Все об отмене справок. Кончится ли наконец бумажная волокита?

Одной из больших проблем сегодняшних реалий является бюрократизм в государственных органах. Заключается он, в первую очередь, в необходимости проведения целого ряда подготовительных процессов для совершения любого действия – будь то регистрация актов гражданского состояния, оформление предпринимательской деятельности или даже получение подтверждения владения имуществом. Гражданам необходимо собирать большое количество информационных справок, выписок, что является как денежно, так и временно затратным.

Как заявила первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова, с 1 октября 2015 г. ни один государственный орган не будет иметь права требовать справки – он будет самостоятельно обращаться к реестрам и получать всю необходимую информацию. Правда это или очередной популизм, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Какие из услуг административные?

Как известно, с целью оптимизации государственных ресурсов и обеспечения доступности услуг публичных органов 6 сентября 2012 г. парламент принял Закон «Об административных услугах». Установлено, что административной услугой является результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления услуги по заявлению физического или юридического лица, направленный на установление, изменение или прекращение прав и/или обязанностей такого лица в соответствии с законом. Таким образом, законодательно были закреплены и унифицированы все виды услуг, предоставляемые государственными и местными органами власти, а также органами местного самоуправления в сферах:

  • осуществления государственного надзора (контроля);
  • метрологического контроля и надзора;
  • аккредитации органов по оценке соответствия;
  • дознания, досудебного следствия;
  • оперативно-розыскной деятельности;
  • судопроизводства, исполнительного производства;
  • нотариальных действий;
  • исполнения наказаний;
  • доступа к публичной информации;
  • применения законодательства о защите экономической конкуренции;
  • осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
  • приобретения прав на конкурсной основе;
  • приобретения прав в отношении объектов, ограниченных в гражданском обороте.

Однако не все услуги государства и местных органов власти в обозначенных отраслях являются административными. Административные услуги заключаются в выдаче извлечений и выписок из реестров, свидетельств, справок, копий, дубликатов документов и других предусмотренных законом действиях, в результате которых субъекту обращения, а также объекту, находящемуся в его собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт.

Порядок предоставления административных услуг

Информация о порядке предоставления конкретных услуг бесплатно обеспечивается гражданам через Реестр административных услуг, размещенный на правительственном портале, с помощью круглосуточной правительственной телефонной справки, а также информирования через СМИ.

Согласно положениям закона в редакции, действующей с 04.10.2015, Реестр административных услуг формируется и ведется центральным органом исполнительной власти, которые обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере предоставления административных услуг с целью ведения учета административных услуг и обеспечения открытого и бесплатного доступа к информации об админуслугах. Реестр содержит перечень административных услуг; правовых оснований для их предоставления; субъектов предоставления; размер платы (административный сбор) в случае предоставления услуги на платной основе; другие сведения, определенные КМУ. В основном, это перечень необходимых документов для оформления (сбор их осуществляется самой структурой).

Предоставление административных услуг осуществляется на основании устной или письменной формы, как поданной лично, так и направленной по почте через центры предоставления и/или с помощью средств телекоммуникационной связи через Единый государственный портал административных услуг. Обращение физических лиц и физлиц-предпринимателей, по общему правилу, не зависит от регистрации места жительства или пребывания. Юридическое же лицо имеет право на получение государственной услуги по местонахождению или (в случаях, предусмотренных законом) по месту осуществления деятельности или местонахождению соответствующего объекта.

Оптимизация предоставления услуг для граждан проявляется, в первую очередь, в том, что орган, предоставляющий услугу, получает соответствующие документы или информацию без участия обращающегося, в т. ч. путем прямого доступа к информационным системам или базам данных других субъектов предоставления административных услуг, предприятий, учреждений или организаций, которые принадлежат к сфере их управления.

Следовательно, необходимость проведения подготовительных процессов для осуществления действия физического или юридического лица, направленного на установление, изменение или прекращение его прав и/или обязанностей, отпадает, поскольку весь процесс по сбору востребованной информации переносится на орган, предоставляющий конечную услугу, за которой обратилось лицо. Также установлено, что предоставление документов или информации осуществляется не позднее 3 дней со дня получения запроса. Таким образом, информатизация системы предоставления административных услуг сократит и строки, необходимые для получения конечного результата.

