Декриминализация ст. 309 УК – не легализация
Готовится проект, согласно которому действия, предусмотренные ныне ч. 1 ст. 309 (незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта), будут квалифицироваться как уголовный проступок, за который будут предусмотрены исключительно штрафные санкции.
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, который по решению Генеральной ассамблеи ООН ежегодно отмечается 26 июня, в этом году запомнится дискуссиями по поводу либерализации действующего законодательства по отношению к той категории преступников-наркоманов, которую многие правозащитные организации считают наиболее многочисленной, но при этом одновременно и наименее опасной. Речь идет о лицах, осужденных за хранение наркотиков без цели сбыта.
Самая распространенная статья после кражи
В ныне действующем Уголовном кодексе Украины незаконному обороту наркотиков посвящен целый раздел XIII, однако лишь две его статьи являются «альфой и омегой» для правоохранительных органов – 307-я и 309-я. В их названиях присутствуют одинаковые слова: «незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Разница между ними состоит в том, что в первой присутствует слово «сбыт», а во второй – словосочетание «без цели сбыта». Соответственно, отличаются и санкции: по одной – от 4 до 12 лет лишения свободы, по другой – от 850 грн штрафа до 8 лет лишения свободы.
По данным статистики, в течение последних 5 лет среднегодовое число осужденных по ст. 307 составляло 5 тыс. чел., по 309-й – 15 тыс. Таким образом, каждый десятый осужденный в Украине преступник сел на скамью подсудимых за хранение наркотиков без цели сбыта. Грубо говоря, все эти люди фактически осуждены за употребление наркотиков, но поскольку само по себе их незаконное (т. е. без назначения врача) употребление ненаказуемо, наркоманов привлекают к уголовной ответственности за хранение. Ведь в подавляющем большинстве случаев для того, чтобы употребить наркотик, его нужно подержать в руках, и этих нескольких секунд правоохранителям вполне достаточно, чтобы квалифицировать деяние как незаконное хранение.
Споры о том, должно ли это деяние быть уголовно наказуемым, продолжаются давно. Сторонники декриминализации стоят на том, что в данном случае общество наказывает больных людей, которых нужно не карать, а лечить. Их оппоненты утверждают, что таким образом государство де-факто наказывает наркоманов за другие преступления, которые были ими совершены, но при этом не были зарегистрированы. В первую очередь имеются в виду кражи из семьи: чтобы достать деньги для покупки очередной дозы, попавший в наркотическую зависимость человек чаще всего ворует и продает вещи своих родных и близких, а они по доброте своей не заявляют об этом в милицию.
Три варианта декриминализации
Тем не менее, призывы исключить из Уголовного кодекса если не всю ст. 309, то хотя бы первую ее часть, звучат все настойчивей. Напомним, что эта ч. 1 ст. 309 содержит неквалифицированное хранение наркотиков; ч. 2 – то же самое, только совершенное повторно, по предварительному сговору группой лиц, или если предметом преступления было крупное количество наркотиков; ч. 3 –уже организованная группа или особо крупное количество.
Сегодня эти ранее игнорируемые властью призывы к декриминализации, кажется, нашли определенный отклик в Министерстве внутренних дел. Правда, в несколько неожиданной форме, что, помимо прочего, связано с принятием нового Уголовного процессуального кодекса и существенной реконструкцией кодекса Уголовного. Дело в том, что сейчас в разработке находится та его часть, где речь будет идти об уголовных проступках. И как сообщила начальник организационно-методического отдела УБНОН МВД Елена Коваль, готовится проект, согласно которому действия, предусмотренные ныне ч. 1 ст. 309, будут квалифицироваться как уголовный проступок, за который будут предусмотрены исключительно штрафные санкции.
Однако, помимо двух названных, есть еще третий вариант, для реализации которого не понадобится даже отвлекать от более важных дел законодательный корпус страны. Как известно, в Кодексе Украины об административных правонарушениях есть ст. 44 с очень похожим названием: «Незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах». Нею предусмотрены санкции в виде штрафа от 425 до 850 грн, общественных работ от 20 до 60 часов или административного ареста на срок до 15 суток. Однако в любом случае на человеке уже не будет стоять клеймо судимости, которое может помешать во всех жизненных аспектах, в т. ч. в получении работы.
Весь секрет в том, какое именно количество найденных при человеке наркотиков считать небольшим. Существует приказ Министерства здравоохранения №188 от 1.08., которым как раз и утверждены объемы наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Так, например, «потолок» небольшого количества героина установлен на отметке 0,005 г, ацетилированного опия – тоже 0,005 г, настойки канабиса – 0,3 г, смолы канабиса – 0,5 г, канабиса в виде измельченных частей конопли – 5 г. Свои нормативы предусмотрены и для кокаина, метадона, морфина, трамадола и еще десятка запрещенных в свободном обороте субстанций.
Правозащитники уверены, что если Минздрав немного подымет эту планку, многие тысячи людей останутся за бортом уголовного преследования, что, впрочем, отнюдь не освободит их от административной ответственности за пагубное пристрастие к наркотикам.КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Олег Школьный, начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Украины
– В Украине иногда проводятся так называемые марши, цель которых – добиться разрешения на хранение некоторых видов наркотических веществ, например марихуаны. Однако, разрешив хранение наркотиков, государство автоматически разрешит и их употребление. Я категорически против этого, поскольку считаю, что забота о здоровье нации должна стоять на первом месте.
Автор: Алина Прокопенко, «Судебно-юридическая газета» № 26 (194)
Tweet