Фармакологи опять изобрели новый вирус?
Вот уж поистине: свято место не бывает пусто. Не успело руководство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) объявить об официальном окончании пандемии гриппа H1N1, как тут же нарисовалась новая страшилка для человечества – супербактерия NDM-1, с которой не справляются даже антибиотики.
Собственно, NDM-1 – это обозначение не самой бактерии, а одного из её ферментов, которому действительно не страшны большинство антибиотиков. Более того – он сам представляет для них угрозу, поскольку способен их расщеплять. И вот теперь их мощь практически сводится на нет, резко ослабляется действие даже тех препаратов, которые врачи применяют в экстренных случаях при наиболее опасных инфекционных заболеваниях.
Вообще-то, новый фермент относится к давно известным врагам антибиотиков – так называемым бета-лактамазам. Впервые он был описан в 2009 году в Индии, отсюда и его аббревиатура NDM – New Delhi metallo-ß-lactamase (металло-бета-лактамаза из Нью-Дели). Но по сравнению со своими предыдущими сородичами это настоящий монстр. Мало того, что он наносит колоссальный ущерб наиболее эффективным антибиотикам, так ещё и способен довольно легко перемещаться из бактерий одного вида в бактерии другого. Эта его способность может обернуться настоящей катастрофой для человечества.
Выявленный поначалу в Индии, Пакистане и Бангладеш, где сейчас насчитывается в общей сложности около 140 заражённых пациентов, NDM-1 к лету нынешнего года проявился в Австралии, Северной Америке и Европе. Учёные обнаружили его единичные проявления в Германии и Голландии. В Великобритании интернациональной бригадой специалистов из университета Мадраса зарегистрировано около полусотни случаев заражения, а в Бельгии есть уже и первая жертва фермента-убийцы. Скончался житель Брюсселя, который заболел после июньской поездки на родину – в Пакистан. Там он повредил себе ногу, и рану обработали на месте. В итоге спасти его не сумели даже в Европе. Это первая на нашем континенте смерть из-за инфекции с NDM-1.
Недавно Институт Роберта Коха осторожно напомнил, что существует ещё, по крайней мере, два вида антибиотиков, способных хоть как-то бороться с новым ферментом. Однако в случае с умершим в Брюсселе мужчиной один из этих препаратов (колистин) показал себя неэффективным. Как обстоят дела со вторым (тигециклином), ещё неясно, но уже понятно, что в принципе ничего хорошего медикам ждать не приходится.
Против распространения болезни пока эффективны только изоляция больных и дезинфекция всех помещений, где они находились. На антибиотики надежды мало: как считают в Европейском обществе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ESCMID), разработка нового препарата, способного поставить достаточно надёжный заслон на пути NDM-1, может занять около десяти лет. В этих условиях стремительное распространение агрессивного фермента способно обернуться очередной глобальной эпидемией – пандемией.
Хотя возможно, что всё не так страшно, как представляется. В конце концов, история с гриппом H1N1 завершилась относительно благополучно. Некоторые специалисты вообще сомневаются, что эта пандемия действительно имела место: количество её жертв в мире оказалось даже меньше, чем при обычных сезонных эпидемиях гриппа. В докладе Комиссии по здравоохранению Парламентской ассамблеи Совета Европы говорится, что именно позиция Всемирной организации здравоохранения по вопросу H1N1 привела к паническим настроениям. Многие страны израсходовали миллиарды долларов на вакцину, большая часть запасов которой осталась невостребованной.
Сомнения по поводу пандемии многократно умножились, когда ВОЗ вынудили опубликовать список экспертов, консультировавших её по поводу «свиного гриппа». Оказалось, что, по меньшей мере, треть их была тесно связана с фармацевтическими компаниями, так что разговоры о пандемии – возможно, просто бизнес. Не исключено, что эта история повторяется, и нам предлагают ту же страшилку в другой упаковке.
Сергей Прокошенко, Русская Германия
Tweet