При этом субъект предоставления административной услуги не может требовать от субъекта обращения документы или информацию, находящиеся во владении государственных органов, органов власти АРК, местного самоуправления, предприятий, учреждений или организаций, относящихся к сфере их управления. Такими документами являются:

  • документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Украины, в т. ч. военнослужащих;

  • документы, удостоверяющие статус иностранца либо лица без гражданства, получение статуса беженца или убежища в Украине;

  • документы воинского учета;

  • свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния;

  • документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующей категории;

  • документы, удостоверяющие прохождение обязательного технического контроля транспортных средств соответствующей категории;

  • документы на ТС и его составные части, в т. ч. регистрационные;

  • документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработной плате гражданина;

  • документы об образовании и/или профессиональной квалификации, научной степени и ученом звании и документы, связанные с прохождением обучения, предоставляемые учебными заведениями;

  • справки, заключения и другие документы, предоставляемые учреждениями здравоохранения;

  • документы Национального архивного фонда и другие архивные документы в соответствии с законодательством о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях;

  • решения, приговоры, определения и постановления судов;

  • учредительные документы юридического лица;

  • решения, заключения и разрешения, принимаемые (предоставляемые) органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством;

  • документы медико-социальной экспертизы;

  • удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной помощи;

  • документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.

Для получения админуслуги подача документов необходима, только если сведения, содержащиеся в них, не внесены в соответствующие информационные базы в объеме, достаточном для предоставления услуги.

Законодатель определил, что центр предоставления административных услуг обеспечивает организацию предоставления услуги в кратчайшие сроки и при минимальном количестве посещений субъектом обращения. Предельный срок предоставления услуги определяется специальным законом, который регулирует этот вид услуги. В случае же, если срок не определен, он не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для получения услуги.

Административная услуга считается предоставленной с момента получения ее субъектом обращения лично или направления ему по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении) письма с уведомлением о возможности получения услуги. При этом срок доставки почтовой корреспонденции не засчитывается в срок оказания государственной услуги.

Тонкости процедуры

Для получения административной услуги заявителю необходимо обратиться в соответствующий центр предоставления административных услуг. Центры – это постоянно действующие рабочие органы или структурные подразделения исполнительного органа городского, поселкового совета или Киевской, Севастопольской городской, районной, районной в Киеве, Севастополе государственной администрации. Могут быть также организованы территориальные подразделения центра. Перечень предоставляемых ими услуг определяется органом, который принял решение о создании такого центра, однако должен включать админуслуги органов исполнительной власти, перечень которых утверждается КМУ.

Время приема в центре предоставления административных услуг составляет не менее 6 дней в неделю и 7 часов в день без перерыва на обед и является общим (единым) для всех центров. Кроме того, не менее двух дней в неделю центр до 20.00 осуществляет прием субъектов обращения. Услуги центра предоставляются заявителю через администратора путем его взаимодействия с субъектами предоставления. Администратор назначается на должность и увольняется руководителем органа, который принял решение о создании соответствующего центра. Он имеет именную печать (штамп) с указанием его фамилии, имени, отчества и наименования центра предоставления административных услуг. Основными задачами администратора являются:

  • предоставление субъектам обращения исчерпывающей информации и консультаций относительно требований и порядка предоставления админуслуг;

  • принятие от субъектов обращения документов, необходимых для предоставления административных услуг, их регистрация и представление документов (их копий) соответствующим субъектам предоставления услуг не позднее следующего рабочего дня после их получения;

  • выдача или обеспечение направления через средства почтовой связи субъектам обращения результатов предоставления административных услуг (в т. ч. решения об отказе в удовлетворении заявления), сообщение о возможности получения админуслуг, оформленных субъектами предоставления административных услуг;

  • организационное обеспечение предоставления административных услуг субъектами предоставления;

  • осуществление контроля за соблюдением субъектами предоставления административных услуг сроков рассмотрения дел и принятия решений;

  • предоставление административных услуг в случаях, предусмотренных законом.

А с 4 октября 2015 г. администратор центра будет также уполномочен составлять протоколы об административных нарушениях.

