С. Лазюк: Предусмотрена процедура обжалований постановлений работников ГАИ
С введением новой системы штрафов за нарушения правил дорожного движения изменились правила рассмотрения подобных дел в суде. Любые постановления ГАИ водитель может оспорить в суде, и даже выиграть процесс. О правах водителя, судебных разбирательствах и ситуации на дорогах рассказал судья Дзержинского районного суда Харькова Сергей Лазюк.
– Сергей Владимирович, в каких случаях вопросы нарушения правил дорожного движения решаются только через суд?
– До 16 ноября 2008 года все протоколы, которые были составлены работниками ГАИ в случаях нарушения правил дорожного движения, рассматривались судьями районных судов. Когда были приняты изменения к Кодексу «Про адміністративні правопорушення» часть нарушений, скажем так, не таких дерзких, рассматривается сейчас сотрудниками ГАИ. Все, что относится к грубым нарушениям, там, где предусмотрено лишение прав управления транспортным средством, либо административный арест, либо другие более серьезные виды наказания, рассматривается в суде. Те протоколы, которые составляют работники ГАИ и сами же их рассматривают, чаще всего касаются таких нарушений, как превышение скорости.
– Обжалывают ли водители в суде постановления, выписанные работниками ГАИ?
– Предусмотрена процедура обжалований постановлений работников ГАИ либо вышестоящему начальнику ГАИ, либо непосредственно в суд. На сегодняшний день у нас в судебном производстве порядка 300 таких жалоб в отношении постановлений работников ГАИ о привлечении к административной ответственности, то есть уже с наложением штрафов. Много это или мало… На мой взгляд, это мало. Население Дзержинского района – порядка 300 тысяч человек. Многие люди имеют автомобили, некоторые семьи по два автомобиля, и я думаю, что 300 жалоб – это маленькая часть того объема, который вообще может быть. Можно считать, что остальные водители, которых привлекли к админответственности, согласны с действиями работников ГАИ, поэтому ничего не обжалуют. Но мне кажется, что многие или не хотят возиться, или просто не знают о том, что есть возможность обжаловать и проверить законность. Это абсолютно не означает, что если человек обращается в суд, то суд обязательно примет решение о том, что водитель прав, а работник ГАИ не прав. Но ситуации бывают разные. Бывает, что и работники ГАИ не правы.
– В чью пользу чаще всего заканчиваются такие судебные дела?
– Значительная часть в пользу водителей. Было интервью с начальником управления областного ГАИ, где он говорил о том, что обжалуется лишь ничтожно малая доля их постановлений. Ничего страшного они в этом не видят. Причина этого в том, что люди не знают своих прав, они не знают, как их должны привлекать к админответственности, что им должны зачитывать права, давать возможность пользоваться услугами адвокатов. Нарушение этого порядка обязательно приведет к отмене постановлений, поскольку нельзя нарушать права на защиту того же правонарушителя, даже если он не прав. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, ДТП либо создание аварийной ситуации – это все осталось в ведении суда. Вызываются нарушители, представители, потерпевшие, проводится судебное заседание, выносится судебное решение. И новшество заключается еще в том, что раньше постановление суда было окончательным и не подлежало обжалованию, то сейчас новым законом предусмотрена процедура апелляционного обжалования постановления суда. Если принято решение, с которым кто-то из участников процесса не согласен, он может его обжаловать. Решение апелляционного суда является окончательным.
– В течение какого времени можно обжаловать решение суда?
– В течение десяти дней. А постановление работника ГАИ в суде можно обжаловать в течение одного года, что предусмотрено Кодексом административного судопроизводства. Хотя административный Кодекс устанавливает 15-дневный срок, но следует понимать это как срок для обжалования вышестоящему начальнику, поскольку судебная процедура идет по другому Кодексу, и там установлен другой срок. Во всяком случае, еще никому не отказали ни в приеме административного иска, ни в его рассмотрении в связи с пропуском срока.
– Механизм, по которому должен действовать водитель при желании обжаловать постановление в суде…
– Механизм очень простой. Тут я еще скажу, почему очень многие водители не обжалывают. Очень часто приходят фотографии, на которых изображен автомобиль. В этих случаях есть исключение в административном Кодексе: работники ГАИ в случае применения техники, кино- и фотосъемки могут не составлять админпротокол, а сразу вынести постановление. И уже постановление и копия фотографии высылаются по домашнему адресу водителя. Вот он получил это постановление, в котором написано о необходимости оплаты штрафа. То есть нет процедуры принудительного взыскания этих денег. И дается срок для добровольного погашения, в случае, если человек добровольно не уплачивает, штраф удваивается. И больше работники ГАИ никаких действий не производят, и люди не чувствуют, что будет происходить дальше. А дальше будет происходить следующее… Статьями 34 и 35 закона о дорожном движении, куда также были внесены изменения, установлено, что контроль оплаты этих штрафов возлагается на работников ГАИ при прохождении техосмотров, при регистрации транспортных средств и т.д. Если человек получает постановление, с содержанием которого он не согласен, Конституция дает возможность равного доступа каждого гражданина к судебной защите. Если говорим об админответственности, то человек либо покупает себе Кодекс и читает правила, как это делается, либо обращается за помощью к адвокату. Составляется административный иск, прикладываются необходимые документы, оплачивается необходимый сбор, потом иск сдается в канцелярию суда. Дальше суд принимает этот иск, открывает производство, назначает судебное разбирательство и выносит решение. Орган, чьи действия обжалываются, обязан доказать правомерность своих действий в суде. То есть истец не обязан доказывать, что он прав.
– Если водитель выигрывает спор, ему возмещают растраты? Кто и в каком размере?
– Если водитель выигрывает спор, значит, все те издержки, которые он понес, ему возмещает не инспектор ГАИ, а государственный бюджет. Как правило, речь идет о небольших суммах даже по сравнению с суммами штрафов. Законодатель не устанавливает большие пошлины при обращении в суд, как это имеет место в других государствах, поскольку, я так понимаю, руководствуется принципом доступности населения для судебной защиты.
– С введением новых штрафов насколько увеличилось количество судебных дел, связанных с нарушением ПДД?
– С 17 ноября – удивительная ситуация. До конца 2008 года не поступило ни одного иска. А после Нового года их поступило очень много, порядка трехсот. Принят новый закон, сразу он не дошел до населения, никто не знал, что и как. Любое новшество вызывает массу вопросов о порядке применения этого закона. Есть определенный спор по этим новшествам. Я имею в виду Кодекс про административные нарушения. Там есть статья 14, пункт 1, суть ее сводится к тому, что, если зафиксировано на фотографии транспортное средство, которое якобы превышает скорость, ответственность несет владелец транспортного средства. Если собственник передал кому-то автомобиль, то он должен сообщить органам ГАИ об этом. И возникают в практике такие ситуации, когда управляет транспортным средством не собственник, и ГАИ не уведомлено об этом, некоторые работники ГАИ считают, раз ты не уведомил, то ты и отвечай за этот штраф. На мой взгляд, это категорически неправильно. Потому что можно говорить только об ответственности за то, что владелец авто не сообщил, а не ответственности за то, что было допущено нарушение. Если человек живет в Харькове, по доверенности кому-то отдал автомобиль в Крыму полгода назад, и кто-то в Крыму нарушил ПДД, превысил скорость, то постановление приходит собственнику-харьковчанину.
Замначальника областного ГАИ Ю. Черняк: Вопрос взяточничества среди сотрудников стоит на контроле облуправления ГАИ
О том, что думают работники Госавтоинспекции о нововведениях на дорогах и насколько эффективными оказались эти нововведения, рассказал заместитель начальника – начальник отдела дорожно-патрульной службы управления ГАИ ГУ МВД Украины в Харьковской области Юрий Черняк.
– Юрий Андреевич, после четырех месяцев действия новых штрафов и новых мер наказания можете ли Вы сказать, насколько эффективными они оказались?
– Могу сказать, что после введения новых штрафов 17 ноября 2008 г. прослеживается позитивная тенденция к снижению дорожно-транспортных происшествий, в которых люди получают травмы различной степени тяжести. За январь-февраль 2009 г. количество такого рода ДТП сократилось на 38%, количество погибших – на 30%, пострадавших – на 40%. Поэтому введение новых штрафов дало положительный результат и тенденцию к снижению ДТП, проходит профилактика на автодорогах как Харьковского региона, так и по всей Украине.
– То есть водители стали больше бояться нынешних мер наказания?
– Если водитель всегда выполнял и выполняет правила дорожного движения, то в такие ситуации не попадает. Но те водители, которые за семь лет действия старого закона разбаловались – штрафы никто не платил, в суды никто не ходил, то на сегодняшний день штрафы такие, что надо платить. Иначе если в течение 15 дней после вынесенного постановления водитель за то или иное нарушение не заплатит штраф, то, согласно действующему законодательству, штраф удваивается. И тогда постановление с двойным штрафом направляется в исполнительную службу, и водителю приходится платить уже, например, не 340 грн., а 680 грн.
– Сколько штрафов выписано, сколько уплачено?
– С 17 ноября выписано около 18 миллионов штрафов, взыскано более 50 %.
– А за что чаще всего сейчас штрафуют водителей?
– Основные нарушения – скоростной режим, обгон в неположенном месте, неправильный проезд перекрестка, пешеходного перехода.
– Штрафы – это не единственная мера пресечения?
– Штрафы – не единственная мера пресечения. Штрафы выписывает ГАИ. А в случаях, допустим, управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, когда водитель не останавливается по требованию инспекторов ГАИ, в случаях ДТП, создания аварийной ситуации, решение о мерах наказания принимает суд. Существуют еще административный арест, общественные работы от 40 часов. Так, общественные работы с момента вступления в силу новых штрафов были применены в Харьковской области в 180 случаях, админаресты – в 12. У одного водителя согласно решению суда за неоднократное управление транспортом в нетрезвом состоянии было изъято транспортное средство.
– Почему ГАИ до сих пор не штрафует за непристегнутый ремень и разговоры по мобильному телефону во время движения?
– Есть Административный кодекс, есть статьи, по которым можно и нужно штрафовать. Но на сегодня определить это нарушение сложно. Многие машины тонированы – увидеть издалека, что едет автомобиль, в котором водитель не пристегнут, непросто. Инспекторам не ставится цель набить казну за счет того, что водители не пристегнуты.
– То есть ГАИ будет поднимать этот вопрос…
– Будет поднимать вопрос, но не сразу. Понимаете, нельзя перегибать палку. Семь лет действовал более мягкий закон, водители понимали, что можно нарушать правила, не пристегиваться и т.д. Поэтому у нас и статистика была сумасшедшая. Погибших и травмированных за год у нас было больше, чем в войне в Афганистане.
– Часто правила дорожного движения нарушают пешеходы. Много ли вы оштрафовали пешеходов?
– За семь лет народ разбаловался: штраф для пешехода составлял 2 грн. либо предупреждение. За два месяца текущего года мы составили более 800 протоколов в отношении пешеходов за нарушения ПДД, в основном это переход дороги в неположенном месте либо на красный сигнал светофора. Пешехода очень трудно штрафовать. Для этого нужно установить его личность – документов при нем может не оказаться. Сейчас штраф для пешехода составляет 51,85 грн.
– Недавно Кабинет министров обнародовал проект об отмене скоростного режима на дорогах. Цитата: «Изменения, которые Кабинет министров предлагает внести в Правила дорожного движения, в частности относительно скоростных режимов движения транспортных средств, Министерство внутренних дел Украины считает нецелесообразным. Ведь нынешняя система автодорог Украины была спроектирована и построена под скоростные характеристики транспортных потоков 1960-х гг. прошлого столетия с расчетной скоростью 60 км/ч для улиц населенных пунктов и 90 км/ч для дорог общего пользования». Юрий Андреевич, по Вашим данным, для чего Кабмин инициировал такое постановление, чем он руководствовался?
– Министр внутренних дел Юрий Луценко выступил с другим предложением: в больших городах скоростной режим оставить 60 км/ч, а на трассах государственного значения увеличить. На города планировался определенный транспортный поток, дороги в таком состоянии – они узкие – не дают возможность увеличить скоростной режима Может, в будущем и будет увеличен скоростной режим, когда будут строиться новые дороги, когда будут развязки, когда не будет больших перекрестков, дороги будут нескольких уровней. Сейчас понятия превышения скорости до 20 км/ч не существует. Существует только превышение скоростного режима более чем на 20 км/ч – а таких случаях решение о наказании принимает ГАИ, а свыше 50 км/ч – решение принимает суд.
– Некоторые ученые сейчас доказывают неэффективность аппаратов «Визирь» – якобы они из потоков машин вычисляют невиновного водителя.
– В последние дни много об этом говорят. Одного такого ученого мы пригласили к себе, показали, как работает этот аппарат. Он взял технические характеристики, прочитал, что действительно максимальная дальность измерения 400 м. Он думал, что за 400 м можно выбирать автомобиль и фотографировать. Но это не так. Сейчас у нас работает 14 таких приборов. На фотографии должны быть четко видны номерные знаки. Когда фотографии распечатаны, инспектор пишет рапорт – в каком месте, в какое время он вел фотофиксацию нарушения.
– Водители уже придумали термин «письма счастья». Сколько уже таких писем с фотографиями разослано?
– С «Визирем» мы работаем не только по скоростному режиму, но и в тех случаях, когда автомобили стоят в зоне действия запрещающих знаков. Фотографий с подобными нарушениями – более 33 тысяч, 80% из них – за превышение скорости.
– С введением новых штрафов сократилось ли количество случаев дачи взятки инспекторам ГАИ?
– Такой статистики нет. Этот вопрос стоит на облуправления ГАИ, за госинспекторами ведется негласный контроль. Суммы такие, что могут потянуть на возбуждения уголовного дела. Сейчас практикуем открытие дел за дачу взятки водителем инспектору ГАИ. За два месяца таких случаев 24. Водителям грозят штрафы.
– Существует мнение, что у автоинспекторов есть план по официальным и неофициальным штрафам. Так ли это?
– Нет, это не так. Инспектору, выходящему на службу, никто план не ставит. В среднем инспектор должен составить 5-8 административных протоколов за нарушения ПДД за смену. Если за 8 часов инспектор не составил ни одного протокола, на участке не было ДТП, возникает вопрос – а чем он занимался? Таких работников мы выгоняем – с бездельниками не работаем.
– Сколько сейчас зарабатывают сотрудники ГАИ и сколько они должны зарабатывать, чтобы отказаться полностью от взяток?
– Зарплата инспектора ГАИ, стаж работы которого до 5 лет, – 1200 грн. Есть разработки в Министерстве внутренних дел, чтобы патрульную службу перевести на контрактную основу, а это значит, что автоматически должна возрасти зарплата работника ДПС примерно до 3,5-5 тыс.грн. Я не знаю, сколько нужно начислить зарплаты инспектору, чтобы он себя нормально чувствовал и ни о чем не думал.
Елена Конопля, Юлия Тарасова, Харьков, «STATUS QUO»
Tweet