Лучший друг Украины – сильная и современная армия

Вопросы безопасности как никогда актуальны и для Украины, и для Европы в целом. Попытки дискредитации действующей международно-правовой базы и пересмотра границ послевоенной Европы, нарушение суверенитета и территориальной целостности украинского государства, возникновение реальной угрозы безопасности для стран  Европы  со стороны РФ – все эти факты на фоне глубокого кризиса международных институтов, призванных защищать их участников от внешней агрессии, засвидетельствовали кризис всей системы европейской безопасности, сложившейся после Второй мировой войны.  

О проблемах в сфере безопасности говорит Леонид Поляков, главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина»

Леонид Игоревич, какие проблемы в сфере безопасности обнажила аннексия Крыма, и события на юго-востоке Украины? Какие из них нужно решать в первую очередь?

Это проблемы практически во всех сферах: в военно-политической, когда у нас поменялось, фактически, три министра обороны, хотя к третьему тоже много претензий; безусловно, в сфере современного военного обеспечения, подготовки резервов, наличии союзников… Трудно выделить что-то одно.

События последнего месяца показали многое: и новые формы ведения войны, гибридная, кибервойна, привлечение криминального элемента, терроризм, и новые виды вооружений. Кто будет дальше определять лицо современной войны: частные военные компании, государство или корпорации? Не приближаемся ли мы к смене парадигмы, самого представления о войне?

Я придерживаюсь некоторого непопулярного мнения, что придыхание от не совсем стандартного применения современных продуктов научно-технического прогресса не совсем оправданно. Я не испытываю от них восторга. Такие вещи как введение противника в заблуждение, информационные операции с целью снизить морально-психологический уровень войск и подорвать доверие населения к руководству – они известны еще с античных времен.

Другое дело, что появляются в результате научно-технического прогресса какие-то новые вещи, оснащение, вооружение, а старые применяются по-новому – но это не смена парадигмы. Это просто новые формы, и, как правило, они связаны больше с технологиями, чем с какими-то концепциями.

Какая модель построения вооруженных сил наиболее приемлема для Украины? Какую роль будут играть добровольческие и частные структуры армии в системе национальной безопасности?

Наиболее приемлемая модель для Украины, в случае если она не будет членом какой-либо организации коллективной безопасности – создание достаточно сильного компонента регулярных войск, полностью боеготовых к отражению агрессии вероятного противника, которым является сейчас Россия, а так же двухступенчатого резерва. То есть – резерва постоянной готовности, который очень быстро можно привести в боеготовность, и мобилизационного резерва, который требует более длительного приведения в боеготовность.

Ваше мнение по нынешнему внеблоковому статусу Украины? Оправдан ли он?

Внеблоковый статус Украины, как показали последние события – это полнейшая профанация. К сожалению, уроков из истории многих государств, которые до Украины объявляли себя внеблоковыми, мы пока что не извлекли. История показала, что агрессор, как правило, пренебрегал этим статусом, он его не сдерживал. Украину этот опыт ничему не научил. Поэтому упование на мирный характер отношений с соседями было построено на том, что вероятный противник – Россия принимает Украину как своего сателлита.

Украина – единственная страна мира, отказавшаяся от ядерного оружия, в обмен на гарантии безопасности. Мы видим, к чему это привело. Нужно ли нам что-то менять в этом плане?

В перспективе, ради сохранения государства и жизни нашего народа, нам придется про это думать. Если мы не получим убедительных гарантий помощи со стороны более сильных государств. Пока что этот порог не перейден. Пока что есть возможность мирного сосуществования, если удастся договориться на приемлемых для Украины условиях.

Во-вторых, у нас еще не создана культура военно-политической ответственности руководства и населения. Без этого получение ядерного оружия будет чревато проблемами…

Волонтеры, народное движение в помощь армии, уже получило признание со стороны официальных лиц. Особое внимание общество обращает на добровольческие формирования. Однако, похоже на то, что отношение кадровых военных и некоторых политиков к ним неоднозначное. Можно ли это преодолеть?

Та бюрократия и те политики, которые совсем недавно целовали в мягкое место Януковича – за ночь не поменяются. Поэтому их нужно перевоспитывать, переобучать. Воспитывать в плане уважения к государству, которое их кормит и обеспечивает. Это требует времени и достаточно ответственных политиков, настоящих представителей народа.

По Вашему мнению, сколько нужно времени, чтобы решить вопрос создания боеспособной украинской армии? Я имею в виду, которая способна не только обороняться против российского агрессора, но и разбить его?

Один год. При сосредоточении соответствующих усилий. Причем не только армии, а всех секторов политики, экономики, общественности. Я думаю, что за один год можно подготовить и оснастить такую армию, которая полностью отобьет у России желание находиться на украинской территории.

Беседовал А.Маклаков, dialogs.org.ua

You may also like...