Администратор как должностное лицо имеет право бесплатно получать от субъектов предоставления услуг, предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере их управления документы и информацию, связанные с предоставлением административных услуг; согласовывать документы (решения) в других органах государственной власти и местного самоуправления, получать их выводы без привлечения субъекта обращения; информировать руководителя центра и руководителей субъектов предоставления административных услуг о нарушении сроков рассмотрения заявлений, требовать принятия мер по устранению нарушений, а также заверять своей подписью и печатью (штампом) копии (фотокопии) документов и выписок из них, выписок из реестров и баз данных, которые необходимы для предоставления государственной услуги.

Фактически же предоставление административных услуг исполняется органом власти или местного самоуправления, к ведению которого относится заявленный вопрос. Поскольку административные услуги предоставляются с использованием электронных баз и реестров, непосредственным исполнителем услуги будет его держатель.

Согласно положениям закона, субъектам предоставления админуслуг запрещается осуществлять прием заявлений относительно предоставления таких услуг, выдавать субъектам обращения оформленные результаты их предоставления, если такие услуги по закону предоставляются через центры предоставления админуслуг. Указанная правовая норма с 4 октября 2015 г. будет дополнена уточнением: кроме случаев подачи заявлений через Единый государственный портал административных услуг.

Безопасность данных

Вопрос безопасности данных, находящихся в базах и реестрах, также регулируется законом – именно субъект предоставления админуслуги, предприятие, учреждение или организация, относящиеся к сфере его управления, которые владеют документами или информацией, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязаны обеспечить хранение и защиту информации, полученной в результате предоставления государственной услуги. На сегодня обеспечение работы электронных систем возлагается на госпредприятие «Национальные информационные системы». В связи с изложенным, а также учитывая прохождение определенной процедуры при регистрации для работы с помощью телекоммуникационной связи со сферой административных услуг можно сказать о высокой степени защиты данных.

Таким образом, информатизация и унификация админуслуг имеет ряд преимуществ, начиная с удобства обращения, сокращения сроков исполнения и заканчивая уменьшением затрат на бумажную волокиту. Однако существуют и недоработки системы, связанные как с ненаполненностью некоторых реестров, так и с определенными сложностями при осуществления регистрации и получении услуг с помощью телекоммуникационной связи. Следует также отметить неизбежное сокращение штатов работников органов власти и местного самоуправления, связанное с оптимизацией системы предоставления админуслуг.

Несмотря на сложности, с которыми сталкивается разработка единой системы услуг, ее появление позитивно отразится на качестве работы органов власти и местного самоуправления, поскольку обеспечит свободный доступ граждан к услугам и минимизирует существующий бюрократизм.

Электронные запросы на смену бумажной волоките

До 1 октября для судов, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой, Службы безопасности и других органов государственной власти (должностных лиц) действовало положение о возможности получать информационные справки из Государственного реестра прав в бумажной форме до заключения договора о предоставлении доступа к Государственному реестру имущественных прав на недвижимое имущество и получения электронной цифровой подписи для работы с реестром. Но с 1 октября все органы власти и местного самоуправления переходят на электронный обмен данными. Это повысит скорость поступления затребованной информации, а также уменьшит материальные затраты, связанные с оформлением и пересылкой запросов.

Однако Государственный реестр прав относительно земли заполнялся лишь с момента его запуска – с 1 января 2013 г., а реестр недвижимого имущества имеет пробелы в заполнении до 2010 г. Это означает, что предоставление услуг, касающихся имущественных прав, в электронной форме будет затруднено, и такие запросы порой будут обрабатывается дольше в связи с обращением к архивным данным, которые сохраняются в бумажном виде.

На днях Государственная судебная администрация разместила объявление для судов о том, что с 1 октября получение сведений из Госреестра прав на недвижимое имущество будет осуществляться исключительно в электронной форме. В связи с этим около 8000 судей должны обратиться к ГП «Национальные информационные системы», чтобы получить логин и пароль для доступа к реестру. Как это будет происходить на практике, пока остается под вопросом.


КОММЕНТАРИИ 

Александр Дехтярчук, председатель подкомитета по вопросам админуслуг Комитета ВР по вопросам государственного устройства, региональной политики и местного самоуправления

– Центры административных услуг работают сейчас качественно далеко не везде. В городах областного значения они созданы достаточно удачно, но если мы говорим о районных госадминистрациях, которые также создавали центры в районах, то значительная их часть работает несовершенно. Необходимо упразднять печати и справки, вводить электронный обмен документами между госструктурами. Вопрос только в материально-технических возможностях. Нужно уже сейчас создавать местные программы с привлечением средств, в т. ч. местного бюджета для обеспечения возможности доступа к базам данных.

Существует также проблема персонала. К примеру, в городе Дубно мы имеем катастрофическую ситуацию с регистрацией прав аренды на земли сельскохозяйственного предназначения. Местные органы самоуправления недополучают налоги, которые подлежали бы оплате при регистрации указанных прав. Один из работников службы сообщил мне, что у него в неделю регистрируется максимум 6 договоров аренды земли, и ему необходимо 30 лет, чтоб зарегистрировать все такие договоры Дубинского района. Этот вопрос является достаточно острым.

Такая очередь порождает коррупционные риски. Я выступаю за передачу параллельно этих полномочий центрам административных услуг, но это, естественно. приведет к дополнительной нагрузке на райгосадминистрации. Также это дополнительная нагрузка по расходам на городские советы и советы областного значения. Но это нужно делать, потому что другого пути просто нет. Центры могли бы более эффективно исполнять эти функции, а регистрационные службы, к сожалению, не могут в полной мере обеспечить существующие запросы.

Анна Онищенко, министр Кабинета министров, экс-председатель Государственной регистрационной службы

– Процесс информатизации публичного администрирования имеет две составляющие. Первое – это то, что мы должны максимально переводить все в электронную форму, и мы это делаем. Как правительство в целом, так и Министерство юстиции пытаются максимально перейти на электронную форму общения с гражданами. Это, с одной стороны, минимизирует, а в большинстве случаев делает невозможным проявления коррупции. А с другой стороны – это просто, доступно и быстро для гражданина.

К сожалению, на данный момент реестры не являются наполненными. Например, 23 сентября председатель Государственного геокадастра озвучил, что на данный момент наполнение реестра государственного земельного кадастра составляет около 11%, и действительно мало. Но его наполнение будет происходить параллельно. Это нормальный эволюционный процесс. Мы понимаем, что провести инвентаризацию всех земель за месяц или за два невозможно. Но когда люди обращаются в обычном режиме относительно переоформления прав на землю (это могут быть и гражданско-правовые сделки, и дарственные или оформление наследства), этот кадастр и реестр недвижимости, который ведет Минюст, будут наполняться. Понятно, что на это требуется определенное время, но это нормально.

Каждый орган государственной власти должен иметь доступ к электронным реестрам. Это его обязанность. Начиная с октября, он не имеет права требовать справки у гражданина. 23 сентября в связи с тем, что много райгосадминистраций не выполнили и даже не начали выполнять эту обязанность и, соответственно, существует вероятность, что в некоторых районах будет сорван этот процесс, были приняты дисциплинарные взыскания к главам соответствующих райгосадминистраций. Также они обязаны ускорить процедуру получения ключей доступа.

Министерство юстиции со своей стороны сделало все возможное. Оно организовало правовое обеспечение, т. е. принятие соответствующих нормативных актов, доработку программного обеспечения (это обеспечение технической возможности), а также провело широкую информационно-разъяснительную кампанию. Было 5 поручений Премьер-министра и правительства о том, что органы государственной власти обязаны получить доступ к электронным реестрам. А то, что конкретный руководитель конкретного органа этого не сделал – это сфера его ответственности, я бы даже больше сказала, совести. И если в октябре он не сможет этого делать, должна быть ответственность, в т. ч. политическая для руководителя, который допустил такое нарушение.

Зеновий Холоднюк, председатель Государственной судебной администрации

– Мы в августе с. г., после издания Министерством юстиции приказа, обратились к государственному предприятию «Национальные информационные системы», и 28 августа получили ответ. Они сообщают, что доступ к государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество будет бесплатный, но для того, чтобы получить этот доступ, каждый судья должен обратиться в ГП и получить логин и пароль. Затем работники предприятия на компьютере, который стоит на рабочем месте судьи, устанавливают программное обеспечение, выдают логин и пароль. Только после этого судья будет иметь право доступа к реестру вещных прав.

То, как это сделано, абсолютно нас не устраивает. Около 8 тыс. судей должны обратиться к ГП, а затем его представители будут ехать в каждый суд и каждому судье на рабочем месте устанавливать программу. Это абсурд. Во-первых, представителям госпредприятия никто просто так не даст доступ к компьютеру судьи. Кроме того, хотя доступ и установка ПО вроде бы бесплатные, но затем для эксплуатации и сопровождения этого ПО необходимо заключать договор, и за это нужно будет платить. Это абсолютно неприемлемо для нас. Сейчас мы обращаемся в Министерство юстиции с тем, чтобы они пересмотрели свою позицию, доработали программное обеспечение и дали доступ к реестру в обычном режиме, без логинов и паролей. Это аналогично тому, как если бы мы давали доступ к Единому государственному реестру судебных решений и брали за это плату. Я думаю, что после того, как министр юстиции получит наше письмо, он отреагирует немедленно.

Игорь Алексеев, народный депутат, советник министра юстиции Украины

– Практика показывает, что реестры вещных прав на недвижимое имущество и юридических лиц и физических лиц-предпринимателей содержат наиболее востребованную информацию. Стоит отметить, что уже сейчас граждане и юридические лица могут самостоятельно получить информацию онлайн о зарегистрированных правах на недвижимость, оплатив услугу также дистанционно, платежной карточкой.

При этом – никаких «дополнительных платных услуг» или очередей. Такая услуга доступна на веб-сайте Министерства юстиции Украины в рубрике «Электронные онлайн-сервисы». Сегодня органы власти имеют право получать сведения из реестров в бумажной форме на основании письменного запроса. Это недостаточно быстрая и простая процедура, поэтому было решено уже с 1 октября предоставить таким органам прямой доступ к данным названных реестров. Кроме того, чиновники смогут непосредственно получать сведения ряда реестров, которые уже не ведутся, поскольку дублируют действующие, но могут быть использованы как архивы: реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек. Таким образом, органы власти больше не будут требовать от граждан предоставления справок, касающихся упомянутых реестров: все данные они смогут получать самостоятельно.

К сожалению, за несколько дней до «дедлайна» видим огромный саботаж со стороны местных властей новациям в сфере электронного управления. По состоянию на 23 сентября к реестрам подключились лишь 14% центров предоставления административных услуг и только 6% райгосадминистраций. Более того, есть области, в которых ни одна из РГА не имеет доступа к реестрам. И это учитывая, что органам власти предоставлялось 6 месяцев на заключение договоров о подключении.

Если получение информации из реестров связано с осуществлением своих полномочий органами власти, к которым обратился гражданин, запрос оформляется соответствующим органом. На сегодня такие органы готовят запросы в письменной форме, направляют их в другие учреждения, которое имеют доступ к реестрам, и получают через некоторое время ответы в форме информационной справки. Конечно, столь длительная процедура тоже влияла на эффективность работы государственных органов с гражданами.

С 1 октября получение информации будет занимать считанные минуты. Ведь все, что нужно будет сделать чиновнику, чтобы получить нужную информацию из реестра, это ввести реквизиты поиска, основание пользования реестром, распечатать справку и скрепить ее подписью и печатью. Конечно, это не исключает возможности граждан получать справки из реестра лично. Министерство юстиции задекларировало курс на открытие реестров. Это значит, что уже сейчас можно получить нужную справку в электронной форме через кабинет электронных сервисов.

Стоит вспомнить еще одно перспективное новшество Минюста – внедрение электронных сервисов в сфере регистрации актов гражданского состояния. Сейчас 113 ЗАГСов охвачены пилотным проектом, который позволяет подать заявление на регистрацию брака, изменение имени, документы о рождении ребенка или задать вопрос в режиме онлайн.

Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей работает с 2004 г. Он содержит в т. ч. информацию о всех юридических лицах и предпринимателях, зарегистрированных до его создания, т. е. до 1 июля 2004 г. Информация об имущественных правах на недвижимое имущество и их обременениях вносится в соответствующий госреестр с января 2013 г., однако, в него не включена информация о правах, которые возникли и оформлены до этой даты, так как законодательство не предусматривает обязанности обращаться за их «перерегистрацией» в Государственном реестре имущественных прав на недвижимое имущество. Поэтому на сегодня государственным регистраторам при регистрации таких прав нередко приходится запрашивать необходимую информацию от других органов, которые проводили регистрацию до 2013 г.

Сведения в реестр вносятся уполномоченными лицами – государственными регистраторами. Это предусмотрено Законами Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Законодательство также четко определяет круг субъектов, которые вправе требовать внесения таких сведений. В частности, в случае так называемого реестра бизнеса это не только представители юридических лиц и физические лица-предприниматели, но и, например, суды. Так, в случае вынесения судебного решения о признании недействительными изменений в учредительные документы юридического лица суд в день вступления в законную силу судебного решения направляет его государственному регистратору для внесения соответствующей записи в реестр.

Наталья Шамрай, директор департамента (центра) предоставления административных услуг при КГГА

– Городской и 10 районных центров предоставления административных услуг в Киеве готовы к работе. Ключи доступа были нами получены. Городской центр еще с 1 сентября подключен к реестру недвижимости, и уже на окончательной стадии процесс подключения к реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Все районные центры будут к ним подключены до 1 октября. В них сейчас ведется работа, ключи доступа они уже получили, и на этот момент проходит процедура активации таких ключей.

Также КГГА ведется работа, связанная с подключением субъектов предоставления административных услуг непосредственно к таким реестрам, чтобы они не требовали справок. Планируется такое подключение до 1 октября. Сейчас самый большой спрос со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Они обращаются в цент, и просят о предоставлении выписок, выдержек с этих реестров. Сейчас в центрах такая услуга предоставляется работниками регистрационной службы, но с 1 октября она предоставляться не будет, о чем мы их предупреждаем. Мы разъясняем им необходимость самостоятельного получения доступа к реестрам.

Павел Петренко, министр юстиции Украины

– С 1 октября будет действовать запрет для госслужащих требовать от украинцев ненужные справки. Благодаря подключению к реестрам чиновники смогут сами найти всю необходимую информацию. Однако чиновники не хотят менять систему, когда они могли гонять граждан по инстанциям до тех пор, пока не получат взятки. Поэтому мы и видим такое сопротивление.

Мы будем ломать эту систему. Те люди в местной власти или местном самоуправлении, которые не справляются с поставленной задачей, не готовые оставить бюрократию и коррупцию, должны уйти с государственной службы. Реакция Премьера была мгновенной – Арсений Яценюк вынес выговоры руководителями Ровненской, Хмельницкой, Запорожской и Черновицкой областных государственных администраций за невыполнение поручения по подключению к Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и к Госреестру недвижимости. На сайте Министерства юстиции уже размещена интерактивная карта с областями, которые обеспечили подключение к реестрам и удобные сервисы, а также со списком тех, кто желает оставить бюрократию. Также мы сейчас отрабатываем с общественностью запуск общественной акции, чтобы люди знали каждого руководителя местного уровня, который не хочет упростить им жизнь и желает и в дальнейшем принимать лишние справки.


Админуслуги «не выходя из дому»

Единый государственный портал административных услуг является официальным источником информации, обеспечивает предоставление админуслуг в электронной форме и доступ субъектов обращения к информации с использованием интернета. Именно с помощью портала лицо может получить информацию об услугах, заполнить и загрузить в электронной форме заявление и другие необходимые для получения услуг документы (в т. ч. совершить оплату), которые в дальнейшем подать с помощью средств телекоммуникационной связи и оперативно получить информацию о ходе или результате рассмотрения поданного заявления.

Для совершения действий, в результате которых субъекту обращения, а также объекту, находящемуся в его собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт, заявителю не нужно обращаться в специализированый центр, что также экономит время и материальные средства.

Однако для подачи заявления в электронном виде лицу предстоит зарегистрироваться и идентифицироваться электронно-цифровой подписью. Получить такую подпись можно, обратившись в аккредитованный центр сертификации ключей Государственной фискальной службы. Следовательно, онлайн-сервис удобен при использовании, однако для обеспечения такой работы все равно необходимо обращаться в госструктуры.

Автор: Мария Мисюра, «Судебно-юридическая газета»

Читайте также: