывается двойной пакет документов. Благодаря этому «растаможивается» лишь часть товара, а остальной затем перегружается на тех же приграничных складах и спокойно себе путешествует до нужного места назначения.
Словом, все действительно очень просто. И все об этом хорошо знают, продолжая азартно бороться с контрабандой и коррупцией преимущественно с экранов телевизоров и газетных страниц. Морализаторствовать на тему, как это вредно, преступно и стыдно, как это развращает и разъедает общество, однако, не станем. Скажем лишь, что, как это ни парадоксально, такое положение многих устраивает и вопроса, кто сегодня «крышует» таможню, не возникает. А чего стесняться?! Во Львове, например, есть ночной клуб, где вместе с контрабандистами регулярно развлекаются сотрудники СБУ, милиции, прокуратуры, налоговой. И чего, в самом деле, этой братии бояться? Все схвачено. За державу в их общем кругу никому не обидно.
Юрий Криль, Львов, СН
Tweet