Кто и как крадет на реформе ЖКХ?

Куда уходят наши деньги за жилищно-коммунальные услуги? Кто их оприходует? По каким схемам они должны инвестироваться в наши дома? Мы задались этими вопросами, чтобы обнаружить «черную дыру» в ЖКХ и составить список тех, кто присваивает коммунальные платежи и собирается в дальнейшем поживиться на реформе в коммунальной сфере.

Дешево – кораблям, дорого – народу

Тарифы на коммунальные услуги для украинцев продолжают расти, несмотря на все обещания властей о сохранении их на прежнем уровне хотя бы в кризисное время. Киевляне в этом месяце уже расплачивались по новым платежкам, а с октября все украинцы обнаружат подорожание услуг по отоплению и горячему водоснабжению на 20-30%, ведь стоимость газа для населения в стране выросла в 1,5 раза.

Зря, видимо, Президент Украины Виктор Янукович договаривался с российским «Газпромом» про скидки в обмен на продление сроков пребывания Черноморского флота в Севастополе. Если кому-то эти скидки и пригодились, то явно не большинству украинцев. Подписав с россиянами печально известное «харьковское соглашение», «донецкий» Президент худо-бедно убедил население, что так надо для всеобщего блага.

Теперь власти, разрывая на себе морские тельняшки, пытаются заверить всех, что, во-первых, без повышения тарифов на газ не получится провести реформу жилищно-коммунального хозяйства, а, во-вторых, большинство украинцев ничего и не почувствует благодаря субсидиям. Так ли это на самом деле и куда собираются потратить наши деньги завравшиеся чиновники?

Чиновники воруют у 80% украинцев?

В течение года в Украине действует обновленная общегосударственная Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, рассчитанная до 2014-го года. Но жителям домов, требующих капитального ремонта, это неизвестно, поскольку каких-нибудь признаков жизни программа не подает.

Хотя уже в этом году в ее рамках отрасль должна была получить немалые деньги – более 3 млрд грн.

Правда, одно дело написать об этом в программе и совсем другое – в Законе «О государственном бюджете на 2010 год», который как раз и дает отмашку на использование средств.

Первоначально в бюджете заложили всего лишь чуть больше 1 млрд грн, но и эту сумму в июле сократили почти в половину. А в начале августа заместитель министра ЖКХ Сергей Зимин браво заявил, что вот-вот из бюджета будет выделено аж 180 млн грн на реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Цифры, как видно, таят на глазах.

И это только на бумагах, а что происходит с конкретными деньгами вообще страшно себе представить. При этом тарифы на коммунальные услуги у нас растут практически каждый год.

Если не брать во внимание финансирование, то согласно действующей общегосударственной программе, в прошлом и в этом году украинцы должны были уже заметить хоть какие-то изменения. Например, с целью внедрения в стране системы Объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД) предполагалась организация соответствующего обучения. По идее, это не так уж и дорого стоит, если бережливо относиться к деньгам. Можно было бы элементарно выпустить простые информационные материалы о преимуществах и рисках создания ОСМД.

Также планировалось создание некоего института управленцев имуществом жилищного фонда. По меньшей мере, среди населения должны были провести обязательное социологическое исследование по поводу качества коммунальных услуг, но, судя по всему, эта информация нужна только отдельным городам.

В целом же по Украине мы можем довольствоваться данными только независимых центров. А центральным властям знать общественное мнение неинтересно. Так, по результатам исследования Института Горшенина, более 80% украинцев считают тарифы на коммунальные услуги завышенными и уверены, что собранные средства в итоге используются не по назначению.

Продолжаем писать школьные сочинения

И вот вместо конкретных действий, власти написали новый стратегический документ – Программу экономических реформ Президента, в которой отдельный раздел тоже посвящен реформе ЖКХ. Не удивительно, если через год появится еще парочка свежих сочинений – уж больно плодотворная тема.

Ничего принципиально нового и революционного в программе президента по большому счету нет. Документ повторяет ряд положений и инициатив из общегосударственной программы: приведение тарифов к экономически обоснованному уровню, внедрение энергосберегающих технологий и снижение объемов потребления газа, введение четкого учета оказанных услуг путем повсеместной установки счетчиков, распространение практики создания ОСМД, привлечение инвестиций, частных предпринимателей.

Единственно, что в нем обращает на себя внимание – это расстановка приоритетов. Во-первых, поднять тарифы для обеспечения рентабельности отрасли. И создание единого регулятора, который будет эти самые тарифы и диктовать. Кроме того, введение существенной пени, чтобы уровень оплаты коммунальных услуг не опускался ниже 95%.

Во-вторых, пересмотр системы субсидий с усилением адресного характера предоставления этой помощи. В-третьих, увеличение количества ОСМД, которые должны создаваться в обязательном порядке. Так и сказано. И, наконец, привлечение кредитов и инвестиций для модернизации ЖКХ. Однако про конкретные механизмы работы с инвесторами программа умалчивает.

Утром – деньги, вечером – снова деньги

Тем не менее, эксперты, чьим мнением интересовался портал «Политика и деньги» единогласны в том, что без повышения тарифов Украине не обойтись. «Другого способа реформировать отрасль пока не придумали и вряд ли придумают в ближайшее время. С каждым годом система жилищно-коммунального хозяйства все больше изнашивается и за нее нужно все больше платить», — говорит Алексей Голобуцкий, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций.

Выхода из этой ситуации два – закладывать деньги на модернизацию в сам тариф или привлекать инвестиции, как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке. Плюс средства из госбюджета. Но, как отмечает Сергей Бульбас, президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ, поскольку инвестиции все равно придется возвращать рано или поздно, то вопрос о повышении тарифа будет актуален в любом случае. Инвестиции направлены на получении прибыли и источник их возврата – это тариф.

Правда, чтобы навести порядок в этой сфере, придется подождать. «У нас отрасль находится в таком состоянии, что даже при наличии 100% средств на модернизацию, не получится быстро прийти к качественным изменениям. Чтобы вывести коммунальные услуги на нормальный уровень должно пройти несколько лет. Невозможно за один год решить то, что накапливалось десятилетиями», — подчеркивает эксперт. Но, если задуматься, украинцы ждут вроде как уже и не один год. Тарифы растут, а ничего не меняется.

Артезианскую скважину в каждый дом!

Анна Чухай, ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций, высказала свои опасения, что, скорее всего, коммунальные услуги дорожают по объективным причинам ввиду увеличения затрат. Дорожает газ, поднимается минимальная зарплата и предприятиям нужно проводить перерасчет. «Боюсь, что ни к модернизации, ни к приобретению новых активов рост тарифов не приведет».

Так что, для серьезных качественных изменений цены на коммунальные услуги должны вырасти еще больше. Но при этом хотелось бы видеть четкий план действий – на что конкретно будут тратиться деньги.

Анна Чухай приводит в пример опыт Великой Британии, а именно Англии. В 80-х годах там была похожая ситуация, как у нас: большие потери воды и тепла из-за высокой изношенности инфраструктуры, низкое качество питьевой воды. Проблему решали постепенно. Были приватизированы водоканалы и одновременно создана комиссия по регулированию рынка коммунальных услуг.

Регулятор поставил жесткие условия новым собственникам. Им позволялось серьезно повысить тариф, но при этом цены должны были оставаться неизменными в течение нескольких лет, и за это время компании обязаны были выполнить определенные обязательства.

«Сейчас в Англии наоборот происходит постепенное снижение тарифа. Поскольку регулятор стимулирует компании вкладывать деньги в модернизацию, чтобы уменьшать себестоимость. При этом прибыль компаний составляет 3-5%. Другие страны Королевства, например, Уэльс и Шотландия, не проводили такой реформы и качество услуг там хуже, чем в Англии, а тарифы выше», — рассказывает г-жа Чухай.

Регулятор создан, но править не может

Приватизацию таких объектов, как водоканалы, наше законодательство запрещает. Здесь можно говорить только об аренде или передачи в концессию.

И что интересно, кое-что из опыта Англии в Украине уже таки делают – в конце июля вступил в действие Закон «О национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг» №2479-VI, согласно которому с первого января 2011-го года должен заработать новый государственный орган. Он будет состоять из центрального аппарата и территориальных органов, в чьи обязанности, в частности, войдет установление тарифов, создание нормативов по использованию услуг, осуществление контроля за выполнением лицензионных условий.

Комиссия получит право получать у предприятий статистику и другую информацию для анализа обоснованности тарифов, проводить плановые и внеплановые проверки, а также штрафовать за нарушения. К примеру, предоставление недостоверной информации обойдется штрафом в размере до 17 тыс. грн, а невыполнение решений комиссий и нарушение условий лицензирования — 85 тыс. грн.

С одной стороны, жесткий регулятор украинской системе ЖКХ нужен уже давно. Но с другой стороны, эксперты называют закон достаточно сырым, и вопросов он вызывает гораздо больше, чем дает ответов.

Вопросы к органам

В один голос специалисты говорят о том, что такая комиссия должна быть независимой от политиков. В той же Англии она финансируется за счет взносов самих предприятий, а у нас регулятор будет подчинен Кабинету Министров. «Поэтому тут не исключены спекуляции, — уверен Сергей Бульбас. — Если будет команда сверху не поднимать тариф, то никто против этого не пойдет».

Кроме того, в законе о создании новой комиссии существует еще множество спорных моментов. Сергей Бульбас напоминает, что в Украине уже давно работает Национальная комиссия по регулированию электроэнергии (НКРЭ) и к тому же именно она будет выполнять функции регулятора рынка коммунальных услуг, пока новый орган не будет сформирован. И тут у эксперта возникает вопрос — если НКРЭ способна выстроить всю работу и выполнять эти функции, то зачем тогда создавать новый орган?

«Зачем создавать громоздкий аппарат? Ведь единственное, что надо было бы сделать – это адаптировать НКРЭ. Это было бы логичнее, да и финансовая нагрузка на бюджет была бы меньше», — подчеркивает Сергей Бульбас.

То, что новая комиссия будет заниматься лицензированием деятельности предприятий, Сергею Бульбасу также не очень понятно. Поскольку на сегодняшний день это входит в круг обязанностей специальной комиссии министерства ЖКХ.

«Возможно, в перспективе планируется ликвидировать министерство вообще, только тогда это логично»,- отмечает эксперт. К тому же некоторые функции регулятора рынка коммунальных услуг дублируют Антимонопольный комитет.

А у Анны Чухай возникло множество вопросов относительно того, каким образом новый орган будет устанавливать тарифы для всей Украины и изучать их обоснованность. «В Англии на рынке работает 32 компании, а штат комиссии составляет 200 человек, которые профессионально проводят расчеты. У нас свыше 500 теплокоммунэнерго и более тысячи водоканалов. Нашей комиссии просто не хватит времени и ресурсов на качественный анализ и подсчет. К тому же, в ней должны работать люди очень высокой квалификации», — уверен эксперт. Поэтому качество работы будущей комиссии у Анны Чухай вызывает большие сомнения.

Сергей Бульбас тем временем надеется, что в дальнейшем в закон будут вноситься необходимые коррективы. Главное, чтоб его приняли поскольку «надо что-то делать, ведь дальше будет еще хуже. Отрасль стоит не просто на грани пропасти, а одной ногой уже там. Какими бы негативными не казались все нынешние инициативы – без них никуда».

Схемные игры

Таким образом, отрасль была доведена до такого состояния, когда любая инициатива: повышение тарифов, приватизация стратегических объектов (водоканалов) или увеличение чиновничьего аппарата (создание новой госструктуры) уже даже экспертами воспринимается, как «спасательный круг».

Если ранее в 1990-1994 гг. народные средства на оплату услуг ЖКХ, а, значит, амортизацию инфраструктуры и ремонт наших домов, съела гиперинфляция, то, начиная с середины 90-х и вплоть до начала нового столетия население и предприятия накапливали долги по коммуналке. Многие люди искали работу или сидели на минимальных зарплатах. Кроме того, в Украине имел отголоски и кризис 1998 года в России. Именно в это время платежная «черная дыра» разрослась. И сегодня мы имеем дело с недостатком средств в отрасли, порожденных нашими же собственными неплатежами, инфляцией и, конечно, схемой распределения средств в ЖКХ.

Кстати, о схеме «большого котла», который действует в ЖКХ. Почему мы платим за ремонт, уборку и прочие услуги, но их часто нам не оказывают. Как ни странно, но часто на них нет денег и это не смотря на то, что мы платим! Схема распределения финансов в государственной сфере ЖКХ характерна для любой отрасли нашей страны.

Сначала платит потребитель – деньги падают на счет коммунальной организации (например, жэк) – далее организация перечисляет их в бюджет более высокого уровня (села, района, города и т.д.) – в конце концов, средства попадают в госбюджет. А это «большой котел», в котором не разбирают, кто и за что заплатил.

Но теперь, чтобы отремонтировать, скажем, крышу в доме №18, необходимо проделать с деньгами обратную операцию. Для чего нужно не только «спустить деньги» с более высокого уровня на самый низкий – конкретно выдать их работникам жэка, но еще и необходимо запланировать тот или иной ремонт крыши, дабы трата средств имела законные основания. А это все время – может пройти не один месяц, пока эти деньги вернутся на более низкий уровень. Как правило, так и получается.

Есть, конечно, срочные ремонты, когда по высшему благословлению высокопоставленного чиновника выделяются ресурсы, но не начальник будет брать на себя ответственность и к тому же вообще заниматься конкретной крышей дома №18, ведь есть гораздо более интересные дела – сдача в аренду земли, объявление тендеров и получение взяток и т.д.

Конечно, в сфере ЖКХ чиновники могут нажиться только, если ремонт или реконструкция будет существенной – когда они могут заказать подрядчиков, которые дадут им «откат». Однако есть и люди, о которых в этих схемных играх часто забывают. Но именно они первыми имеют доступ к деньгам еще при самом начале заказа работ или услуг – это председатели домов.

Уже через 3-5 лет скромной работы на своей должности они, как правило, обзаводятся и машинами, и квартирами. Дело в том, что в Украине достаточно много кооперативных домов, в которых жильцы сначала перечисляют средства за коммунальные услуги на счета своих кооперативов. Аккумулированные средства уже идут на проплату всех услуг жэка. На этом этапе председатель дома имеет доступ к нескольким десяткам тысяч гривен, которые приходят ежемесячно на счет кооператива. И тратятся ли они по назначению и насколько вовремя, думается нам, пока не проверял ни один из жильцов.

Мы привели лишь несколько примером узких моментов, которыми пользуются должностные лица. На самом деле их несчитанное множество. И пока есть возможности «уводить» народные средства не по назначению, сфера жкх будет находиться в Украине в плачевном состоянии.

Вернуть пеню

Тем не менее, вернемся к инициативам властей. Что еще делают чиновники (как мы выяснили, явно не заинтересованные терять насиженные места) для выведения отрасли из кризиса?

Еще одна инициатива властей — сделать очередной реверанс в сторону МВФ, отменив закон, которым временно запрещается взимание пени за несвоевременную оплату услуг. Этот мораторий приняли еще в 1996-м году в связи с тем, что в то время государство массово задерживало по нескольку месяцев зарплаты, выплату пенсий и стипендий.

В результате образовался огромный долг населения перед коммунальщиками, в котором по большому счету само государство и виновато. Ведь людям не то, чтобы за квартиру заплатить не было денег, а элементарно не хватало на еду. А сколько семей было вынуждено из-за начисленной пени продать квартиру и съехать в жилье похуже. Такой статистики, к сожалению, никто не вел.

Как ожидается, пеня будет начисляться на любую задолженность по коммунальным платежам, образовавшуюся после 1 октября этого года. Привет, шахтерам, которым государство часто любит задерживать зарплату и прочим работникам государственных предприятий! Привет, бюджетникам и коммунальщикам! Общая задолженность по зарплате в этом году приросла по Украине на 21,6%, составив около 2 млрд грн. И с каких денег людям, которые не получают во время зарплату, оплачивать вовремя коммунальные услуги?

В тоже время экономисты поддерживают идею с возвратом пени, отмечая, что это будет стимулировать платежи. Кроме того, они обращают внимание на тот факт, что со своей стороны предприятия теплокоммунэнерго обязаны платить немаленькие штрафы компании «Газ Украины» за несвоевременную оплату топлива. И «Газ Украины» не интересует, как рассчиталось население за оказанные услуги.

Конечно, с научной точки зрения, пеня – штука правильная, справедливая и нужная. Но в наших реалиях она будет работать совершенно не по научному и может привести к еще большим проблемам.

Между прочим, что касается платежной дисциплины, то по данным Госкомстата, за январь-июнь 2010-го года население оплатило за жилищно-коммунальные услуги 16,2 млрд грн – 99,7% от начисленных сумм. В прошлом году этот показатель был на уровне 98%. В программе президента при этом речь идет о том, чтобы достичь уровня оплаты не ниже 95%. То есть, если верить Госкомстату, то проблемы, в общем-то, и нет.

Основной же бич для отрасли – это старые долги в сумме 10 млрд грн, на уплату которых государство пока никак не может мотивировать население. Но за что платить-то?!

Спасение государства за ОСМД

Выход в повсеместном создании объединений собственников многоквартирных домов, считает между тем государство. Пока что ими охвачено лишь 13% домов, а в планах Президента до конца 2014-го года выйти на все 70%. Для достижения этой цели предлагается создать специальный центр поддержки и в обязательном порядке организовывать людей в ОСМД. Как это будет выглядеть – неясно. Тут вспоминается разве что, как в 20-30-е годы крестьян массово принуждали к работе в колхозах, чтобы через 70 лет они также массово стали из них выходить.

В программе экономического развития сказано о том, что будет сформирован некий фонд для совместного финансирования государством и ОСМД первого капитального ремонта дома. Но каким образом это все будет происходить – также пока непонятно. Эксперты отмечают: ОСМД для Украины – это неизбежность. Рано или поздно в стране придут к этой форме содержания жилищного фонда, опробованной во многих европейских странах.

Вот только проблема в том, что эту схему пытаются внедрить в Украине без учета финансовых возможностей и менталитета. Наши люди часто не могут договориться и сброситься деньгами на то, чтобы поставить дверь на подъезде. Что ж тогда говорить о создании юридического лица, которое должно самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность и определять за какие именно услуги платить и сколько?!

К тому же ОСМД – дело не только хлопотное, но и затратное. «Наши люди думают так, что, придя в ОСМД, они смогут меньше платить. При этом они не учитывают тот факт, что при меньшем платеже уменьшается и количество, и качество услуг. Кроме того, заходя в ОСМД, нужно будет платить не только за уборку, но и за реконструкцию сетей, за содержание и ремонт лифтов, вывоз мусора и так далее. Это немалые деньги, которые никто не заплатит со стороны, и здесь начинаются недоразумения», — говорит Сергей Бульбас.

А все потому, что доходы у большинства украинцев весьма скромные, чтобы взять на себя такой груз. Поэтому ОСМД сегодня регистрируют в основном в новостройках, в которых живут люди с определенным достатком. По мнению Алексея Голобуцкого, этот процесс тормозит еще и отсутствие четкого классового распределения – в частности, отсутствие ярко выраженного среднего класса.

«Половина дома, допустим, это обеспеченные люди, а другая половина – малообеспеченные. У них разные экономические интересы, и здесь начинаются проблемы», — отмечает эксперт.

К тому же частных компаний, которые занимаются предоставлением коммунальных услуг и могли бы заменить жэки, еще очень мало. И у тех людей, которые зарегистрировали ОСМД, довольно скудный выбор. Но власти все равно будут подталкивать к этому людей. Возможно, государство надеется в далекой перспективе полностью снять с себя обязательства по содержанию домов, чтобы этим занимались исключительно ОСМД. Только тогда качество коммунальных услуг будет разниться от дома к дому, поскольку попадет в прямую зависимость от расторопности жильцов и размера их кошелька.

Вряд ли кому-то это понравится. Но украинцев пока особо не спрашивают. Даже не интересуются их мнением по поводу нынешнего качества услуг. Власти очень сильно увлеклись формальным выполнением условий Международного валютного фонда, которые часто очень правильны с экономической точки зрения, но весьма спорны при воплощении их в жизнь. По крайней мере, в Украине.

Страна тем временем и без нового кредита уже вышла на второе место в мире по размеру своих обязательств перед МВФ. И то ли еще будет.

Ключ к реформе ЖКХ между тем кроется в благосостоянии граждан и увеличении эффективности расходования бюджетных средств. Ведь какая страна – такие и дома. Решить эти проблемы можно только, снизив уровень коррупции и выведя теневой сектор экономики на свет. Но для этих задач в программе Президента не нашло отдельного раздела, а депутаты еще и отложили в этом году введение в действие ряда законов по борьбе с коррупцией. Благо, что МВФ этого не требует. А зря, поскольку экономика в нашей стране очень тесно соседствует с политикой.

Светлана Сугак, Денис Седлецкий, «Политика и деньги»

Читайте также: